«Чернобыль»: ядерная катастрофа в России как сезон в аду (The Rolling Stone, США) - «Общество» » «Новости Дня»
Novosti-Dny
Опубликовано: 21:07, 08 мая 2019
Общество

«Чернобыль»: ядерная катастрофа в России как сезон в аду (The Rolling Stone, США) - «Общество»

Пятисерийный проект «Чернобыль» канала «Эйч-би-оу» показывает, как ошибки, оплошности и попытки скрыть правду выливаются в настоящую катастрофу. Этот сериал стал портретом аварии, которая произошла сразу на множестве уровней. Не нужно быть физиком-ядерщиком, пишет рецензент сериала, чтобы понять, почему нам стоит оглянуться на те события прямо сейчас.
«Чернобыль»: ядерная катастрофа в России как сезон в аду (The Rolling Stone, США) - «Общество»
© flickr.com, Jorge FranganilloПятисерийный проект «Чернобыль» канала «Эйч-би-оу» показывает, как ошибки, оплошности и попытки скрыть правду выливаются в настоящую катастрофу. Этот сериал стал портретом аварии, которая произошла сразу на множестве уровней. Не нужно быть физиком-ядерщиком, пишет рецензент сериала, чтобы понять, почему нам стоит оглянуться на те события прямо сейчас.

Рано утром 26 апреля 1986 года в непосредственной близости от города Припять на севере Украины на Чернобыльской АЭС случилась авария. Из-за сбоя в подаче электроэнергии, некомпетентности сотрудников, ошибок проектирования и неспособности предотвратить эффект домино, когда ситуация начала выходить из-под контроля, один из реакторов взорвался. Весь район быстро подвергся радиоактивному заражению. Руководство АЭС сразу же попыталось преуменьшить масштабы катастрофы. А ученые стали фиксировать невероятно высокий уровень радиации в 400 километрах от места аварии.


Потребовалось больше недели для того, чтобы сдержать бушующий ад, возникший в активной зоне ядерного реактора. Ветер и другие природные явления способствовали распространению радиации в другие части России и Западной Европы. Зона отчуждения росла в геометрической прогрессии. Сегодня слово «Чернобыль» стало синонимом наихудших сценариев, в которых фигурирует ядерная энергия. По некоторым оценкам, к настоящему моменту та авария унесла жизни 93 тысяч человек. Согласно официальным данным Советского Союза, жертвами аварии стал 31 человек.


Пятисерийный проект «Чернобыль» канала «Эйч-би-оу» (HBO), премьера которого состоялась 6 мая, показывает, как идеальный шторм, сложившийся из ошибок, оплошностей и попыток скрыть правду, вылился в настоящую катастрофу, а также подробно освещает последующие разрушения, которые выглядят как настоящий кошмар в замедленном темпе.


История становится захватывающей с первых же минут сериала. Пройдя по квартире, окутанной темнотой и тишиной, в которой Людмила Игнатенко (Джесси Бакли) живет со своим мужем-пожарным, она заходит на кухню, чтобы сделать кофе. Сквозь окно ее кухни мы видим крошечную яркую точку вдалеке. Внезапно эта точка вырастает в практически идеальную сферу белого света. Женщина даже не замечает этого, пока спустя шесть или семь секунд ее дом не сотрясается от взрывной волны. Такой прием позволяет представить масштабную катастрофу с позиций обычного человека, чью жизнь она полностью перевернула. Это оказывает сильное воздействие.


История Игнатенко и ее попытки отыскать своего супруга, отправившегося на место аварии, — это одна из нескольких сюжетных линий, которые сценарист Крейг Мазин (Craig Mazin) и режиссер Йохан Ренк (Johan Renck) развивают в своем сериале. Зрители следят за ученым Валерием Легасовым (Джаред Харрис), который по распоряжению генерального секретаря Михаила Горбачева (Дэвид Денсик) возглавил расследование вместе с партийным чиновником Борисом Щербиной (Стеллан Скарсгаард). Зрители видят физика-ядерщика Ульяну Хомюк (Эмили Уотсон), ставшую одной из немногих людей, которые сразу же поняли масштабы произошедшего, и попытавшуюся убедить власти в необходимости принятия срочных мер. («Я говорю вам, никакой проблемы нет», — сказал ей чиновник, сидящий за своим столом. «Я говорю вам, что проблема есть», — настаивала она. На это он ответил: «Я предпочитаю придерживаться своего мнения, а не вашего».) Позже в сериале зрители знакомятся с Павлом — обычным человеком, который после начала эвакуации должен отвечать за бездомных собак. А потом зрители видят, как сотрудники станции, врачи, солдаты, фермеры и другие люди начинают тяжело болеть.


