ЕКАТЕРИНБУРГ, 30 июля, . 1 августа состоится очередное заседание по поводу взыскания средств за незаконное использование изображений памятника Татищеву и де Геннину. Скульптор Чусовитин уже выиграл несколько дел в судах намерен продолжить «победное шествие». Подробности – в материале .
Вот уже примерно год Петр Чусовитин, московский скульптор с уральскими корнями, судится с теми, кто публикует в путеводителях и сувенирной продукции фото самого известного его монумента – памятника отцам-основателям Екатеринбурга. Чусовитин – воспитанник свердловской художественной школы – в интервью он рассказывал, что первыми его учителями были знаменитые художники Геннадий Мосин и Миша Брусиловский. Ему всегда была присуща глубина и историческая справедливость, но в последний год он решил двинуться в другом направлении.
Первыми на себе ощутили новое веяние издательство «Фест Хэнд», которое издало буклет-путеводитель по Свердловской области, где был использован памятник, давно ставший одним из визуальных символов Екатеринбурга. Чусовитин заявил, что он является единоличным правообладателем памятника и в данном случае не давал согласия на публикацию изображения скульптуры. Он обратился к юристам, которые подали иск против «Фест Хэнд». Суд был выигран, издатель должен был выплатить 10 тыс. рублей.
Казалось бы, немного, но лиха беда начало. Окрыленные успехом, представители скульптора подали в суд на компанию «Евразия», которая разместила фото памятника Татищеву и де Геннину на сувенирной коробке конфет. На этот раз компенсация уже была больше в разы – 70 тыс. рублей, хотя истец требовал 1,3 млн рублей.
В апреле 2019 года Чусовитин подал иск уже в Арбитражный суд Ульяновской области с требованием взыскать 100 тыс. рублей с кондитерской фабрики «Волжанка», которая допустила то же нарушение – неосмотрительно использовала фотографию екатеринбургского памятника в оформлении коробки конфет. Чем закончится дело – сказать сложно, но все предыдущие суды заканчивались частичным удовлетворением требований истца.
Еще один суд прошел в Пермском крае, на данный момент там присуждена самая крупная сумма компенсации – писатель и издатель Борис Эренбург должен выплатить скульптору 170 тыс. рублей за использование того же фото на открытках.
Наконец, 1 августа должно состояться очередное заседание по иску к автору и идеологу проекта «Наш Урал» Марине Чеботаевой, которая использовала изображение памятника в путеводителе еще в 2012 году. К слову сказать, там же было фото бюста писателю Мамину-Сибиряку, который установлен в Свердловске в 1987 году. Насколько известно, наследники автора этого монумента тоже намерены взыскать с Чеботаевой 20 тыс. рублей.
Все суды согласились с тем, что Чусовитин имеет исключительные права на использование своей интеллектуальной собственности, несмотря на то, что администрация Екатеринбурга выступала во всех судебных процессах в качестве третьей стороны, которая утверждала, что Чусовитин не имеет исключительных прав, а памятник создавал коллектив авторов по заданию мэрии. Более того, памятник является частью садово-паркового комплекса и права на него принадлежат администрации Екатеринбурга. Впрочем, суды во всех регионах, где подавались иски встал на сторону творца и не внял требованиям чиновников.
Все это порождает крайне нездоровую ситуацию, которая оказывается на грани абсурда. Все помнят как несколько лет назад известный блогер Илья Варламов приезжал в различные города, критиковал их, а за использование его фото потом судился со СМИ и успешно. Дошло до того, что журналисты просто стали игнорировать фото Варламова, а он спустя время выложил свой гигантский фотоархив в свободный доступ.
Учитывая положительную для правообладателей правоприменительную практику Петра Чусовитина и его юристов, нет никакой гарантии, что так же захотят «срубить денег» авторы других знаковых скульптур и памятников, наследники авторов картин, фотографии которых будут использоваться в путеводителях, справочниках и сувенирной продукции. Такие примеры уже есть, в этом году, например, наследники художника Александра Бенуа добились через суд мирового соглашения с издательством «Наше искусство», следствием которого стала финансовая компенсация и изъятие из продажи тиража книг с эскизами Бенуа. Первоначальная сумма иска составляла почти 2 млн рублей. Несомненно, это может больно ударить по рынку путеводителей, брендирования регионов и страны и продвижения страны и регионов вовне.
Впрочем, белая полоса 75-летнего художника Чусовитина может и закончиться. На днях юрист Евгений Дедков написал о том, что тот уже не является единоличным правообладателем, а значит и сама логика исков должна быть пересмотрена.
«Юридическая фирма «Юста Аура» успешно сопроводила процедуру оформления принадлежности в порядке наследства совместного исключительного права на памятник основателям города Екатеринбурга Татищеву и де Генину внуку умершего архитектора Овечкина Алексея Васильевича, внесшего творческий вклад в создание данного памятника, – Овечкину Олегу Владимировичу. Теперь официально господин Чусовитин - не единственный автор и правообладатель», – написал в Фейсбуке юрист.