О нас и не для России: после сериала "Чернобыль" вышел фильм "Курск" - «Экономика» » «Новости Дня»
Симон
Опубликовано: 20:18, 24 июня 2019
Экономика

О нас и не для России: после сериала "Чернобыль" вышел фильм "Курск" - «Экономика»

В мировом прокате фильм выходит без упоминания слова «Курск» под обобщенным названием The Command. После сериала "Чернобыль" наших зрителей ждет еще одно испытание - пожалуй, даже более тяжелое. На экраны выходит фильм датчанина Томаса Винтерберга "Курск". В сравнении с "Чернобылем", поразительно точным...[/h]
О нас и не для России: после сериала "Чернобыль" вышел фильм "Курск" - «Экономика»
О нас и не для России: после сериала "Чернобыль" вышел фильм "Курск" - «Экономика»

В мировом прокате фильм выходит без упоминания слова «Курск» под обобщенным названием The Command.



После сериала "Чернобыль" наших зрителей ждет еще одно испытание - пожалуй, даже более тяжелое. На экраны выходит фильм датчанина Томаса Винтерберга "Курск".



В сравнении с "Чернобылем", поразительно точным в воссоздании быта и времени, здесь режиссер вообще не заботится о русской публике, которая станет дотошно сверять каждую деталь с реальностью и яростно нападать на ляпы. И типажи в «Курске» скорее заморские (какой русский адмирал из замечательного Макса фон Сюдова с его внешностью британского лорда!), и церковные службы неканонические, и песнопения англоязычные, и свадебные ритуалы не наши: в церкви ангельские голоса поют на замечательно стилизованную музыку Александра Деспла про ветер, который гуляет - ему все равно. Нападать бессмысленно: это картина не для нас и не о нас, а для мира и о мире, она исходит из того, что подобное может случиться в любой стране, где военная тайна дороже человеческой жизни. Фильм относится к реальному «Курску» примерно как киноистории о «Титанике» - к «Титанику»: там тоже сплошной вымысел на как бы документальной основе.



 Винтерберг не ищет особых примет России, а ищет в сюжете общечеловеческое. Часто даже идеализируя героев, придавая им черты среднеарифметического европейца, русским вообще не свойственные, - это чувствуется едва ли не в каждом кадре. Небрежение деталями – во многом следствие объективных обстоятельств: авторам отказали в любой документальной помощи, и фильм снимался на территории не России, а Франции и Бельгии. Тогда продюссировавший картину Люк Бессон и решил перевести стрелки с конкретного на общечеловеческое.



Сделано с огромным уважением к погибшим морякам и к их семьям (Леа Серду истово, с предельной искренностью и сознанием своей гуманитарной миссии играет жену моряка Аверина). С отвращением к чиновникам в погонах. Сделано осторожно, тщательно обходя политические аспекты случившегося и не переходя на конкретные личности. В мировом прокате фильм выходит без упоминания слова «Курск» под обобщенным названием The Command. В сущности, это не история "Курска" - это фильм катастроф, такой специальный клаустрофобский жанр, представленный классикой типа "Лодки" Вольфганга Петерсена. С той разницей, что этот жанр предполагает сильных героев, которые все делают для спасения погибающих, и путь к спасению составляет главную часть сюжета. А здесь мы и до фильма знаем, чем все кончилось, что делает просмотр многих сцен невыносимо трудным - в них нет надежды. Все происходящее окутывает плотный саван лжи сильных мира сего – той самой лжи, что и убила моряков, до последнего веривших в морское братство и взаимовыручку: «Знай: то, что мы сделали бы для них, они сделают для нас!».



 



Готовая прийти на выручку Европа дана через фигуру британского адмирала; на эту роль не случайно приглашен Колин Ферт с его лицом, воплотившим всю мудрость и всю скорбь мира. Его российский коллега понимает отчаянность ситуации и неспособность имеющихся у него архаичных средств спасти подводников, он готов принять помощь – но не позволит Москва: «Курск» набит топ-секретами, за которыми охотятся враги. Этот тупой поединок чиновничьей мертвечины с живыми людьми и составляет главный конфликт фильма.



Есть претензия на философию в сценах прощания обреченных моряков с жизнью. Как все происходило в реальности, мы никогда не узнаем, и авторы придумывают патетическую, но условную сцену: тень смерти уже витает в затопленных отсеках, надежд не остается, люди, мысленно попрощавшись с близкими, собрав остатки провианта и спиртного, закатывают последний пир и, положив руку на сердце, поют A sailor’s band – here’s my heart… на мелодию O Tannenbaum немецкого композитора XIX века Эрнста Аншюца. Тема святого мужского братства, особого кастового положения моряцкой профессии «подписавшихся на риски» и потому не имеющих права гневить судьбу возникала и в фильме «72 метра» Владимира Хотиненко, где обреченный экипаж, гибнущий на глазах родного города, предавался фаталистическим размышлениям и ничего не делал для собственного спасения. Действие бесполезно, бездействие мучительно – в такой неразрешимой дилемме и пребывает фильм «Курск».



