NOVOSTI-DNY NOVOSTI-DNY
:
:
06:01 Понедельник 0 309
5-11-2018, 06:01

Петров-Водкин — ход конём. Пять странных вывертов судьбы художника - «Происшествия»

УПЦ МП прекратила литургическое общение с..

Ситуация вокруг решения Константинополя об автокефалии на...
5-11-2018, 06:01

Кузьма Петров-Водкин был сыном сапожника, хотел стать иконописцем и выигрывал велосипедные гонки.




2. Иногда люди под впечатлением от работы Петрова-Водкина времён Первой мировой войны «Богоматерь Умиление злых сердец» говорят, что Кузьма Сергеевич, дескать, зарыл свой талант в землю — ему бы иконописцем стать, и цены бы такому мастеру не было.



Они и сами не подозревают, насколько правы. Поначалу Петров-Водкин действительно метил в иконописцы. И, пока отбывал свои четыре класса городского училища, свёл знакомство с местными церковными художниками и пытался им подражать, очень скоро обретя свой язык. Но многообещающая карьера богомаза не состоялась по забавной причине.



Бабка Петрова-Водкина Федосья принесла в храм икону своего внука «Богоматерь с гневающимся младенцем» — святить. На что получила от отца-благочинного гневное: «Плясовица, а не Матерь Божья! Глазами стрекает! Святить не буду!»



В другом храме доску всё-таки освятили, заметив при этом: «Видать живопись картинная благочинному нашему не по нутру пришлась». Именно так, рано и на практике Петров-Водкин осознал тут тонкую грань между живописью и иконописью, сделав выбор в пользу первой.






3. Падение падению рознь. Чаще всего оно оканчивается расквашенным носом, а то и более серьёзными травмами. Лишь крайне редко, как в случае с Исааком Ньютоном, какое-либо падение, например, падение яблока, может навести на глубокие мысли. И тогда формулируется закон тяготения.



История Петрова-Водкина демонстрирует именно второй вариант. Он гулял в окрестностях родного города по холмам, споткнулся и рухнул. Вот что из этого вышло: «Когда падал я наземь, предо мной мелькнуло совершенно новое впечатление от пейзажа, какого я еще никогда, кажется, не получал. Решив, что впечатление, вероятно, случайно, я попробовал снова проделать это же движение падения к земле. Впечатление оставалось действительным: я увидел землю, как планету. Обрадованный новым космическим открытием, я стал повторять опыт боковыми движениями головы и варьировать приемы. Очертя глазами весь горизонт, воспринимая его целиком, я оказался на отрезке шара, причем шара полого, с обратной вогнутостью, — я очутился как бы в чаше... Самое головокружительное было то, что земля оказалась не горизонтальной и Волга держалась, не разливаясь на отвесных округлостях ее массива, и я сам не лежал, а как бы висел на земной стене». Это явление художник назвал сферической перспективой. И самую знаменитую свою картину — «Купание красного коня» — написал, ориентируясь именно на это явление.





  • Петров-Водкин — ход конём. Пять странных вывертов судьбы художника - «Происшествия»

    © Commons.wikimedia.org



  • © Commons.wikimedia.org



  • © Commons.wikimedia.org



  • © Commons.wikimedia.org



  • © Commons.wikimedia.org



  • © Commons.wikimedia.org



  • © Commons.wikimedia.org



  • © Commons.wikimedia.org



  • © Commons.wikimedia.org



  • © Commons.wikimedia.org



  • © Commons.wikimedia.org



  • © Commons.wikimedia.org

4. В 1901 г. Петров-Водкин — студент Московского училища живописи, ваяния и зодчества. И, как многие другие, этот студент думает отправиться за границу — так сказать, за впечатлениями. Однако у него, в отличие от этих самых «других», на полноценное путешествие не было денег. И тогда Кузьма Сергеевич придумал остроумный ход. В московском салоне немецких велосипедов, которые не пользовались спросом, он арендует экзотическую двухколёсную машину и едет на ней в Европу — по маршруту Москва — Мюнхен. С условием рекламировать салон-магазин. Реклама удалась на славу. Особенно в Польше. Там Петров-Водкин выигрывает на своём велосипеде гонки. Но не на скорость, а наоборот — на самую медленную езду. Победитель получает призовые деньги, которых как раз хватает, чтобы бросить неудобную машину и добраться до цели по-человечески — на поезде.






5. По возвращении из-за границы Петров-Водкин собирается влиться в заманчивый мир богемы — «элиты живописи» того времени. И пробует наладить знакомство с Александром Бенуа. На что получает барскую отповедь: «Ну что это за фамилия — Водкин? А имя какое — Кузьма? Ему бы в сапожники идти, а он мнит себя человеком искусства».



Такое не забывается, и впоследствии художник относился к богеме с нескрываемым презрением. Особенно в моменты своих — довольно частых — триумфов. Скажем, когда поэт Рюрик Ивнев решил сделать комплимент новой «культовой фигуре живописи» по случаю успеха картины «Купание красного коня», между ними состоялся характерный диалог.



Ивнев — в бархатной куртке, взгляд с поволокой, томно:



— Сколь прекрасен ваш алый конь и юноша-мессия!



Петров-Водкин, с нескрываемым ехидством:



— Конь хорош, не спорю... А мессия ваш — с голой ж...й!



Расказать друзьям о новости дня.
 
Распечатать  Нашли ошибку?  

Это надо знать.


00:01 Среда 0 110 Здесь процветал авангардизм. Петербургские адреса Казимира Малевича - «Происшествия» В Северной столице произошло много важных событий в жизни художника. 15 ноября в Русском музее в Петербурге открывается выставка «Неожиданный Малевич». В рамках экспозиции будут представлены...

У вас есть возможность прокоментировать статью.
Наверх