Сериал представляет собой взгляд на национальную трагедию как на сезон в аду, однако временами его создатели излишне увлекаются подробностями самой катастрофы несмотря на то, что они уделяют достаточно много внимания обычным людям. Здесь и бог, и дьявол скрываются в мелочах — от красной руки, касающейся зараженной одежды, сваленной в кучу в подвальном помещении (в конце сериала сообщается, что эта одежда до сих пор находится там и что она до сих пор излучает слишком мощную радиацию), до того, как цемент заливает покрытые свинцом гробы погибших. Настроение сериала серое, зловещее, апокалиптическое — в конце концов, этот сериал посвящен Чернобылю. И хотя число британских актеров, называющих друг друга «товарищами», временами навевает мысли о «Смерти Сталина» — хорошо еще, что никто не пытается имитировать русский акцент, — в сериале все же присутствует юмор, как откровенно черный, так и не очень. Кто-то может назвать это тяжелым испытанием — и не ошибется.


Однако этот пятисерийный «отчет о вскрытии» задумывался как нечто большее, чем просто точное воссоздание ужасов во имя привлечения подписчиков и зарабатывания денег. Да, вероятно, вас это действительно удивит, учитывая послужной список тех, кто создавал этот сериал (в копилке сценариста Мазина есть фильмы «Очень страшное кино», «Мальчишника в Вегасе» и «Белоснежка и охотник 2»; Ренк — шведский режиссер, который больше известен работой над музыкальными клипами и рекламными роликами). Однако и они, и актерский состав хорошо понимают, как эта авария могла метастазировать в нечто, что было способно уничтожить целый континент. Это произошло из-за протокола, в котором недомолвки и подмена понятий имели приоритет над решительными действиями; потому что гораздо проще отмахнуться от ученых, назвав их паникерами; потому что власти и мелкие чиновники предпочитают не прислушиваться к неприятным предупреждениям, чтобы сохранить лицо.


«Главная опасность в том, что, если мы наслушаемся лжи, мы вообще не сможем распознать правду», — говорит один персонаж. Если вам захочется обвинить создателей «Чернобыля» в уклонении от существенных фактов, вам стоит знать, что эта линия обозначается в первую же минуту. Однако эти слова продолжают звучать в голове на протяжении всех последующих 299 минут, пока вы смотрите, как все распадается на части. Этот сериал стал портретом аварии, которая произошла сразу на множестве уровней. Не нужно быть физиком-ядерщиком, чтобы понять, почему нам стоит оглянуться на те события прямо сейчас.



© flickr.com, Jorge FranganilloПятисерийный проект «Чернобыль» канала «Эйч-би-оу» показывает, как ошибки, оплошности и попытки скрыть правду выливаются в настоящую катастрофу. Этот сериал стал портретом аварии, которая произошла сразу на множестве уровней. Не нужно быть физиком-ядерщиком, пишет рецензент сериала, чтобы понять, почему нам стоит оглянуться на те события прямо сейчас.Рано утром 26 апреля 1986 года в непосредственной близости от города Припять на севере Украины на Чернобыльской АЭС случилась авария. Из-за сбоя в подаче электроэнергии, некомпетентности сотрудников, ошибок проектирования и неспособности предотвратить эффект домино, когда ситуация начала выходить из-под контроля, один из реакторов взорвался. Весь район быстро подвергся радиоактивному заражению. Руководство АЭС сразу же попыталось преуменьшить масштабы катастрофы. А ученые стали фиксировать невероятно высокий уровень радиации в 400 километрах от места аварии. Потребовалось больше недели для того, чтобы сдержать бушующий ад, возникший в активной зоне ядерного реактора. Ветер и другие природные явления способствовали распространению радиации в другие части России и Западной Европы. Зона отчуждения росла в геометрической прогрессии. Сегодня слово «Чернобыль» стало синонимом наихудших сценариев, в которых фигурирует ядерная энергия. По некоторым оценкам, к настоящему моменту та авария унесла жизни 93 тысяч человек. Согласно официальным данным Советского Союза, жертвами аварии стал 31 человек. Пятисерийный проект «Чернобыль» канала «Эйч-би-оу» (HBO), премьера которого состоялась 6 мая, показывает, как идеальный шторм, сложившийся из ошибок, оплошностей и попыток скрыть правду, вылился в настоящую катастрофу, а также подробно освещает последующие разрушения, которые выглядят как настоящий кошмар в замедленном темпе. История становится захватывающей с первых же минут сериала. Пройдя по квартире, окутанной темнотой и тишиной, в которой Людмила Игнатенко (Джесси Бакли) живет со своим мужем-пожарным, она заходит на кухню, чтобы сделать кофе. Сквозь окно ее кухни мы видим крошечную яркую точку вдалеке. Внезапно эта точка вырастает в практически идеальную сферу белого света. Женщина даже не замечает этого, пока спустя шесть или семь секунд ее дом не сотрясается от взрывной волны. Такой прием позволяет представить масштабную катастрофу с позиций обычного человека, чью жизнь она полностью перевернула. Это оказывает сильное воздействие. История Игнатенко и ее попытки отыскать своего супруга, отправившегося на место аварии, — это одна из нескольких сюжетных линий, которые сценарист Крейг Мазин (Craig Mazin) и режиссер Йохан Ренк (Johan Renck) развивают в своем сериале. Зрители следят за ученым Валерием Легасовым (Джаред Харрис), который по распоряжению генерального секретаря Михаила Горбачева (Дэвид Денсик) возглавил расследование вместе с партийным чиновником Борисом Щербиной (Стеллан Скарсгаард). Зрители видят физика-ядерщика Ульяну Хомюк (Эмили Уотсон), ставшую одной из немногих людей, которые сразу же поняли масштабы произошедшего, и попытавшуюся убедить власти в необходимости принятия срочных мер. («Я говорю вам, никакой проблемы нет», — сказал ей чиновник, сидящий за своим столом. «Я говорю вам, что проблема есть», — настаивала она. На это он ответил: «Я предпочитаю придерживаться своего мнения, а не вашего».) Позже в сериале зрители знакомятся с Павлом — обычным человеком, который после начала эвакуации должен отвечать за бездомных собак. А потом зрители видят, как сотрудники станции, врачи, солдаты, фермеры и другие люди начинают тяжело болеть. Сериал представляет собой взгляд на национальную трагедию как на сезон в аду, однако временами его создатели излишне увлекаются подробностями самой катастрофы несмотря на то, что они уделяют достаточно много внимания обычным людям. Здесь и бог, и дьявол скрываются в мелочах — от красной руки, касающейся зараженной одежды, сваленной в кучу в подвальном помещении (в конце сериала сообщается, что эта одежда до сих пор находится там и что она до сих пор излучает слишком мощную радиацию), до того, как цемент заливает покрытые свинцом гробы погибших. Настроение сериала серое, зловещее, апокалиптическое — в конце концов, этот сериал посвящен Чернобылю. И хотя число британских актеров, называющих друг друга «товарищами», временами навевает мысли о «Смерти Сталина» — хорошо еще, что никто не пытается имитировать русский акцент, — в сериале все же присутствует юмор, как откровенно черный, так и не очень. Кто-то может назвать это тяжелым испытанием — и не ошибется. Однако этот пятисерийный «отчет о вскрытии» задумывался как нечто большее, чем просто точное воссоздание ужасов во имя привлечения подписчиков и зарабатывания денег. Да, вероятно, вас это действительно удивит, учитывая послужной список тех, кто создавал этот сериал (в копилке сценариста Мазина есть фильмы «Очень страшное кино», «Мальчишника в Вегасе» и «Белоснежка и охотник 2»; Ренк — шведский режиссер, который больше известен работой над музыкальными клипами и рекламными роликами). Однако и они, и актерский состав хорошо понимают, как эта авария могла метастазировать в нечто, что было способно уничтожить целый континент. Это произошло из-за протокола, в котором недомолвки и подмена понятий имели приоритет над решительными действиями; потому что гораздо проще отмахнуться от ученых, назвав их паникерами; потому что власти и мелкие чиновники предпочитают не прислушиваться к неприятным предупреждениям, чтобы сохранить лицо. «Главная опасность в том, что, если мы наслушаемся лжи, мы вообще не сможем распознать правду», — говорит один персонаж. Если вам захочется обвинить создателей «Чернобыля» в уклонении от существенных фактов, вам стоит знать, что эта линия обозначается в первую же минуту. Однако эти слова продолжают звучать в голове на протяжении всех последующих 299 минут, пока вы смотрите, как все распадается на части. Этот сериал стал портретом аварии, которая произошла сразу на множестве уровней. Не нужно быть физиком-ядерщиком, чтобы понять, почему нам стоит оглянуться на те события прямо сейчас.

Следующая похожая новость...
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)

      
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика