Norra Skane (Швеция): пикник в Чернобыле - «Общество» » «Новости Дня»
Edgarpo
Опубликовано: 00:52, 17 июля 2019
Общество

Norra Skane (Швеция): пикник в Чернобыле - «Общество»

Автор заметки сопоставляет «Пикник на обочине» Стругацких, недавно вышедший в новом переводе на шведский, «Сталкера» Андрея Тарковского и «Чернобыль» HBO. Заброшенные места для нас особенно притягательны, рассуждает он, — недаром так популярен чернобыльский туризм. Но если в книге страшная язва на теле Земли возникла после визита пришельцев, то в реальности все печальнее.
Norra Skane (Швеция): пикник в Чернобыле - «Общество»
© Кинокомпания Мосфильм / Второе творческое объединениеАвтор заметки сопоставляет «Пикник на обочине» Стругацких, недавно вышедший в новом переводе на шведский, «Сталкера» Андрея Тарковского и «Чернобыль» HBO. Заброшенные места для нас особенно притягательны, рассуждает он, — недаром так популярен чернобыльский туризм. Но если в книге страшная язва на теле Земли возникла после визита пришельцев, то в реальности все печальнее.

«Десять лет назад я совершенно точно знал, чем все это должно кончиться. Непреодолимые кордоны. Пояс пустоты шириной в пятьдесят километров. Ученые и солдаты, больше никого. Страшная язва на теле планеты заблокирована намертво… И ведь надо же, вроде бы и все так считали, не только я».


Прошло уже много времени с тех пор, как представители чужой внеземной цивилизации посетили Землю, а затем улетели от нас, так и не попытавшись ни наладить контакт, ни затеять конфликт. Места, где они побывали, остались на нашей планете, словно черные раны, и доступ к ним есть только у ученых и солдат, ведь приходить туда опасно для жизни. Инопланетяне оставили человечеству после себя не только ценные артефакты, но и с трудом постижимые опасности. Артефакты стали пользоваться спросом на черном рынке, и так называемые «сталкеры» — проводники — теперь ходят в Зону, чтобы их добывать.


Неотцензурированная версия аллегорического фантастического романа советских писателей Аркадия и Бориса Стругацких «Пикник на обочине» (1972) недавно впервые вышла в переводе на шведский язык (издательство Ersatz). Что здесь делали инопланетяне? Никто не знает. Возможно, это был всего лишь пикник на обочине, как и следует из названия книги. Они куда-то направлялись, а по дороге просто оставили после себя немного мусора, как это делают и люди, останавливаясь отдохнуть у шоссе.


Роман лег в основу для фильма Андрея Тарковского «Сталкер». Режиссер максимально урезал сам сюжет, чтобы позволить загадочной Зоне разрастись и стать проявлением психологического состояния человека, показать нам путь к его душе.


И вот я читаю эту книгу, а параллельно смотрю сериал HBO «Чернобыль», которые многие вполне справедливо хвалят. В голове невольно смешиваются сцены: заброшенная и, как выяснится, опасная местность, куда отправились герои фильма «Сталкер», и кадры из известного видео, снятого с дрона, пролетевшего над зоной отчуждения вокруг Припяти, украинского городка неподалеку от Чернобыля.



«…язва ли, сокровищница, адский соблазн, шкатулка Пандоры, черт, дьявол…»


Заброшенные места для нас особенно притягательны. Феномен урбанистического туризма и сталкерства вырос как раз из этого соблазна исследовать скрытые, покинутые человеком места. В таком контексте Припять — настоящий священный Грааль. А то, что посещать зону отчуждения опасно для жизни, кажется, только усиливает желание пробраться туда. Всего полтора года назад National Geographic написал о людях, которые сами себя называют сталкерами — в честь героев книги Стругацких. Они незаконно пробираются в зону отчуждения, где под саркофагом, испуская смертельное излучение, так и лежат 200 тонн радиоактивных материалов. Под покровом ночи они ночуют в заброшенных деревнях и любуются звездным небом, которое не засвечивают огни цивилизации.


«Чувствуешь себя последним человеком на Земле, — рассказал сталкер Евгений Князев в статье. — Бродишь по пустым городам, деревням и дорогам. Фантастическое переживание».


В украинской компьютерной игре «С.Т.А.Л.К.Е.Р: тень Чернобыля» 2007 года в альтернативной реальности смешиваются две зоны: из «Пикника на обочине» и той, что образовалась после реальной чернобыльской катастрофы. Это тоже повлияло на современных сталкеров.


Похоже, Андрею Тарковскому дорого обошлось создание фильма «Сталкер». Как и многие среди тех, кто работал над картиной, он умер от рака. Распространена точка зрения, что это связано со съемками в сильно загрязненных промышленных районах Прибалтики. Премьера «Сталкера» состоялась в СССР в 1979 году, а Тарковский умер в возрасте 54 лет 29 декабря 1986, через полгода с лишним после самой ужасной атомной катастрофы в истории.


