Foreign Policy (США): исламизм в Индонезии — это выигрышный билет - «Политика» » «Новости Дня»
Edgarpo
Опубликовано: 21:01, 18 апреля 2019
Политика

Foreign Policy (США): исламизм в Индонезии — это выигрышный билет - «Политика»

Индонезийский президент Джоко Видодо, или Джокови, ка его кличут в народе, победил на выборах бравого генерала и объединил огромную нацию. Секрет его успеха - обращение к исламу накануне выборов. Тенденция, отмеченная культурологами: в странах с исламским большинством после свержения диктаторов религия постепенно выходит на авансцену политики. И демократия не умирает.
Foreign Policy (США): исламизм в Индонезии — это выигрышный билет - «Политика»
© REUTERS, Willy KurniawanИндонезийский президент Джоко Видодо, или Джокови, ка его кличут в народе, победил на выборах бравого генерала и объединил огромную нацию. Секрет его успеха - обращение к исламу накануне выборов. Тенденция, отмеченная культурологами: в странах с исламским большинством после свержения диктаторов религия постепенно выходит на авансцену политики. И демократия не умирает.

Джоко Видодо, который занимает пост президента Индонезии с 2014 года и наверняка будет его занимать до 2024 года, в среду имел все основания торжествовать. К трем часам дня, когда были опубликованы результаты предварительного подсчета голосов 160 миллионов избирателей, он почти на 10% опережал своего оппонента бывшего генерала Прабово Субианто (Prabowo Subianto). Но он не стал провозглашать себя победителем. Выйдя к ликующей толпе в театре Джакарты в простой белой рубашке, он попросил всех потерпеть и дождаться официальных результатов, которые через несколько дней объявит комиссия по проведению всеобщих выборов.


В этом году он провел кампанию уверенно, на позитивной ноте, почти идеально, борясь с тем же соперником, над которым одержал свою первую победу в 2014 году. «Джокови», как зовут Джоко Видодо соотечественники, является первым президентом Индонезии, не принадлежащим ни к элите, ни к военному истеблишменту. Он проявил себя как технократ и реформатор, сторонник экономического развития и постепенного прогресса. Очевидно, что это выигрышная формула.


Между тем, оппонент Джокови Прабово, который, по всей видимости, проиграет уже третьи федеральные выборы подряд, немедленно оспорил результаты и заявил об обмане избирателей.


«Джокови добродушный, веселый и жизнерадостный кандидат, и это добавляет оптимизма жителям Индонезии, где темпы роста ВВП превышают пять процентов, а 40 процентам населения нет и 25 лет, — сказал научный сотрудник Международного института стратегических исследований Аарон Коннели (Aaron Connelly), занимающийся Юго-Восточной Азией. — Он играет на явном контрасте с пессимизмом Прабово, который ополчился против иностранных инвестиций в сырьевые отрасли Индонезии и выступает против многого другого. В итоге победил оптимизм».


Но несмотря на свой технократический подход, Джокови пошел на значительные уступки религиозным консерваторам, стремясь добиться переизбрания. В качестве партнера по гонке он выбрал высокопоставленного мусульманского священнослужителя Маруфа Амина (Maruf Amin), который нетерпимо относится к шиитам, мусульманам-ахмади, ЛГБТ-сообществу и так далее. Многие расценили неожиданное решение Джокови, которое он принял в прошлом году, как шаг навстречу религиозным избирателям этой самой крупной мусульманской страны в мире. Мусульмане наглядно продемонстрировали свою силу в 2017 году, когда из-за протестов бескомпромиссных исламистов был вынужден уйти в отставку губернатор Джакарты христианин Басуки «Ахок» Тжахаджа Пурнама (Basuki «Ahok» Tjahaja Purnama), обвиненный в богохульстве против ислама. Глядя на обстановку, складывающуюся после ухода Ахока, Джокови не может рисковать. В ходе первой кампании его уже обвиняли в том, что он не настоящий мусульманин, и называли затаившимся коммунистом.


Павший на Маруфа выбор показывает, как быстро после случая с Ахоком принадлежность к исламу стала важной составляющей авторитета и доверия в индонезийской политике.


Индонезия никогда не была светским государством. Ее конституция официально защищает шесть религий, а атеизм объявлен вне закона. Но и религиозное сектантство никогда не занимало важное место в национальной политике. При военной диктатуре Сухарто с 1967 по 1998 годы религиозные разногласия всячески подавлялись, так как власть видела в них угрозу общественной гармонии и источник потенциального инакомыслия. После падения режима Сухарто религиозность в государственной сфере и в обществе начала возрождаться, и в 2017 году это привело к революции в общественном сознании.


«Можно провести линию от митингов против Ахока до выдвижения Маруфа Амина в 2018 году, — сказал старший научный сотрудник отделения „Хьюман Райтс Уотч" в Джакарте Андреас Харсоно (Andreas Harsono). — Джокови нужны были реквизиты не только мусульманина, но и исламиста». В этом заключается разница между религией и ее конкретным политическим применением.


Это была довольно странная пара в предвыборной кампании. Металлист и бывший торговец мебелью вступил в альянс с 76-летним духовным лицом. В прошлый выходные Джокови организовал огромный предвыборный митинг в южной части Джакарты, который больше походил на рок-концерт, а закончился массовой молитвой, проведенной Маруфом.


Прабово бывший армейский генерал, еще служивший в последние годы индонезийской оккупации Восточного Тимора. Ему запрещен въезд в США за якобы совершенные в Восточном Тиморе нарушения прав человека. А еще он женат на военной элите. Его бывшая жена — дочь Сухарто. Хотя у Прабово мать христианка, а сам он не отличался набожностью, генерал активно обхаживал исламистов, добиваясь их поддержки. Он подписал список требований непримиримой исламистской группировки «Фронт защитников ислама», которая в 2016 году организовывала в Джакарте массовые митинги и среди прочего требует активнее применять законы шариата. На митингах он кричал «Аллах акбар», а на том стадионе, где Джокови устроил свой концерт, Прабово организовал массовую утреннюю молитву.


Всего за три дня до выборов Джокови и напарник Прабово по гонке Сандиага Уно (Sandiaga Uno) совершили умру (малое паломничество) в Мекку, дабы продемонстрировать свое благочестие. Это показывает, насколько схожи их взгляды. Оба немного сторонники политического ислама, и оба немного прохладно относятся к правам человека.


Пока непонятно, как приход Маруфа в высшие эшелоны государственной власти повлияет на второй срок Джокови. Но тяга к исламизации вполне соответствует глобальным тенденциям в странах с мусульманским большинством, где демократия не согласуется в полной мере с антиклерикализмом, как написал в своей книге «Исламская исключительность» (Islamic Exceptionalism) научный сотрудник Института Брукингса Шади Хамид (Shadi Hamid). У многих других стран с мусульманским большинством, скажем, у Египта и Турции, имеются структурные сходства с Индонезией. Там периоды светского самовластия середины и конца 20 века со временем уступили место популистским течениям мусульманской религиозности, которая долгое время подавлялась. Во всех этих странах исламское духовенство занял свое место за столом власти.


И это демократический результат. «Некоторые события в Индонезии носят негативный характер и вызывают тревогу, но во многих отношениях это продукт демократии, а не ее противоположность, — сказал Хамид. — Демократия является в том числе и отражением народных настроений, а народ в Индонезии в целом настроен на поддержку ислама и хочет, чтобы он играл более существенную роль в жизни общества, плохо это или хорошо…. Демократизация и исламизация часто идут рука об руку». Хамид видит в индонезийской политике самоидентификации составную часть общей геополитической тенденции, когда «демократическое соперничество в меньшей степени ориентируется на политику и технократию, и начинает больше заниматься вопросами самосознания, культуры и религии». Это хороший вывод о смене тональности между первой и второй президентской гонкой Джокови.


Похоже, что уловка Джокови сработала, и на его предвыборный митинг пришли многие противники Ахока. «Маруф Амин одухотворяет его платформу, — говорит 35-летний частный предприниматель Бой Паку (Boy Paku), участвовавший в исламистских митингах в 2017 году и голосовавший за Джокови. — как вы знаете, Индонезия это самая крупная в мире мусульманская страна, и присутствие Амина отражает дух уммы» (мусульманское сообщество).


У Джокови сильный мандат на второй срок, поскольку он уверенно опережает соперника и по закону больше не сможет переизбираться, что, по мнению многих, заставить его действовать более решительно в вопросах защиты прав человека, к которым он относится довольно прохладно. Оседлав в 2014 году прогрессивную волну, Джокови, тем не менее, не добился особых успехов в наказании виновных в массовых убийствах 1965 года и не остановил резкое ухудшение обстановки с правами ЛГБТ-сообщества после 2016 года. При нем также усилилась религиозная нетерпимость, о чем свидетельствует джакартский аналитический центр «Институт Сетара», и сохраняется пренебрежительное отношение к коренным народам.


«Кто бы ни победил на этих выборах, он будет обязан устранить все нарушения прав человека в прошлом и настоящем, — сказала видная активистка из Джакарты и борец за права ЛГБТ Лини Зурлия (Lini Zurlia). — Если победит Джокови, он должен будет сделать то, что обещал нам всем в свой первый срок, например, начать суд по делу о массовых зверствах в 1965 году. Это его шанс. А если нет, значит, он обычный политик и плохой лидер для своей страны».


Зурлия стала одним из лидеров «движения воздержавшихся», участники которого не голосовали ни за одного из кандидатов, внесенных в бюллетень. Такую позицию поддержали многие активисты и молодые индонезийцы, считая, что им предлагают два плохих варианта на выбор. Джокови был очень встревожен, но явка в этом году оказалась даже выше, превысив 80 процентов (в 2014 году она составила 70 процентов). Правда, члены движения воздержавшихся иногда все-таки приходили на участки, но там портили бюллетени.


«Я думаю, за этим стоит как минимум два фактора, — сказал ведущий научный сотрудник Центра стратегических и международных исследователей в Джакарте Филипс Вермонт (Philips Vermonte). — Это был первый год, когда одновременно проходили выборы в законодательные органы и выборы президента, и поэтому избирательный сезон оказался очень длинным, более полугода. Мне кажется, избиратели за это время многое поняли». Кроме того, продолжил Вермонт, день голосования пришелся на канун пасхальных праздников, включая общенациональный праздник в пятницу. «Возможно, это тоже сыграло свою роль, и люди остались в городе, чтобы проголосовать».


Выборы в этом году совместили для упрощения организационных и материально-технических моментов, сказал Вермонт. В Индонезии самые крупные в мире однодневные прямые выборы, для проведения которых в этом году создали 800 000 избирательных участков, а в день голосования привлекли свыше пяти миллионов волонтеров. Организованы они были весьма эффективно. Каждый участок для голосования был рассчитан максимум на 300 избирателей. Участки открылись в восемь часов утра, а предварительный подсчет был завершен уже через семь часов.


По словам Вермонта, поскольку выборы законодательной власти и президента проводили в один год, очень рано начали формироваться коалиции. Обычно коалиции формируются только после президентских выборов. В будущем такое формирование коалиций может привести к тому, что каждый кандидат будет вырабатывать вполне конкретные политические позиции. Это будет отход от вождистской политики, которая характерна для многопартийной системы Индонезии.


В регионе, где есть благодатная почва для появления диктаторов, Индонезия является одновременно самой крупной демократией и самым населенным государством в Юго-Восточной Азии, что служит доказательством универсального характера самой идеи народовластия. А ведь после ее демократической революции прошел всего 21 год.


«Индонезию называли демократией, но это было авторитарное государство, — сказал 65-летний пенсионер из Калибаты Ари Самбур (Ari Sambur). — Они подменяли наши бюллетени. Наши голоса не имели никакого значения. А сейчас у нас настоящая демократия». Самбур вырос в северной части Сулавеси, где родилась мать Прабово.


«А сейчас мы можем выбирать президента напрямую, — добавил его друг Исман Ахмад Чуайни (Isman Ahmad Chuaini), выросший в Джакарте. — Раньше мы выбирали только депутатов». Эти мужчины, пережившие пост-колониальную «управляемую демократию», военную диктатуру и демократические реформы 1998 года, согласны с тем, что сейчас быть индонезийским избирателем хорошо как никогда.


«В этом году кампания была более злобной, хотя претенденты те же самые, — сказал Чуайни. — Но такова демократия. И мы должны ее защищать».


Критика Варагур — американская журналистка, работающая в Индонезии.


© REUTERS, Willy KurniawanИндонезийский президент Джоко Видодо, или Джокови, ка его кличут в народе, победил на выборах бравого генерала и объединил огромную нацию. Секрет его успеха - обращение к исламу накануне выборов. Тенденция, отмеченная культурологами: в странах с исламским большинством после свержения диктаторов религия постепенно выходит на авансцену политики. И демократия не умирает. Джоко Видодо, который занимает пост президента Индонезии с 2014 года и наверняка будет его занимать до 2024 года, в среду имел все основания торжествовать. К трем часам дня, когда были опубликованы результаты предварительного подсчета голосов 160 миллионов избирателей, он почти на 10% опережал своего оппонента бывшего генерала Прабово Субианто (Prabowo Subianto). Но он не стал провозглашать себя победителем. Выйдя к ликующей толпе в театре Джакарты в простой белой рубашке, он попросил всех потерпеть и дождаться официальных результатов, которые через несколько дней объявит комиссия по проведению всеобщих выборов. В этом году он провел кампанию уверенно, на позитивной ноте, почти идеально, борясь с тем же соперником, над которым одержал свою первую победу в 2014 году. «Джокови», как зовут Джоко Видодо соотечественники, является первым президентом Индонезии, не принадлежащим ни к элите, ни к военному истеблишменту. Он проявил себя как технократ и реформатор, сторонник экономического развития и постепенного прогресса. Очевидно, что это выигрышная формула. Между тем, оппонент Джокови Прабово, который, по всей видимости, проиграет уже третьи федеральные выборы подряд, немедленно оспорил результаты и заявил об обмане избирателей. «Джокови добродушный, веселый и жизнерадостный кандидат, и это добавляет оптимизма жителям Индонезии, где темпы роста ВВП превышают пять процентов, а 40 процентам населения нет и 25 лет, — сказал научный сотрудник Международного института стратегических исследований Аарон Коннели (Aaron Connelly), занимающийся Юго-Восточной Азией. — Он играет на явном контрасте с пессимизмом Прабово, который ополчился против иностранных инвестиций в сырьевые отрасли Индонезии и выступает против многого другого. В итоге победил оптимизм». Но несмотря на свой технократический подход, Джокови пошел на значительные уступки религиозным консерваторам, стремясь добиться переизбрания. В качестве партнера по гонке он выбрал высокопоставленного мусульманского священнослужителя Маруфа Амина (Maruf Amin), который нетерпимо относится к шиитам, мусульманам-ахмади, ЛГБТ-сообществу и так далее. Многие расценили неожиданное решение Джокови, которое он принял в прошлом году, как шаг навстречу религиозным избирателям этой самой крупной мусульманской страны в мире. Мусульмане наглядно продемонстрировали свою силу в 2017 году, когда из-за протестов бескомпромиссных исламистов был вынужден уйти в отставку губернатор Джакарты христианин Басуки «Ахок» Тжахаджа Пурнама (Basuki «Ahok» Tjahaja Purnama), обвиненный в богохульстве против ислама. Глядя на обстановку, складывающуюся после ухода Ахока, Джокови не может рисковать. В ходе первой кампании его уже обвиняли в том, что он не настоящий мусульманин, и называли затаившимся коммунистом. Павший на Маруфа выбор показывает, как быстро после случая с Ахоком принадлежность к исламу стала важной составляющей авторитета и доверия в индонезийской политике. Индонезия никогда не была светским государством. Ее конституция официально защищает шесть религий, а атеизм объявлен вне закона. Но и религиозное сектантство никогда не занимало важное место в национальной политике. При военной диктатуре Сухарто с 1967 по 1998 годы религиозные разногласия всячески подавлялись, так как власть видела в них угрозу общественной гармонии и источник потенциального инакомыслия. После падения режима Сухарто религиозность в государственной сфере и в обществе начала возрождаться, и в 2017 году это привело к революции в общественном сознании. «Можно провести линию от митингов против Ахока до выдвижения Маруфа Амина в 2018 году, — сказал старший научный сотрудник отделения „Хьюман Райтс Уотч" в Джакарте Андреас Харсоно (Andreas Harsono). — Джокови нужны были реквизиты не только мусульманина, но и исламиста». В этом заключается разница между религией и ее конкретным политическим применением. Это была довольно странная пара в предвыборной кампании. Металлист и бывший торговец мебелью вступил в альянс с 76-летним духовным лицом. В прошлый выходные Джокови организовал огромный предвыборный митинг в южной части Джакарты, который больше походил на рок-концерт, а закончился массовой молитвой, проведенной Маруфом. Прабово бывший армейский генерал, еще служивший в последние годы индонезийской оккупации Восточного Тимора. Ему запрещен въезд в США за якобы совершенные в Восточном Тиморе нарушения прав человека. А еще он женат на военной элите. Его бывшая жена — дочь Сухарто. Хотя у Прабово мать христианка, а сам он не отличался набожностью, генерал активно обхаживал исламистов, добиваясь их поддержки. Он подписал список требований непримиримой исламистской группировки «Фронт защитников ислама», которая в 2016 году организовывала в Джакарте массовые митинги и среди прочего требует активнее применять законы шариата. На митингах он кричал «Аллах акбар», а на том стадионе, где Джокови устроил свой концерт, Прабово организовал массовую утреннюю молитву. Всего за три дня до выборов Джокови и напарник Прабово по гонке Сандиага Уно (Sandiaga Uno) совершили умру (малое паломничество) в Мекку, дабы продемонстрировать свое благочестие. Это показывает, насколько схожи их взгляды. Оба немного сторонники политического ислама, и оба немного прохладно относятся к правам человека. Пока непонятно, как приход Маруфа в высшие эшелоны государственной власти повлияет на второй срок Джокови. Но тяга к исламизации вполне соответствует глобальным тенденциям в странах с мусульманским большинством, где демократия не согласуется в полной мере с антиклерикализмом, как написал в своей книге «Исламская исключительность» (Islamic Exceptionalism) научный сотрудник Института Брукингса Шади Хамид (Shadi Hamid). У многих других стран с мусульманским большинством, скажем, у Египта и Турции, имеются структурные сходства с Индонезией. Там периоды светского самовластия середины и конца 20 века со временем уступили место популистским течениям мусульманской религиозности, которая долгое время подавлялась. Во всех этих странах исламское духовенство занял свое место за столом власти. И это демократический результат. «Некоторые события в Индонезии носят негативный характер и вызывают тревогу, но во многих отношениях это продукт демократии, а не ее противоположность, — сказал Хамид. — Демократия является в том числе и отражением народных настроений, а народ в Индонезии в целом настроен на поддержку ислама и хочет, чтобы он играл более существенную роль в жизни общества, плохо это или хорошо…. Демократизация и исламизация часто идут рука об руку». Хамид видит в индонезийской политике самоидентификации составную часть общей геополитической тенденции, когда «демократическое соперничество в меньшей степени ориентируется на политику и технократию, и начинает больше заниматься вопросами самосознания, культуры и религии». Это хороший вывод о смене тональности между первой и второй президентской гонкой Джокови. Похоже, что уловка Джокови сработала, и на его предвыборный митинг пришли многие противники Ахока. «Маруф Амин одухотворяет его платформу, — говорит 35-летний частный предприниматель Бой Паку (Boy Paku), участвовавший в исламистских митингах в 2017 году и голосовавший за Джокови. — как вы знаете, Индонезия это самая крупная в мире мусульманская страна, и присутствие Амина отражает дух уммы» (мусульманское сообщество). У Джокови сильный мандат на второй срок, поскольку он уверенно опережает соперника и по закону больше не сможет переизбираться, что, по мнению многих, заставить его действовать более решительно в вопросах защиты прав человека, к которым он относится довольно прохладно. Оседлав в 2014 году прогрессивную волну, Джокови, тем не менее, не добился особых успехов в наказании виновных в массовых убийствах 1965 года и не остановил резкое ухудшение обстановки с правами ЛГБТ-сообщества после 2016 года. При нем также усилилась религиозная нетерпимость, о чем свидетельствует джакартский аналитический центр «Институт Сетара», и сохраняется пренебрежительное отношение к коренным народам. «Кто бы ни победил на этих выборах, он будет обязан устранить все нарушения прав человека в прошлом и настоящем, — сказала видная активистка из Джакарты и борец за права ЛГБТ Лини Зурлия (Lini Zurlia). — Если победит Джокови, он должен будет сделать то, что обещал нам всем в свой первый срок, например, начать суд по делу о массовых зверствах в 1965 году. Это его шанс. А если нет, значит, он обычный политик и плохой лидер для своей страны». Зурлия стала одним из лидеров «движения воздержавшихся», участники которого не голосовали ни за одного из кандидатов, внесенных в бюллетень. Такую позицию поддержали многие активисты и молодые индонезийцы, считая, что им предлагают два плохих варианта на выбор. Джокови был очень встревожен, но явка в этом году оказалась даже выше, превысив 80 процентов (в 2014 году она составила 70 процентов). Правда, члены движения воздержавшихся иногда все-таки приходили на участки, но там портили бюллетени. «Я думаю, за этим стоит как минимум два фактора, — сказал ведущий научный сотрудник Центра стратегических и международных исследователей в Джакарте Филипс Вермонт (Philips Vermonte). — Это был первый год, когда одновременно проходили выборы в законодательные органы и выборы президента, и поэтому избирательный сезон оказался очень длинным, более полугода. Мне кажется, избиратели за это время многое поняли». Кроме того, продолжил Вермонт, день голосования пришелся на канун пасхальных праздников, включая общенациональный праздник в пятницу. «Возможно, это тоже сыграло свою роль, и люди остались в городе, чтобы проголосовать». Выборы в этом году совместили для упрощения

Следующая похожая новость...
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)

      
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика