Почему одни страны богатые, а другие — Беларусь? - «Происшествия» » «Новости Дня»
Fane
Опубликовано: 15:20, 21 февраля 2019
Происшествия и криминал

Почему одни страны богатые, а другие — Беларусь? - «Происшествия»

Почему одни страны богатые, а другие — бедные? Этот вопрос вынесен в заглавие книги-бестселлера экономистов Дарена Аджемоглу и Джеймса А. Робинсона. На протяжении 700 страниц они отвечают на этот вопрос и приводят доказательства, а заодно и пересказывают массу любопытных случаев из мировой истории. ...
Почему одни страны богатые, а другие — Беларусь? - «Происшествия»

Почему одни страны богатые, а другие — бедные? Этот вопрос вынесен в заглавие книги-бестселлера экономистов Дарена Аджемоглу и Джеймса А. Робинсона. На протяжении 700 страниц они отвечают на этот вопрос и приводят доказательства, а заодно и пересказывают массу любопытных случаев из мировой истории.




Почему одни страны богатые, а другие — Беларусь? - «Происшествия»


Наталья Рябова окончила БГУ (социология), ЕГУ (философия), в 2013 году получила степень МВА (магистр бизнес-администрирования). Директор Школы молодых менеджеров публичного администрирования SYMPA, при которой действует исследовательский центр BIPART (Белорусский институт реформы и трансформации публичного администрирования), сайт «Кошт урада», посвященный государственным финансам, и сайт «Открытые закупки», мониторящий государственные закупки. Фото из личного архива



Если очень коротко, то ответ на этот вопрос простой: богаты те страны, в которых инклюзивные политические и экономические институты, то есть большое количество людей имеет возможность влиять на принятие политических решений и свободно участвовать в экономике. А бедны, соответственно, те, в которых эти институты экстрактивны. Это означает, что политическая и экономическая власть используется для того, чтобы ее же сохранить и усилить — за счет различных видов эксплуатации других людей.



Этот довольно простой ответ авторы подтверждают многими примерами из разных стран на протяжении, можно сказать, всей истории человечества. И в самом деле, вовсе же не очевидно, почему одинаковые или сходные условия или события приводят к различным результатам в разных странах.



Например, пандемия чумы в XIV веке. С демографической точки зрения последствия были сходные в Западной и Восточной Европе — до половины населения погибло. Социально-экономические последствия, соответственно, тоже: стало не хватать рабочих рук, люди стали требовать большей свободы от хозяев. Однако в Англии переговорная сила крестьян оказалась достаточной, чтобы добиться своего. В Восточной Европе же землевладельцы стали захватывать все новые земли, и их поместья, и так более крупные, чем у западных соседей, стали еще обширнее. Вместо приобретения новых прав восточноевропейские крестьяне оказались под угрозой потери даже имеющихся. Так одна и та же чума привела к разным последствиям.



Но откуда же в Англии крестьяне взяли такую переговорную силу? По мнению авторов, постепенное движение к плюрализму началось там еще с Великой хартии вольностей. Вообще такие возможности для расширения прав появляются при наступлении исторических точек перелома, таких как Славная революция в Англии или основание колонии Джеймстаун в Северной Америке. Другими словами — тогда, когда определенные факторы приводят к ослаблению правящих кругов и усилению оппозиции и в результате возникают стимулы для построения более плюралистического общества.



Конечно, плюрализм, парламентаризм и демократия не наступают одномоментно. Страны-счастливчики, которым удавалось развивать у себя инклюзивные институты на протяжении последних трех столетий, попадают в аналог порочного круга, только, наоборот, благотворный. Инклюзивные политические институты препятствуют узурпации власти и порождают инклюзивные экономические институты, которые дают возможность талантливым и предприимчивым людям богатеть, а получив финансовое благосостояние, они занимаются закреплением своих прав. Та же история и со СМИ: инклюзивные институты дают возможность СМИ работать, точнее, никому не дают возможности закрыть неугодное издание; новые богатые люди поддерживают свободные СМИ, поскольку это в их интересах. А если не в их интересах — тоже не могут так легко заткнуть: благотворный круг воспроизводит сам себя. Так завоевываются все большие политические права для все более обширных слоев общества.



Что же насчет экстрактивных институтов? Они на самом деле тоже совместимы с экономическим ростом. Элита хотела бы по возможности большего экономического роста, чтобы извлекать больше благ. Но такой рост не будет устойчивым, потому что, во-первых, для него нужны инновации, они всегда сопровождаются созидательным разрушением, а оно в свою очередь привносит много нового в экономическую ситуацию и может дестабилизировать политическую систему. Поэтому прозорливая элита предпочитает просто ничего не трогать. А во-вторых, поскольку власть в условиях экстрактивных институтов — дело выгодное, то всегда много желающих ее перехватить, то есть всегда будет действовать много сил, толкающих общество в сторону политической нестабильности.



В странах вроде Австро-Венгрии и России в конце XIX — начале XX веков экономические институты сохраняли высокую степень экстрактивности. Там ответом на требования более широкого политического представительства стали вовсе не реформы или даже переговоры, а репрессии — ведь элита слишком много теряла бы, лишившись власти.



Экстрактивные институты могут воспроизводить себя в другом обличии: почти вся история африканских стран, получивших независимость, — это история о том, как местные элиты, получив власть, использовали ее для продолжения эксплуатации и высасывания ресурсов из природы и населения, причем зачастую еще более жестоко, чем колонизаторы.



Резюмируя: «плюрализм, краеугольный камень инклюзивных политических институтов, требует, чтобы доступ к политической власти был открыт для широких слоев общества, следовательно, когда исходным пунктом служат экстрактивные институты, допускающие к власти лишь узкую элитарную группу, это означает, что начинать необходимо с распределения власти в обществе. <…> Именно этот подход отличал Славную революцию от простой замены одной элиты на другую. Корни английского плюрализма можно усмотреть в том, что свержение Якова II состоялось в результате действий широкой коалиции купцов, промышленников, мелкого дворянства, и даже многие представители английской аристократии не захотели оказаться на стороне короны».



Хорошо, а нам-то что из этих политэкономических рассуждений экономистов? Что мы можем сказать о Беларуси на основании этой теории?



Прежде всего, у нас, конечно, смешанный случай, присутствуют и экстрактивные, и инклюзивные институты. Однако тон задает что-то одно, и в нашем случае это, как представляется, все же экстрактивность, хоть и несколько ограниченная. У элиты довольно мало сдержек и противовесов, которые заставляли бы ее оглядываться на мнение других групп. И ведомы они, как представляется, мотивом сохранения власти, отчего и возникает у нас тут «замороженное время». Много пишется и заявляется про инновации, ИТ-страну, технологии и прочее опережающее развитие, однако это упирается в такие барьеры, что дальше научных журналов и новостей о грандиозных планах не может прорваться.



Еще один вывод, который можно сделать, тоже довольно очевиден: никто извне не привнесет нам ни подлинной демократии, ни внезапного уважения к правам человека или соблюдение прав собственности. Во всех случаях, которые знает история, — это результат борьбы, не обязательно кровавой и революционной, она могла принимать формы судов, петиций, криков в парламенте, забастовок, переговоров, торгов и т.п.



Короче, «в борьбе обретешь ты право свое».

Читать полностью:  https://news.tut.by/economics/626752.html


Почему одни страны богатые, а другие — бедные? Этот вопрос вынесен в заглавие книги-бестселлера экономистов Дарена Аджемоглу и Джеймса А. Робинсона. На протяжении 700 страниц они отвечают на этот вопрос и приводят доказательства, а заодно и пересказывают массу любопытных случаев из мировой истории. Наталья Рябова окончила БГУ (социология), ЕГУ (философия), в 2013 году получила степень МВА (магистр бизнес-администрирования). Директор Школы молодых менеджеров публичного администрирования SYMPA, при которой действует исследовательский центр BIPART (Белорусский институт реформы и трансформации публичного администрирования), сайт «Кошт урада», посвященный государственным финансам, и сайт «Открытые закупки», мониторящий государственные закупки. Фото из личного архива Если очень коротко, то ответ на этот вопрос простой: богаты те страны, в которых инклюзивные политические и экономические институты, то есть большое количество людей имеет возможность влиять на принятие политических решений и свободно участвовать в экономике. А бедны, соответственно, те, в которых эти институты экстрактивны. Это означает, что политическая и экономическая власть используется для того, чтобы ее же сохранить и усилить — за счет различных видов эксплуатации других людей. Этот довольно простой ответ авторы подтверждают многими примерами из разных стран на протяжении, можно сказать, всей истории человечества. И в самом деле, вовсе же не очевидно, почему одинаковые или сходные условия или события приводят к различным результатам в разных странах. Например, пандемия чумы в XIV веке. С демографической точки зрения последствия были сходные в Западной и Восточной Европе — до половины населения погибло. Социально-экономические последствия, соответственно, тоже: стало не хватать рабочих рук, люди стали требовать большей свободы от хозяев. Однако в Англии переговорная сила крестьян оказалась достаточной, чтобы добиться своего. В Восточной Европе же землевладельцы стали захватывать все новые земли, и их поместья, и так более крупные, чем у западных соседей, стали еще обширнее. Вместо приобретения новых прав восточноевропейские крестьяне оказались под угрозой потери даже имеющихся. Так одна и та же чума привела к разным последствиям. Но откуда же в Англии крестьяне взяли такую переговорную силу? По мнению авторов, постепенное движение к плюрализму началось там еще с Великой хартии вольностей. Вообще такие возможности для расширения прав появляются при наступлении исторических точек перелома, таких как Славная революция в Англии или основание колонии Джеймстаун в Северной Америке. Другими словами — тогда, когда определенные факторы приводят к ослаблению правящих кругов и усилению оппозиции и в результате возникают стимулы для построения более плюралистического общества. Конечно, плюрализм, парламентаризм и демократия не наступают одномоментно. Страны-счастливчики, которым удавалось развивать у себя инклюзивные институты на протяжении последних трех столетий, попадают в аналог порочного круга, только, наоборот, благотворный. Инклюзивные политические институты препятствуют узурпации власти и порождают инклюзивные экономические институты, которые дают возможность талантливым и предприимчивым людям богатеть, а получив финансовое благосостояние, они занимаются закреплением своих прав. Та же история и со СМИ: инклюзивные институты дают возможность СМИ работать, точнее, никому не дают возможности закрыть неугодное издание; новые богатые люди поддерживают свободные СМИ, поскольку это в их интересах. А если не в их интересах — тоже не могут так легко заткнуть: благотворный круг воспроизводит сам себя. Так завоевываются все большие политические права для все более обширных слоев общества. Что же насчет экстрактивных институтов? Они на самом деле тоже совместимы с экономическим ростом. Элита хотела бы по возможности большего экономического роста, чтобы извлекать больше благ. Но такой рост не будет устойчивым, потому что, во-первых, для него нужны инновации, они всегда сопровождаются созидательным разрушением, а оно в свою очередь привносит много нового в экономическую ситуацию и может дестабилизировать политическую систему. Поэтому прозорливая элита предпочитает просто ничего не трогать. А во-вторых, поскольку власть в условиях экстрактивных институтов — дело выгодное, то всегда много желающих ее перехватить, то есть всегда будет действовать много сил, толкающих общество в сторону политической нестабильности. В странах вроде Австро-Венгрии и России в конце XIX — начале XX веков экономические институты сохраняли высокую степень экстрактивности. Там ответом на требования более широкого политического представительства стали вовсе не реформы или даже переговоры, а репрессии — ведь элита слишком много теряла бы, лишившись власти. Экстрактивные институты могут воспроизводить себя в другом обличии: почти вся история африканских стран, получивших независимость, — это история о том, как местные элиты, получив власть, использовали ее для продолжения эксплуатации и высасывания ресурсов из природы и населения, причем зачастую еще более жестоко, чем колонизаторы. Резюмируя: «плюрализм, краеугольный камень инклюзивных политических институтов, требует, чтобы доступ к политической власти был открыт для широких слоев общества, следовательно, когда исходным пунктом служат экстрактивные институты, допускающие к власти лишь узкую элитарную группу, это означает, что начинать необходимо с распределения власти в обществе.

Следующая похожая новость...
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)

      
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика