Жизнь с протянутой рукой. Как в России пытались бороться с нищенством - «Происшествия»

65 лет назад, 20 февраля 1954 года, МВД СССР направило руководству ЦК и Совмина доклад о мерах по предупреждению и ликвидации нищенства.
Бедность и порок. Как в царской России развивалась тайная проституция
Подробнее
Профессия — «калека»
Испокон веков нищих на Руси оберегали, считалось, что подать милостыню обездоленному — это всё равно, что подать самому Христу. «Домострой» предписывал всяких «калик перехожих и страдающих» приглашать в свой дом, чтобы накормить, напоить и согреть их, «ибо они заступники перед Богом за грехи». Такое милосердное отношение к нищим спровоцировало появление в их среде настоящих «профессионалов».
Пётр I, человек решительный и бескомпромиссный, нищих не любил. Ещё в 1691 г. царь приказал выпроваживать их из Москвы, особенно тех, кто только прикидывался нищим и калекой. При повторном появлении таких людей в городе били кнутом и ссылали в Сибирь. После Петра также издавалось множество указов о запрещении заниматься нищенством. А при Екатерине II в губернских городах учредили приказы общественного призрения, в обязанности которых входило устройство богаделен, работных и смирительных домов.
Далеко не все нищие на Руси были людьми без крова. С давних времён артели из крестьян, лишённых возможности или не желающих жить своим трудом, отправлялись за милостыней в богатые губернии и столицы. Собираясь в путь, они облачались в лохмотья и специально придавали своим повозкам убогий вид. Зато деревни таких артельщиков, куда в конце концов они возвращались, отличались от соседских зажиточностью.
Страшнее «мамки» зверя нет
Накануне революции в России для задержанных полицией нищих и бездомных существовали работные дома. Были и дома трудолюбия, куда приходили добровольно, ночлежные дома и столовые для нищих и бездомных. В СССР попрошайничество и бродяжничество считались проявлением паразитического образа жизни, за них предусматривалась уголовная ответственность. В современной России попрошаек и бездомных уголовно не наказывают, но существуют криминальные группировки, крышующие «нищенский бизнес», заставляющие определённую категорию лиц заниматься этим промыслом и получающие от него основной доход.
В крупных городах количество точек, которые держат криминальные структуры, исчисляется сотнями и тысячами, ежегодно они приносят своим хозяевам миллионы долларов. «Нищая мафия» работает по законам рынка. Старушка, беременная или инвалид для роли убогого стоит дешевле, ребёнок для «мамки-попрошайки» — дороже. И это неслучайно. Женщина с малышом на руках, просящая помощи у прохожих на улице или у пассажиров метро или электричке, вызывает больше доверия. Вот только дети у таких «мамок» почти всегда подозрительно крепко спят, несмотря на шум вокруг. Секрет прост: на время сбора денег детишек, чтобы не мешали процессу, накачивают сильнодействующими успокоительными, а то и алкоголем. Самое страшное, что груднички редко живут больше трёх месяцев.
«Не смогла пройти мимо». Как краснодарка помогла оставшейся без крова семье
Подробнее
Если в старину самой большой категорией нищих были погорельцы, настоящие и мнимые, то сейчас на их место пришли другие граждане, пытающиеся разжалобить сердобольных прохожих. Отличаются лишь версии свалившегося на них «несчастья»: одни просят денег якобы на срочную операцию, другие — на «приют для брошенных животных», третьи — на дорогу домой после того, как их «обворовали». И, судя по количеству попрошаек, исчезновение этой профессии по-прежнему не грозит.
Следующая похожая новость...