Снимались в этом фильме классные актеры, от Колина Ферта и Макса фон Сюдова до Маттиаса Шонартса и Августа Дила. Оператор Энтони Дод Мантл виртуозно передает чувство клаустрофобии не только в подводных съемках, но и в сценах бунта будущих вдов при их встречах с командованием. И все-таки это самый неубедительный из фильмов режиссера таких шедевров, как «Торжество» или «Охота». В нем возник непоправимый разлад между темой уникально тяжелой, обросшей массой трагических нюансов, выходящей далеко за пределы конкретной катастрофы - и чисто жанровым подходом к ней. Получилось по пословице: и хочется, и колется, и политкорректность не велит...


В мировом прокате фильм выходит без упоминания слова «Курск» под обобщенным названием The Command. После сериала "Чернобыль" наших зрителей ждет еще одно испытание - пожалуй, даже более тяжелое. На экраны выходит фильм датчанина Томаса Винтерберга "Курск". В сравнении с "Чернобылем", поразительно точным в воссоздании быта и времени, здесь режиссер вообще не заботится о русской публике, которая станет дотошно сверять каждую деталь с реальностью и яростно нападать на ляпы. И типажи в «Курске» скорее заморские (какой русский адмирал из замечательного Макса фон Сюдова с его внешностью британского лорда!), и церковные службы неканонические, и песнопения англоязычные, и свадебные ритуалы не наши: в церкви ангельские голоса поют на замечательно стилизованную музыку Александра Деспла про ветер, который гуляет - ему все равно. Нападать бессмысленно: это картина не для нас и не о нас, а для мира и о мире, она исходит из того, что подобное может случиться в любой стране, где военная тайна дороже человеческой жизни. Фильм относится к реальному «Курску» примерно как киноистории о «Титанике» - к «Титанику»: там тоже сплошной вымысел на как бы документальной основе. Винтерберг не ищет особых примет России, а ищет в сюжете общечеловеческое. Часто даже идеализируя героев, придавая им черты среднеарифметического европейца, русским вообще не свойственные, - это чувствуется едва ли не в каждом кадре. Небрежение деталями – во многом следствие объективных обстоятельств: авторам отказали в любой документальной помощи, и фильм снимался на территории не России, а Франции и Бельгии. Тогда продюссировавший картину Люк Бессон и решил перевести стрелки с конкретного на общечеловеческое. Сделано с огромным уважением к погибшим морякам и к их семьям (Леа Серду истово, с предельной искренностью и сознанием своей гуманитарной миссии играет жену моряка Аверина). С отвращением к чиновникам в погонах. Сделано осторожно, тщательно обходя политические аспекты случившегося и не переходя на конкретные личности. В мировом прокате фильм выходит без упоминания слова «Курск» под обобщенным названием The Command. В сущности, это не история "Курска" - это фильм катастроф, такой специальный клаустрофобский жанр, представленный классикой типа "Лодки" Вольфганга Петерсена. С той разницей, что этот жанр предполагает сильных героев, которые все делают для спасения погибающих, и путь к спасению составляет главную часть сюжета. А здесь мы и до фильма знаем, чем все кончилось, что делает просмотр многих сцен невыносимо трудным - в них нет надежды. Все происходящее окутывает плотный саван лжи сильных мира сего – той самой лжи, что и убила моряков, до последнего веривших в морское братство и взаимовыручку: «Знай: то, что мы сделали бы для них, они сделают для нас!». Готовая прийти на выручку Европа дана через фигуру британского адмирала; на эту роль не случайно приглашен Колин Ферт с его лицом, воплотившим всю мудрость и всю скорбь мира. Его российский коллега понимает отчаянность ситуации и неспособность имеющихся у него архаичных средств спасти подводников, он готов принять помощь – но не позволит Москва: «Курск» набит топ-секретами, за которыми охотятся враги. Этот тупой поединок чиновничьей мертвечины с живыми людьми и составляет главный конфликт фильма. Есть претензия на философию в сценах прощания обреченных моряков с жизнью. Как все происходило в реальности, мы никогда не узнаем, и авторы придумывают патетическую, но условную сцену: тень смерти уже витает в затопленных отсеках, надежд не остается, люди, мысленно попрощавшись с близкими, собрав остатки провианта и спиртного, закатывают последний пир и, положив руку на сердце, поют A sailor’s band – here’s my heart… на мелодию O Tannenbaum немецкого композитора XIX века Эрнста Аншюца. Тема святого мужского братства, особого кастового положения моряцкой профессии «подписавшихся на риски» и потому не имеющих права гневить судьбу возникала и в фильме «72 метра» Владимира Хотиненко, где обреченный экипаж, гибнущий на глазах родного города, предавался фаталистическим размышлениям и ничего не делал для собственного спасения. Действие бесполезно, бездействие мучительно – в такой неразрешимой дилемме и пребывает фильм «Курск». Снимались в этом фильме классные актеры, от Колина Ферта и Макса фон Сюдова до Маттиаса Шонартса и Августа Дила. Оператор Энтони Дод Мантл виртуозно передает чувство клаустрофобии не только в подводных съемках, но и в сценах бунта будущих вдов при их встречах с командованием. И все-таки это самый неубедительный из фильмов режиссера таких шедевров, как «Торжество» или «Охота». В нем возник непоправимый разлад между темой уникально тяжелой, обросшей массой трагических нюансов, выходящей далеко за пределы конкретной катастрофы - и чисто жанровым подходом к ней. Получилось по пословице: и хочется, и колется, и политкорректность не велит.

Следующая похожая новость...
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)

      
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика