Художница из психиатрической клиники. Жизнь и творчество Яёи Кусамы - «Политика» » «Новости Дня»
Лаврентий
Опубликовано: 03:24, 22 марта 2019
Политика

Художница из психиатрической клиники. Жизнь и творчество Яёи Кусамы - «Политика»

22 марта исполняет 90 лет Яёи Кусаме — японской художнице, которая живет в психиатрической клинике, но известна на весь мир. ...[/h]
Художница из психиатрической клиники. Жизнь и творчество Яёи Кусамы - «Политика»

22 марта исполняет 90 лет Яёи Кусаме — японской художнице, которая живет в психиатрической клинике, но известна на весь мир.




Узор в горошек



«Я использую узор в горошек с самого раннего детства. Кажется, только после меня этот узор стал обычным в мире искусства»



Несмотря на почти прямой запрет матери, Яёи Кусама мечту стать художником так и не оставила. Она пыталась, правда, научиться традиционной японской живописи (нихонга), но этот стиль ее не привлек. В те годы — в конце 40-х — Кусама больше увлекалась европейским и американским авангардом. Уже в 50-е в Мацумото и в Токио проходит несколько выставок с ее работами, на которых тот самый узор в горошек выстраивается в то, что художница называет «сети бесконечности» (infinity nets). А во второй половине 50-х она перебирается в США. Тогдашняя Япония перестает ее устраивать: это слишком маленькая и слишком рабская, по мнению Кусамы, страна, в которой слишком много феодальных порядков и в которой презрительное отношение к женщинам.



Что удивительно, в Америке оказалось ничуть не лучше — если смотреть на ситуацию с точки зрения японской современной художницы. Рынок современного искусства в то время был захвачен мужчинами, именно они были на слуху, они определяли тренды, и Яёи Кусама со своим «горошком» с трудом вписалась в новый для нее мир. Конечно, ее знали и принимали — художница Джорджия О’Киф познакомила ее с сильными тогдашнего американского арт-мира вроде Энди Уорхола или Дональда Джадда. Кусама вообще была одной из ярких фигур художественного Нью-Йорка 60-х. В открытом письме она предлагала Ричарду Никсону заняться с ним сексом в обмен на прекращение войны во Вьетнаме, устраивала «Большую Оргию» в MoMA, была президентом на «Гомосексуальной свадьбе» в «Церкви саморазрушения» и вообще была инициатором множества известных перформансов того времени. А в 1966 году она даже стала участником Венецианской биеннале — правда, еще до начала едва не распродала всю экспозицию по дешевке, организаторы Монстры едва успели ее остановить.



Но отъезд из США все же случился. Коллеги-мужчины беззастенчиво воровали у Кусамы идеи (одним из таких случаев стали «Коровьи обои» Уорхола); в 1972-м скончался Джозеф Корнелл, художник, с которым она несколько лет состояла в совершенно платонических отношениях. А в Японии умер ее отец. И в 1973-м художница вернулась на родину, где ее никто не ждал.



Жизнь в больнице



«Я хотела начать революцию, используя искусство, чтобы построить тот тип общества, который я увидела в своем воображении»



Расстройство психики было частью ее имиджа как художницы во время жизни в Нью-Йорке, но в начале 70-х болезнь стала для Яёи Кусамы проблемой и одной из главных причин возвращения в Японию. После переезда она начала писать шокирующую и сюрреалистичную прозу, стихи, стала арт-дилером, но после провала в бизнесе перебралась жить в психиатрическую клинику в Токио (Seiwa Hospital for the Mentally Ill).



Причем это не было каким-то перформансом — хотя от Кусамы можно было ожидать и подобного шага. Это было ее собственным способом лечения. С утра она уходила из клиники, шла в расположенную неподалеку студию и рисовала.



«Я борюсь с болью, тревогой и страхом каждый день, и единственное, что облегчает мою болезнь — это рисование. Я пошла по пути искусства и каким-то образом нашла путь, который позволил бы мне жить», — написала она в автобиографии «Сеть бесконечности» (Infinity Net).



В ее словах можно не сомневаться. В 1993 году Кусама триумфально вернулась на мировой арт-рынок, представив Японию на биеннале в Венеции. Потом она еще несколько раз представляла свою родину на этом смотре. Ее работы — все тот же «узор в горошек» — ежегодно продаются на ведущих аукционах, причем особым спросом пользуются картины нью-йоркского периода. В 2008 году на торгах Christie’s ее полотно «Infinity Net» 1959 года ушло с молотка за $5,1 млн — это был рекорд для живых женщин-художников. Новый рекорд она установила в 2014 году, когда «White No. 28» 1960 года, входящее в серию «Infinity Nets», было продано за $7,1 млн.



Общие суммы сделок с работами Яёи Кусамы на аукционах впечатляют. Так, в 2018 году они были проданы за суммарную цену в $102,5 миллиона. Это снова сделало японскую художницу неофициальным лидером в мировом рейтинге художниц, которым она, впрочем, является и так. Но формально — последние четыре года.


22 марта исполняет 90 лет Яёи Кусаме — японской художнице, которая живет в психиатрической клинике, но известна на весь мир. Узор в горошек «Я использую узор в горошек с самого раннего детства. Кажется, только после меня этот узор стал обычным в мире искусства» Несмотря на почти прямой запрет матери, Яёи Кусама мечту стать художником так и не оставила. Она пыталась, правда, научиться традиционной японской живописи (нихонга), но этот стиль ее не привлек. В те годы — в конце 40-х — Кусама больше увлекалась европейским и американским авангардом. Уже в 50-е в Мацумото и в Токио проходит несколько выставок с ее работами, на которых тот самый узор в горошек выстраивается в то, что художница называет «сети бесконечности» (infinity nets). А во второй половине 50-х она перебирается в США. Тогдашняя Япония перестает ее устраивать: это слишком маленькая и слишком рабская, по мнению Кусамы, страна, в которой слишком много феодальных порядков и в которой презрительное отношение к женщинам. Что удивительно, в Америке оказалось ничуть не лучше — если смотреть на ситуацию с точки зрения японской современной художницы. Рынок современного искусства в то время был захвачен мужчинами, именно они были на слуху, они определяли тренды, и Яёи Кусама со своим «горошком» с трудом вписалась в новый для нее мир. Конечно, ее знали и принимали — художница Джорджия О’Киф познакомила ее с сильными тогдашнего американского арт-мира вроде Энди Уорхола или Дональда Джадда. Кусама вообще была одной из ярких фигур художественного Нью-Йорка 60-х. В открытом письме она предлагала Ричарду Никсону заняться с ним сексом в обмен на прекращение войны во Вьетнаме, устраивала «Большую Оргию» в MoMA, была президентом на «Гомосексуальной свадьбе» в «Церкви саморазрушения» и вообще была инициатором множества известных перформансов того времени. А в 1966 году она даже стала участником Венецианской биеннале — правда, еще до начала едва не распродала всю экспозицию по дешевке, организаторы Монстры едва успели ее остановить. Но отъезд из США все же случился. Коллеги-мужчины беззастенчиво воровали у Кусамы идеи (одним из таких случаев стали «Коровьи обои» Уорхола); в 1972-м скончался Джозеф Корнелл, художник, с которым она несколько лет состояла в совершенно платонических отношениях. А в Японии умер ее отец. И в 1973-м художница вернулась на родину, где ее никто не ждал. Жизнь в больнице «Я хотела начать революцию, используя искусство, чтобы построить тот тип общества, который я увидела в своем воображении» Расстройство психики было частью ее имиджа как художницы во время жизни в Нью-Йорке, но в начале 70-х болезнь стала для Яёи Кусамы проблемой и одной из главных причин возвращения в Японию. После переезда она начала писать шокирующую и сюрреалистичную прозу, стихи, стала арт-дилером, но после провала в бизнесе перебралась жить в психиатрическую клинику в Токио (Seiwa Hospital for the Mentally Ill). Причем это не было каким-то перформансом — хотя от Кусамы можно было ожидать и подобного шага. Это было ее собственным способом лечения. С утра она уходила из клиники, шла в расположенную неподалеку студию и рисовала. «Я борюсь с болью, тревогой и страхом каждый день, и единственное, что облегчает мою болезнь — это рисование. Я пошла по пути искусства и каким-то образом нашла путь, который позволил бы мне жить», — написала она в автобиографии «Сеть бесконечности» (Infinity Net). В ее словах можно не сомневаться. В 1993 году Кусама триумфально вернулась на мировой арт-рынок, представив Японию на биеннале в Венеции. Потом она еще несколько раз представляла свою родину на этом смотре. Ее работы — все тот же «узор в горошек» — ежегодно продаются на ведущих аукционах, причем особым спросом пользуются картины нью-йоркского периода. В 2008 году на торгах Christie’s ее полотно «Infinity Net» 1959 года ушло с молотка за $5,1 млн — это был рекорд для живых женщин-художников. Новый рекорд она установила в 2014 году, когда «White No. 28» 1960 года, входящее в серию «Infinity Nets», было продано за $7,1 млн. Yayoi Kusama aka 草間彌生 (Japanese, b. 1929, Matsumoto, Japan) - White No. 28, 1960 Paintings: Oil on Canvas pic.twitter.com/lqZwFNY9Kz

Следующая похожая новость...
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)

      
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика