Onet (Польша): Бориса Годунова убили угрызения совести - «Общество» » «Новости Дня»
Novosti-Dny
Опубликовано: 00:32, 26 мая 2019
Общество

Onet (Польша): Бориса Годунова убили угрызения совести - «Общество»

На большой сцене Польского театра в Варшаве состоялась премьера пушкинского «Бориса Годунова» в постановке Петера Штайна. Главную роль исполнил Анджей Северын, который рассказал «Онет» о работе с режиссером и о звучании драмы в современном контексте. Северын уверен, что Годунова убили угрызения совести, а пьеса Пушкина — это призыв к чистоте, соблюдению этических принципов в политике.
Onet (Польша): Бориса Годунова убили угрызения совести - «Общество»
© РИА Новости | Перейти в фотобанкНа большой сцене Польского театра в Варшаве состоялась премьера пушкинского «Бориса Годунова» в постановке Петера Штайна. Главную роль исполнил Анджей Северын, который рассказал «Онет» о работе с режиссером и о звучании драмы в современном контексте. Северын уверен, что Годунова убили угрызения совести, а пьеса Пушкина — это призыв к чистоте, соблюдению этических принципов в политике.

24 мая на большой сцене Польского театра в Варшаве состоится премьера пушкинского «Бориса Годунова» в постановке Петера Штайна (Peter Stein). Главную роль исполнит Анджей Северын (Andrzej Seweryn), который рассказывает о работе с этим режиссером и о звучании драмы в современном контексте. Мы встречаемся в кабинете директора Польского театра.


Onet.pl: Связано ли то, что Вы ставите «Бориса Годунова» именно сейчас, с какими-то современными событиями?


Анджей Северын: Вы спрашиваете, почему мы взялись именно за этот текст? Ни Петер, ни я не занимались размышлениями о том, какую же выбрать пьесу, чтобы рассказать со сцены о Схетыне (Grzegorz Schetyna) (председатель крупнейшей польской оппозиционной партии, — прим.пер.), Качиньском (Jaroslaw Kaczynski) (председатель польской правящей партии, — прим.пер.), Трампе, экологах или Путине. Мы мыслим иначе. «Свадьба», «Дядя Ваня», «Король», то есть спектакли, которые идут в Польском театре, отсылают к реалиям сегодняшнего дня, но это не единственный критерий, которым мы руководствуемся. Часто мне кажется, что современность видит свое отражение в постановках вне зависимости от намерения режиссера, что она «догоняет» театральное искусство, а не наоборот.

© РИА Новости, Алексей ДаничевОпера «Борис Годунов» Грэма Вика— В опере меньше внимания уделяется Лжедмитрию. У нас все иначе. Серьезные театральные деятели не сокращают тексты, чтобы упростить себе задачу и сделать спектакль короче, к этому склонны, скорее, молодые режиссеры. Петер Штайн не вычеркнул ни единой строки, поэтому фигура самозванца представлена у нас объемно. Зритель увидит его трагедию, его амбиции, любовь к Марине Мнишек. Пушкин написал красивую, но жестокую сцену с их участием. Марина — политик до мозга костей. Есть понятие «бизнесвуман», а это «пауэрвуман». Она хочет быть царицей. Ее, разумеется, поддерживает польский король, католическая церковь.

Российская публика знает историю своей страны, знает, кем был Годунов, Лжедмитрий или Шуйский, а польскому зрителю должны помочь режиссер и актеры. На то, чтобы история стала более понятной, работают декорации, музыка, освещение, костюмы — весь театральный механизм.


— В 1989 году «Бориса Годунова» экранизировал Анджей Жулавский (Andrzej Zulawski), с которым вас связывает работа над фильмом «На серебряной планете». Почему коммунистические власти так боялись этой картины?


— Это очень интересная тема: страх власти перед искусством. Действительно ли она боится искусства? Оно мешает правителям, осложняет им жизнь, заставляя людей думать и порой превращаясь в катализатор, провоцирующий развитие важных событий, бунтов. Можно ли здесь говорить именно о страхе? Не возьмусь сказать. Думаю, сегодня гораздо более важную роль играют рейтинги. А чего боялся министр Вильгельми (Janusz Wilhelmi), решивший остановить съемки фильма «На серебряной планете», я на самом деле не знаю.


— «Гениальность Вайды заключалась в том, что он понимал, как далеко можно зайти. Режим говорил: „Только досюда". Он продвигался на сантиметр дальше. Я шел на метр дальше и проваливался в пропасть», — рассказывал Анджей Жулавский после премьеры этой ленты. Актуален ли сегодня вопрос выработки тактики, позволяющей обойти цензуру?


— Меня никто не цензурирует. В Польском театре есть только художественная цензура. Однако я знаю случаи, когда общественность обращалась к властям, требуя принять меры по поводу того или иного произведения. У власти есть финансовые инструменты, при помощи которых она может пытаться влиять на искусство. Меня это возмущает. Свободу артиста может ограничивать лишь его собственное внутреннее чувство.


© РИА Новости | Перейти в фотобанкНа большой сцене Польского театра в Варшаве состоялась премьера пушкинского «Бориса Годунова» в постановке Петера Штайна. Главную роль исполнил Анджей Северын, который рассказал «Онет» о работе с режиссером и о звучании драмы в современном контексте. Северын уверен, что Годунова убили угрызения совести, а пьеса Пушкина — это призыв к чистоте, соблюдению этических принципов в политике.24 мая на большой сцене Польского театра в Варшаве состоится премьера пушкинского «Бориса Годунова» в постановке Петера Штайна (Peter Stein). Главную роль исполнит Анджей Северын (Andrzej Seweryn), который рассказывает о работе с этим режиссером и о звучании драмы в современном контексте. Мы встречаемся в кабинете директора Польского театра. Onet.pl: Связано ли то, что Вы ставите «Бориса Годунова» именно сейчас, с какими-то современными событиями? Анджей Северын: Вы спрашиваете, почему мы взялись именно за этот текст? Ни Петер, ни я не занимались размышлениями о том, какую же выбрать пьесу, чтобы рассказать со сцены о Схетыне (Grzegorz Schetyna) (председатель крупнейшей польской оппозиционной партии, — прим.пер.), Качиньском (Jaroslaw Kaczynski) (председатель польской правящей партии, — прим.пер.), Трампе, экологах или Путине. Мы мыслим иначе. «Свадьба», «Дядя Ваня», «Король», то есть спектакли, которые идут в Польском театре, отсылают к реалиям сегодняшнего дня, но это не единственный критерий, которым мы руководствуемся. Часто мне кажется, что современность видит свое отражение в постановках вне зависимости от намерения режиссера, что она «догоняет» театральное искусство, а не наоборот.© РИА Новости, Алексей ДаничевОпера «Борис Годунов» Грэма Вика— В опере меньше внимания уделяется Лжедмитрию. У нас все иначе. Серьезные театральные деятели не сокращают тексты, чтобы упростить себе задачу и сделать спектакль короче, к этому склонны, скорее, молодые режиссеры. Петер Штайн не вычеркнул ни единой строки, поэтому фигура самозванца представлена у нас объемно. Зритель увидит его трагедию, его амбиции, любовь к Марине Мнишек. Пушкин написал красивую, но жестокую сцену с их участием. Марина — политик до мозга костей. Есть понятие «бизнесвуман», а это «пауэрвуман». Она хочет быть царицей. Ее, разумеется, поддерживает польский король, католическая церковь. Российская публика знает историю своей страны, знает, кем был Годунов, Лжедмитрий или Шуйский, а польскому зрителю должны помочь режиссер и актеры. На то, чтобы история стала более понятной, работают декорации, музыка, освещение, костюмы — весь театральный механизм. — В 1989 году «Бориса Годунова» экранизировал Анджей Жулавский (Andrzej Zulawski), с которым вас связывает работа над фильмом «На серебряной планете». Почему коммунистические власти так боялись этой картины? — Это очень интересная тема: страх власти перед искусством. Действительно ли она боится искусства? Оно мешает правителям, осложняет им жизнь, заставляя людей думать и порой превращаясь в катализатор, провоцирующий развитие важных событий, бунтов. Можно ли здесь говорить именно о страхе? Не возьмусь сказать. Думаю, сегодня гораздо более важную роль играют рейтинги. А чего боялся министр Вильгельми (Janusz Wilhelmi), решивший остановить съемки фильма «На серебряной планете», я на самом деле не знаю. — «Гениальность Вайды заключалась в том, что он понимал, как далеко можно зайти. Режим говорил: „Только досюда". Он продвигался на сантиметр дальше. Я шел на метр дальше и проваливался в пропасть», — рассказывал Анджей Жулавский после премьеры этой ленты. Актуален ли сегодня вопрос выработки тактики, позволяющей обойти цензуру? — Меня никто не цензурирует. В Польском театре есть только художественная цензура. Однако я знаю случаи, когда общественность обращалась к властям, требуя принять меры по поводу того или иного произведения. У власти есть финансовые инструменты, при помощи которых она может пытаться влиять на искусство. Меня это возмущает. Свободу артиста может ограничивать лишь его собственное внутреннее чувство.

Следующая похожая новость...
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)

      
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика