Сохранение и превращения - «Политика» » «Новости Дня»
Маланья
Опубликовано: 18:36, 25 февраля 2019
Политика

Сохранение и превращения - «Политика»

{short-story limit="540"}
Сохранение и превращения - «Политика»

Как положено в точных науках, вначале будет немного сухой теории. А затем мы увидим, как эта теория проявляется на практике и как эта самая практика привела замечательных людей к замечательной теории. Также мы поговорим о том, как в головах некоторых других учёных людей от научных открытий то материя исчезает, оставляя лишь одни уравнения, то причинность рушится, расчищая дорогу божественному чуду. А ещё мы поговорим о переходе количества в качество, о потенциальных барьерах и разветвлённых цепных реакциях и одну такую реакцию даже увидим (то есть, я торжественно обещаю сегодня устроить взрыв). Ну и конечно, под занавес нашей философской беседы было бы непростительно не затронуть вопрос о перспективах развития всего мира и отдельной человеческой личности.
Итак, приступим!
В прошлой беседе мы упомянули, что задача обхода затруднений интегрирования основных уравнений динамики в общем виде родила один из методов своего решения – введение в рассмотрение некоторых специально подобранных функций от координат и скоростей, использование которых позволяет порою составить дифференциальные уравнения, значительно более простые, чем основные уравнения динамики (Ньютона). Мы назвали эти функции – энергия, импульс и момент импульса.
Энергия, импульс и момент импульса отдельных тел, конечно, способны меняться в результате взаимодействия этих тел. Но законы сохранения этих величин утверждают, что суммарная энергия, суммарный импульс и суммарный момент импульса замкнутой системы тел количественно неизменны, какие бы движения в ней ни происходили (по-другому говорят: они инвариантны относительно любого её движения). Замкнутая система тел – это система тел, взаимодействующих меж собою, но не взаимодействующих с телами, находящимися за пределами этой системы.

 



Краткие формулировки типа «количество переходит в качество» хороши, когда культура образования встраивает их в контекст и даёт верную интерпретацию. Без этого (любая) краткая формула бесполезна. Несколько более развёрнутая формулировка закона перехода количества в качество такова:
«Любое нечто сохраняет качественную определённость в определённых границах количественной меры».
Меру, норму и предел должен знать и математик и философ. Но эти термины в этих науках имеют неодинаковое значение. В частности, понятие «мера» в математике – это обобщение понятий длины, площади, объёма на множества произвольной природы. В философии мера – это единство качественной и количественной определённостей некоторого предмета. Определённые количественные изменения, доходя до границы меры, оказываются несовместимы с прежним качеством. Тогда происходит перерыв непрерывности, качественный скачок, переход в новое качество.
В физике рассмотренные энергетические превращения, конечно, не исчерпывают сферы действия закона превращения количества в качество. Например, белые карлики, нейтронные звёзды и чёрные дыры тоже могут служить его иллюстрацией. Если двигаться по непрерывной последовательности количественных значений масс звёзд, мы обнаружим резкие перерывы в постепенности их судеб в финале эволюции.
Но философия – наука о наиболее всеобщих законах, законах, действующих не только в неживой материи, но и в общественной жизни.
Пример из общественной жизни, указанный ещё Марксом, но не вполне ясно осознаваемый: определённый уровень производительности труда становится несовместим с прежней общественно-экономической формацией. Дальнейший рост производительных сил становится возможен лишь при качественном изменении производственных отношений, иначе говоря, в результате социальной революции.
Если же уровень производительности труда подвёл общество к объективной необходимости революции, но последняя в силу субъективных факторов задерживается, общество загнивает. Это не означает остановку в развитии технологий. Это означает компенсацию роста производительности труда по каждой отрасли ростом непроизводственных издержек, в результате чего производительность труда в обществе в целом топчется на месте. Производительные силы, к которым относятся не только средства производства, но и главная производительная сила – человек, перестают развиваться. В частности, загнивающий капитализм вынужден ради самосохранения закрывать действительное производство, переводить капиталы в сферу финансовых спекуляций, общественно-бесполезных услуг, на обработку массового сознания и военно-полицейское насилие. Об этом у нас уже был разговор в первой беседе и более подробный – в беседах цикла «политэкономии как точная наука».
Поле реальных возможностей развития личности ограничивается рамками той или иной общественно-экономической формации. Наверное, в капиталистическом обществе есть возможность и разбогатеть, если научиться всё в жизни мерять деньгами и отбрасывать некоторые моральные принципы…



Полный текст здесь - https://beskomm.livejournal.com/124021.html


Как положено в точных науках, вначале будет немного сухой теории. А затем мы увидим, как эта теория проявляется на практике и как эта самая практика привела замечательных людей к замечательной теории. Также мы поговорим о том, как в головах некоторых других учёных людей от научных открытий то материя исчезает, оставляя лишь одни уравнения, то причинность рушится, расчищая дорогу божественному чуду. А ещё мы поговорим о переходе количества в качество, о потенциальных барьерах и разветвлённых цепных реакциях и одну такую реакцию даже увидим (то есть, я торжественно обещаю сегодня устроить взрыв). Ну и конечно, под занавес нашей философской беседы было бы непростительно не затронуть вопрос о перспективах развития всего мира и отдельной человеческой личности. Итак, приступим! В прошлой беседе мы упомянули, что задача обхода затруднений интегрирования основных уравнений динамики в общем виде родила один из методов своего решения – введение в рассмотрение некоторых специально подобранных функций от координат и скоростей, использование которых позволяет порою составить дифференциальные уравнения, значительно более простые, чем основные уравнения динамики (Ньютона). Мы назвали эти функции – энергия, импульс и момент импульса. Энергия, импульс и момент импульса отдельных тел, конечно, способны меняться в результате взаимодействия этих тел. Но законы сохранения этих величин утверждают, что суммарная энергия, суммарный импульс и суммарный момент импульса замкнутой системы тел количественно неизменны, какие бы движения в ней ни происходили (по-другому говорят: они инвариантны относительно любого её движения). Замкнутая система тел – это система тел, взаимодействующих меж собою, но не взаимодействующих с телами, находящимися за пределами этой системы. Краткие формулировки типа «количество переходит в качество» хороши, когда культура образования встраивает их в контекст и даёт верную интерпретацию. Без этого (любая) краткая формула бесполезна. Несколько более развёрнутая формулировка закона перехода количества в качество такова: «Любое нечто сохраняет качественную определённость в определённых границах количественной меры». Меру, норму и предел должен знать и математик и философ. Но эти термины в этих науках имеют неодинаковое значение. В частности, понятие «мера» в математике – это обобщение понятий длины, площади, объёма на множества произвольной природы. В философии мера – это единство качественной и количественной определённостей некоторого предмета. Определённые количественные изменения, доходя до границы меры, оказываются несовместимы с прежним качеством. Тогда происходит перерыв непрерывности, качественный скачок, переход в новое качество. В физике рассмотренные энергетические превращения, конечно, не исчерпывают сферы действия закона превращения количества в качество. Например, белые карлики, нейтронные звёзды и чёрные дыры тоже могут служить его иллюстрацией. Если двигаться по непрерывной последовательности количественных значений масс звёзд, мы обнаружим резкие перерывы в постепенности их судеб в финале эволюции. Но философия – наука о наиболее всеобщих законах, законах, действующих не только в неживой материи, но и в общественной жизни. Пример из общественной жизни, указанный ещё Марксом, но не вполне ясно осознаваемый: определённый уровень производительности труда становится несовместим с прежней общественно-экономической формацией. Дальнейший рост производительных сил становится возможен лишь при качественном изменении производственных отношений, иначе говоря, в результате социальной революции. Если же уровень производительности труда подвёл общество к объективной необходимости революции, но последняя в силу субъективных факторов задерживается, общество загнивает. Это не означает остановку в развитии технологий. Это означает компенсацию роста производительности труда по каждой отрасли ростом непроизводственных издержек, в результате чего производительность труда в обществе в целом топчется на месте. Производительные силы, к которым относятся не только средства производства, но и главная производительная сила – человек, перестают развиваться. В частности, загнивающий капитализм вынужден ради самосохранения закрывать действительное производство, переводить капиталы в сферу финансовых спекуляций, общественно-бесполезных услуг, на обработку массового сознания и военно-полицейское насилие. Об этом у нас уже был разговор в первой беседе и более подробный – в беседах цикла «политэкономии как точная наука». Поле реальных возможностей развития личности ограничивается рамками той или иной общественно-экономической формации. Наверное, в капиталистическом обществе есть возможность и разбогатеть, если научиться всё в жизни мерять деньгами и отбрасывать некоторые моральные принципы… Полный текст здесь - https://beskomm.livejournal.com/124021.html

Следующая похожая новость...
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)