NYT (США): у России есть серьезные доводы. Как и у Америки. Так что сохраните ядерный договор - «Политика» » «Новости Дня»
Edgarpo
Опубликовано: 06:22, 20 февраля 2019
Политика

NYT (США): у России есть серьезные доводы. Как и у Америки. Так что сохраните ядерный договор - «Политика»

{short-story limit="540"}
NYT (США): у России есть серьезные доводы. Как и у Америки. Так что сохраните ядерный договор - «Политика»
© РИА Новости, РИА Новости | Перейти в фотобанкВ греческой мифологии у Пандоры был ящик, который, как ее предостерегали, она никогда не должна была открывать. Не понимая последствий, она открыла ящик, безвозвратно выпустив беды и несчастья, которые на вечные времена стали проблемой для всего человечества. Угроза США выйти из РСМД чревата аналогичными последствиями, пишет «Нью-Йорк Таймс».

В греческой мифологии у Пандоры был ящик, который, как ее предостерегали, она никогда не должна была открывать. Не понимая последствий и несмотря на предупреждение, она открыла ящик, безвозвратно выпустив беды и несчастья, которые на вечные времена стали проблемой для всего человечества. Угроза США выйти из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД), согласно которому сторонам запрещено обладать ракетами с радиусом действия от 500 до 5500 километров, чревата аналогичными последствиями, если этот выход также будет осуществлен вопреки предупреждениям и без учета последствий.


В этой ситуации одним из особо сложных обстоятельств является то, что русские и американцы обвиняют друг друга в нарушении целей договора в Европе — в планировании развертывания или развертывании ракет, которые способны нести ядерные боеголовки и иметь двойное применение — формально оборонительное, но после оперативной модификации — и потенциально наступательное.


Справедливости ради надо сказать, что каждая из сторон дала другой повод опасаться своих конечных целей и намерений и что американцы должны серьезно отнестись к позиции, занимаемой Россией. Если обе стороны не откажутся от своих угроз, обвинений и подозрений в отношении друг друга, то в случае выхода из договора они обе окажутся в опасности.


Только подумайте: современные крылатые ракеты с ядерной головной частью будут гораздо более грозными, чем те, которые были запрещены в 1987 году, когда был подписан договор РСМД. Достижения в области компьютерной электроники и технических средств наведения привели к созданию крылатых ракет, оснащенных неядерной боевой частью, которыми можно управлять, меняя их траектории и цели во время полета и продлевая время их нахождения в воздухе для нанесения удара в запрограммированное время.


При наличии таких характеристик крылатые ракеты можно запускать сразу из нескольких мест и одновременно взрывать их боевые части, нанося удары по многочисленным целям. Имеющиеся системы предупреждения действовали бы в лучшем случае неоднозначно и нечетко, создавая впечатление, ничем не отличающееся от осознания наличия теней в темном лесу. Эти новые ужасающие возможности обеих сторон, существенно увеличили бы шансы случайного катастрофического применения ядерного оружия во время кризиса, предугадать который пока невозможно.


Как мы до этого дошли? Путь к нынешнему кризису можно проследить, начиная с сентября 2009 года, когда президент США Барак Обама объявил о новом подходе к вопросу создания американской системы ПРО в Европе для защиты от иранских ракет большой дальности. Эта программа должна была стать заменой плана администрации Джорджа Буша-младшего создать наземные элементы ПРО в Польше и Румынии, и Обама назвал свой Европейский поэтапный адаптивный подход на основе системы морского базирования «Иджис» (Aegis) «более подвинутой и эффективной» системой обороны. На комплексах планировалось установить большее число перехватчиков меньшего размера и скорости, которыми должны были управлять корабельные многофункциональные боевые информационно-контролирующие системы «Иджис», обычно используемые на кораблях ВМС США.


Обама, по-видимому, не знал, что ни один из радаров, установка которых была предусмотрена в его программе, не мог обнаружить иранские боеголовки на достаточно большом расстоянии, чтобы запустить ракеты-перехватчики. Это был просчет, вопиющая ошибка, которую можно объяснить лишь тем, что Министерство обороны не предоставило достаточной технической информации, а чиновники Белого дома и Госдепартамента, занимавшиеся вопросами разработки стратегии, должным образом не изучили последствия предлагаемых изменений перед тем, как предоставить материалы президенту.


Президенту Обаме, вероятно, также не сказали, что «береговые комплексы „Иджис Эшор"» в Польше и Румынии можно быстро оснастить наступательными крылатыми ракетами, которые будут представлять угрозу немедленного и сокрушительного нападения на европейскую часть России в условиях кратковременного предупреждения.


Другими словами, решение о размещении в Европе береговых комплексов «Иджис Эшор» не обеспечило Соединенным Штатам надежных средств ПРО, а привело к появлению там комплексов, которые можно оперативно вооружить десятками — или сотнями — наступательных крылатых ракет.


Именно это и вызвало ответную реакцию русских вскоре после того, как Барак Обама решил приступить к реализации своего плана. Сегодня администрация Трампа заявляет, что причиной ее угрозы выйти из ДРСМД является то, что Россия создала крылатую ракету 9M729 (по классификации НАТО — SSC-8), что, по всей видимости, является нарушением ограничений дальности ракет, предусмотренных ДРСМД. О том, действительно ли русские нарушили условия договора, я говорить не буду — пусть об этом рассуждают другие. Вполне возможно, что нарушили. Но ракета 9M729, похоже, имеет характеристики, аналогичные характеристикам американской крылатой ракеты морского базирования «Томагавк» (Tomahawk). «Томагавки» можно легко хранить и запускать с комплексов «Иджис».


Западные СМИ часто называют обманом заявления России о том, что американские комплексы ПРО являются наступательным оружием. Но, судя по имеющейся в свободном доступе информации, ясно, что если установленные в Восточной Европе системы на основе «Иджис» будут оснащены крылатыми ракетами, это действительно будет нарушением условий ДРСМД.


Поскольку системы «Иджис» используются для перехвата иранских ракет дальнего радиуса действия в столь незначительной степени, российские военные стратеги и политические лидеры вполне резонно могли бы задаться вопросом, почему США решили разместить их в Восточной Европе. Может ли это решение свидетельствовать о стратегическом намерении со временем расширить и модифицировать эту систему ПРО (что происходит сейчас)?


Русские настаивают на том, что эти береговые установки двойного назначения «Иджис Эшор» являются нарушением ограничений по дальности наступательных вооружений, предусмотренных Договором РСМД. А власти США утверждают, что американские комплексы в Польше и Румынии не представляют угрозы для России, поскольку их компьютерное программное обеспечение несовместимо с системой запуска крылатых ракет.


Но механические и электронные компоненты, установленные на береговых комплексах «Иджис Эшор», не были модифицированы и не отличаются от тех, что установлены на военных кораблях, которые предназначены для одновременного запуска крылатых ракет и зенитных ракет. Чтобы признать позицию США, надо поверить и в то, что компьютер, предназначенный для считывания информации со стандартного флэш-накопителя одной марки, не сможет прочитать информацию со стандартного флэш-накопителя другого размера или другой марки.


Проблемы, связанные с сохранением договора РСМД, сложны. У обеих сторон есть вполне обоснованные опасения, которые необходимо развеять, если договор будет возобновлен в течение шести месяцев между приостановлением действия договора, объявленным в этом месяце, и окончательным выходом из него. Факты подтверждают российскую позицию. Эту реальность нужно учесть, если США и Россия (и, возможно, другие страны) хотят договориться о дальнейшем контроле над ракетами средней дальности.


Обе стороны должны остановиться и подумать об общей и предотвратимой опасности, которую они создают, упорно придерживаясь своих аргументов, согласно которым каждая из них получает какое-то несущественное военное преимущество. На самом деле существующие системы ядерного оружия способны на все, что только можно себе представить, и на гораздо большее из того, что вообразить невозможно. Именно невообразимые возможности этого оружия должны занимать центральное место при рассмотрении колоссальных и пока еще не известных ужасов и угроз, которые они представляют для стабильности на планете и для будущего человечества.


Америка должна признать, что администрация Обамы по недосмотру выбрала наземную систему ПРО с отнюдь не оборонительным потенциалом, которая, напротив, в глазах России выглядит как наступательная система. Администрация Трампа должна помешать своим экстремистам, чтобы они не уничтожили этот важный договор и не толкали мир на прямой путь в небытие. А россиянам следует отказаться от своих угроз и хвастовства своими новыми ракетами — безрассудной и опасной реакции на промах, совершенный Соединенными Штатами в ущерб своим собственным интересам.
Если будет стремление пойти на эти компромиссы, выиграют все. Если же нет — все проиграют.


© РИА Новости, РИА Новости | Перейти в фотобанкВ греческой мифологии у Пандоры был ящик, который, как ее предостерегали, она никогда не должна была открывать. Не понимая последствий, она открыла ящик, безвозвратно выпустив беды и несчастья, которые на вечные времена стали проблемой для всего человечества. Угроза США выйти из РСМД чревата аналогичными последствиями, пишет «Нью-Йорк Таймс».В греческой мифологии у Пандоры был ящик, который, как ее предостерегали, она никогда не должна была открывать. Не понимая последствий и несмотря на предупреждение, она открыла ящик, безвозвратно выпустив беды и несчастья, которые на вечные времена стали проблемой для всего человечества. Угроза США выйти из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД), согласно которому сторонам запрещено обладать ракетами с радиусом действия от 500 до 5500 километров, чревата аналогичными последствиями, если этот выход также будет осуществлен вопреки предупреждениям и без учета последствий. В этой ситуации одним из особо сложных обстоятельств является то, что русские и американцы обвиняют друг друга в нарушении целей договора в Европе — в планировании развертывания или развертывании ракет, которые способны нести ядерные боеголовки и иметь двойное применение — формально оборонительное, но после оперативной модификации — и потенциально наступательное. Справедливости ради надо сказать, что каждая из сторон дала другой повод опасаться своих конечных целей и намерений и что американцы должны серьезно отнестись к позиции, занимаемой Россией. Если обе стороны не откажутся от своих угроз, обвинений и подозрений в отношении друг друга, то в случае выхода из договора они обе окажутся в опасности. Только подумайте: современные крылатые ракеты с ядерной головной частью будут гораздо более грозными, чем те, которые были запрещены в 1987 году, когда был подписан договор РСМД. Достижения в области компьютерной электроники и технических средств наведения привели к созданию крылатых ракет, оснащенных неядерной боевой частью, которыми можно управлять, меняя их траектории и цели во время полета и продлевая время их нахождения в воздухе для нанесения удара в запрограммированное время. При наличии таких характеристик крылатые ракеты можно запускать сразу из нескольких мест и одновременно взрывать их боевые части, нанося удары по многочисленным целям. Имеющиеся системы предупреждения действовали бы в лучшем случае неоднозначно и нечетко, создавая впечатление, ничем не отличающееся от осознания наличия теней в темном лесу. Эти новые ужасающие возможности обеих сторон, существенно увеличили бы шансы случайного катастрофического применения ядерного оружия во время кризиса, предугадать который пока невозможно. Как мы до этого дошли? Путь к нынешнему кризису можно проследить, начиная с сентября 2009 года, когда президент США Барак Обама объявил о новом подходе к вопросу создания американской системы ПРО в Европе для защиты от иранских ракет большой дальности. Эта программа должна была стать заменой плана администрации Джорджа Буша-младшего создать наземные элементы ПРО в Польше и Румынии, и Обама назвал свой Европейский поэтапный адаптивный подход на основе системы морского базирования «Иджис» (Aegis) «более подвинутой и эффективной» системой обороны. На комплексах планировалось установить большее число перехватчиков меньшего размера и скорости, которыми должны были управлять корабельные многофункциональные боевые информационно-контролирующие системы «Иджис», обычно используемые на кораблях ВМС США. Обама, по-видимому, не знал, что ни один из радаров, установка которых была предусмотрена в его программе, не мог обнаружить иранские боеголовки на достаточно большом расстоянии, чтобы запустить ракеты-перехватчики. Это был просчет, вопиющая ошибка, которую можно объяснить лишь тем, что Министерство обороны не предоставило достаточной технической информации, а чиновники Белого дома и Госдепартамента, занимавшиеся вопросами разработки стратегии, должным образом не изучили последствия предлагаемых изменений перед тем, как предоставить материалы президенту. Президенту Обаме, вероятно, также не сказали, что «береговые комплексы „Иджис Эшор

Следующая похожая новость...
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)