«С Зоной ведь так: с хабаром вернулся — чудо, живой вернулся — удача, патрульная пуля мимо — везенье, а все остальное — судьба».


© Кинокомпания Мосфильм / Второе творческое объединениеАвтор заметки сопоставляет «Пикник на обочине» Стругацких, недавно вышедший в новом переводе на шведский, «Сталкера» Андрея Тарковского и «Чернобыль» HBO. Заброшенные места для нас особенно притягательны, рассуждает он, — недаром так популярен чернобыльский туризм. Но если в книге страшная язва на теле Земли возникла после визита пришельцев, то в реальности все печальнее.«Десять лет назад я совершенно точно знал, чем все это должно кончиться. Непреодолимые кордоны. Пояс пустоты шириной в пятьдесят километров. Ученые и солдаты, больше никого. Страшная язва на теле планеты заблокирована намертво… И ведь надо же, вроде бы и все так считали, не только я». Прошло уже много времени с тех пор, как представители чужой внеземной цивилизации посетили Землю, а затем улетели от нас, так и не попытавшись ни наладить контакт, ни затеять конфликт. Места, где они побывали, остались на нашей планете, словно черные раны, и доступ к ним есть только у ученых и солдат, ведь приходить туда опасно для жизни. Инопланетяне оставили человечеству после себя не только ценные артефакты, но и с трудом постижимые опасности. Артефакты стали пользоваться спросом на черном рынке, и так называемые «сталкеры» — проводники — теперь ходят в Зону, чтобы их добывать. Неотцензурированная версия аллегорического фантастического романа советских писателей Аркадия и Бориса Стругацких «Пикник на обочине» (1972) недавно впервые вышла в переводе на шведский язык (издательство Ersatz). Что здесь делали инопланетяне? Никто не знает. Возможно, это был всего лишь пикник на обочине, как и следует из названия книги. Они куда-то направлялись, а по дороге просто оставили после себя немного мусора, как это делают и люди, останавливаясь отдохнуть у шоссе. Роман лег в основу для фильма Андрея Тарковского «Сталкер». Режиссер максимально урезал сам сюжет, чтобы позволить загадочной Зоне разрастись и стать проявлением психологического состояния человека, показать нам путь к его душе. И вот я читаю эту книгу, а параллельно смотрю сериал HBO «Чернобыль», которые многие вполне справедливо хвалят. В голове невольно смешиваются сцены: заброшенная и, как выяснится, опасная местность, куда отправились герои фильма «Сталкер», и кадры из известного видео, снятого с дрона, пролетевшего над зоной отчуждения вокруг Припяти, украинского городка неподалеку от Чернобыля. «…язва ли, сокровищница, адский соблазн, шкатулка Пандоры, черт, дьявол…» Заброшенные места для нас особенно притягательны. Феномен урбанистического туризма и сталкерства вырос как раз из этого соблазна исследовать скрытые, покинутые человеком места. В таком контексте Припять — настоящий священный Грааль. А то, что посещать зону отчуждения опасно для жизни, кажется, только усиливает желание пробраться туда. Всего полтора года назад National Geographic написал о людях, которые сами себя называют сталкерами — в честь героев книги Стругацких. Они незаконно пробираются в зону отчуждения, где под саркофагом, испуская смертельное излучение, так и лежат 200 тонн радиоактивных материалов. Под покровом ночи они ночуют в заброшенных деревнях и любуются звездным небом, которое не засвечивают огни цивилизации. «Чувствуешь себя последним человеком на Земле, — рассказал сталкер Евгений Князев в статье. — Бродишь по пустым городам, деревням и дорогам. Фантастическое переживание». В украинской компьютерной игре «С.Т.А.Л.К.Е.Р: тень Чернобыля» 2007 года в альтернативной реальности смешиваются две зоны: из «Пикника на обочине» и той, что образовалась после реальной чернобыльской катастрофы. Это тоже повлияло на современных сталкеров. Похоже, Андрею Тарковскому дорого обошлось создание фильма «Сталкер». Как и многие среди тех, кто работал над картиной, он умер от рака. Распространена точка зрения, что это связано со съемками в сильно загрязненных промышленных районах Прибалтики. Премьера «Сталкера» состоялась в СССР в 1979 году, а Тарковский умер в возрасте 54 лет 29 декабря 1986, через полгода с лишним после самой ужасной атомной катастрофы в истории. «С Зоной ведь так: с хабаром вернулся — чудо, живой вернулся — удача, патрульная пуля мимо — везенье, а все остальное — судьба».

Следующая похожая новость...
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)

      
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика