Svenska Dagbladet (Швеция): и я тоже занимаюсь самоцензурой - «Общество» » «Новости Дня»
Edgarpo
Опубликовано: 04:09, 16 июля 2019
Общество

Svenska Dagbladet (Швеция): и я тоже занимаюсь самоцензурой - «Общество»

В последний год много говорят о «фейковых новостях». Eще обсуждается, что читатели склонны выбирать лишь то, что вписывается в их собственные взгляды. Между тем для публицистов тоже характерна эта тенденция. «Свенска дагбладет» на примере истории о забытом журналисте пытается показать, что все склонны заниматься самоцензурой, когда речь заходит о неудобных фактах.
Svenska Dagbladet (Швеция): и я тоже занимаюсь самоцензурой - «Общество»
© РИА Новости, С. Соловьев | Перейти в фотобанкВ последний год много говорят о «фейковых новостях». Eще обсуждается, что читатели склонны выбирать лишь то, что вписывается в их собственные взгляды. Между тем, для публицистов тоже характерна эта тенденция. «Свенска дагбладет» на примере истории о забытом журналисте пытается показать, что все склонны заниматься самоцензурой, когда речь заходит о неудобных фактах.

В последний год много говорят о «фейковых новостях», имея в виду вымышленную информацию. Eще обсуждается, что читатели склонны выбирать лишь то, что вписывается в их собственные взгляды. А вот о том, как мы сами избегаем «болезненных» тем, сказано гораздо меньше. Между тем, для публицистов тоже характерна тенденция, аналогичная стремлению их подписчиков читать лишь то, что соответствует их картине мира.


Когда кто-то искажает реальность, опуская определенные моменты, это не так легко обнаружить, как откровенные ошибки. Тем не менее, такой подход — та же ложь. Чтобы не допускать такого искажения, журналисты должны быть одновременно компетентными и храбрыми.


Таким был, например, неизвестный большинству шведов испанский журналист Мануэль Чавес Ногалес (Manuel Chaves Nogales). Он пытался описать реальность как есть, без упрощений. Его можно назвать испанским Оруэллом или Камю, и жил он примерно в одно время с ними.


У него не было такого большого литературного таланта, как у этих двоих, но он так же стремился к объективности, стараясь рассказывать обо всем, что видел, не задаваясь при этом вопросом, какой из сторон его репортаж пойдет на пользу. В последнее время ему стали уделять больше внимания, а в этом году интерес к его личности и работам достиг своей кульминации.



В 1920-е годы журналист Чавес Ногалес ездил в Советский Союз, чтобы выяснить, какие из новостей, приходящих оттуда, были «фейковыми». Он сообщил, что государство рабочих, которым так восхищались многие в Испании, на самом деле было полицейским государством. Позднее, в 1936 году, когда Ногалес работал редактором в Мадриде, в Испании началась гражданская война, и он писал репортажи о насилии, совершаемом обеими сторонами конфликта.


Даже сегодня читателя поражает его объективность. Часто его тексты — это небольшие рассказы, выводы из которых читатель должен делать сам. Из-за его непредвзятости ему угрожали смертью обе конфликтующие стороны, которые руководствовались девизом «кто не с нами, тот против нас».


В 1936 году он бежал во Францию и там описывал, как эта страна, оказавшись зажатой в тисках между коммунизмом и нацизмом, отказалась от своих демократических идеалов еще до немецкого вторжения. В 1940 году Чавесу снова пришлось бежать в Лондон, откуда он до самой своей смерти в 1944 году писал материалы для Латинской Америки.


Его совершенно позабыли именно из-за его объективности, ведь ни одно политическое направление не было заинтересовано в такой прямоте. В 2019 году его вспомнили лишь потому, что испанское социалистическое правительство стало возносить ему хвалу в числе прочих граждан, которые были вынуждены бежать из страны в 1939 году. Сейчас дело представляют так, словно в изгнании он оказался из-за режима Франко, при этом совершенно замалчивая, что он и социалистов критиковал не меньше.


Такой прохладный интерес к Чавесу Ногалесу свидетельствует, что современники и потомки вполне могут не оценить объективность. И когда речь заходит о неудобных фактах, современные журналисты тоже склонны заниматься самоцензурой. Равно как и университетские преподаватели, и я сама не исключение. Самое странное, что практически все вокруг критикуют «фейковые новости» и цензуру, но при этом применяют эту цензуру сами к себе. И никто не хочет понять, что «политическая корректность» подразумевает как раз самоцензуру.


© РИА Новости, С. Соловьев | Перейти в фотобанкВ последний год много говорят о «фейковых новостях». Eще обсуждается, что читатели склонны выбирать лишь то, что вписывается в их собственные взгляды. Между тем, для публицистов тоже характерна эта тенденция. «Свенска дагбладет» на примере истории о забытом журналисте пытается показать, что все склонны заниматься самоцензурой, когда речь заходит о неудобных фактах.В последний год много говорят о «фейковых новостях», имея в виду вымышленную информацию. Eще обсуждается, что читатели склонны выбирать лишь то, что вписывается в их собственные взгляды. А вот о том, как мы сами избегаем «болезненных» тем, сказано гораздо меньше. Между тем, для публицистов тоже характерна тенденция, аналогичная стремлению их подписчиков читать лишь то, что соответствует их картине мира. Когда кто-то искажает реальность, опуская определенные моменты, это не так легко обнаружить, как откровенные ошибки. Тем не менее, такой подход — та же ложь. Чтобы не допускать такого искажения, журналисты должны быть одновременно компетентными и храбрыми. Таким был, например, неизвестный большинству шведов испанский журналист Мануэль Чавес Ногалес (Manuel Chaves Nogales). Он пытался описать реальность как есть, без упрощений. Его можно назвать испанским Оруэллом или Камю, и жил он примерно в одно время с ними. У него не было такого большого литературного таланта, как у этих двоих, но он так же стремился к объективности, стараясь рассказывать обо всем, что видел, не задаваясь при этом вопросом, какой из сторон его репортаж пойдет на пользу. В последнее время ему стали уделять больше внимания, а в этом году интерес к его личности и работам достиг своей кульминации. В 1920-е годы журналист Чавес Ногалес ездил в Советский Союз, чтобы выяснить, какие из новостей, приходящих оттуда, были «фейковыми». Он сообщил, что государство рабочих, которым так восхищались многие в Испании, на самом деле было полицейским государством. Позднее, в 1936 году, когда Ногалес работал редактором в Мадриде, в Испании началась гражданская война, и он писал репортажи о насилии, совершаемом обеими сторонами конфликта. Даже сегодня читателя поражает его объективность. Часто его тексты — это небольшие рассказы, выводы из которых читатель должен делать сам. Из-за его непредвзятости ему угрожали смертью обе конфликтующие стороны, которые руководствовались девизом «кто не с нами, тот против нас». В 1936 году он бежал во Францию и там описывал, как эта страна, оказавшись зажатой в тисках между коммунизмом и нацизмом, отказалась от своих демократических идеалов еще до немецкого вторжения. В 1940 году Чавесу снова пришлось бежать в Лондон, откуда он до самой своей смерти в 1944 году писал материалы для Латинской Америки. Его совершенно позабыли именно из-за его объективности, ведь ни одно политическое направление не было заинтересовано в такой прямоте. В 2019 году его вспомнили лишь потому, что испанское социалистическое правительство стало возносить ему хвалу в числе прочих граждан, которые были вынуждены бежать из страны в 1939 году. Сейчас дело представляют так, словно в изгнании он оказался из-за режима Франко, при этом совершенно замалчивая, что он и социалистов критиковал не меньше. Такой прохладный интерес к Чавесу Ногалесу свидетельствует, что современники и потомки вполне могут не оценить объективность. И когда речь заходит о неудобных фактах, современные журналисты тоже склонны заниматься самоцензурой. Равно как и университетские преподаватели, и я сама не исключение. Самое странное, что практически все вокруг критикуют «фейковые новости» и цензуру, но при этом применяют эту цензуру сами к себе. И никто не хочет понять, что «политическая корректность» подразумевает как раз самоцензуру.

Следующая похожая новость...
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)

      
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика