«Пытался понять, что же я сделал». Малевич — о загадках «Черного квадрата» - «Происшествия»
Казимир Малевич, которому 23 февраля исполнилось бы 140 лет, — один самый загадочных и дорогих российских художников.
Битва негров
На протяжении уже более 100 лет все неравнодушные к «Черному квадрату» люди исследовали вдоль и поперек картину, пытаясь найти тайный смысл. Кто-то считал, что Малевич просто над всеми посмеялся. Кто-то видел грандиозный философский смысл, а кто-то — только способ заработка и вспоминал баснословную сумму, которую можно получить за эту картину. Но лишь в 2015 году исследователи с помощью рентгена обнаружили, что за черным квадратом скрываются еще два рисунка Казимира Малевича, кубофутуристический и протосупрематический. Также под черной краской музейщики обнаружили буквы. Из них им удалось сложить фразу: «Битва негров ночью».
Сам же Малевич про свой «Черный квадрат» говорил так: «Я не мог ни спать, ни есть. Всё пытался понять, что же я сделал. Но не мог».
Четыре шедевра
«Черный квадрат» художника представлен в четырех экземплярах, но все они в чем-то — в цвете, в фактуре, в рисунке, в размере — отличаются друг от друга. Посмотреть и сравнить их можно, посетив российские музеи. Первый «Квадрат» обитает в Третьяковской галерее. Второй, который, по мнению многих экспертов, рисовали сподвижники художника под его руководством, находится в Русском музее. Третий Малевич изобразил уже в 1929 году специально для Третьяковской галереи, где он и хранится вместе с первым «Квадратом». А вот с четвертым воплощением главной фигуры супрематизма вышла детективная история. В 1990-е эту картину оставили в качестве залога в банке в Самаре, но владелец за ней так и не явился. Полотно выкупил Владимир Потанин, заплатив за него, по слухам, миллион долларов, и отдал творение Казимира Малевича в Эрмитаж.
Картина вместо иконы?
Похороны Казимира Малевича, как ни странно, тоже связаны с черным квадратом. Малевич сам настаивал на том, чтобы его похоронили по супрематическому обряду. Поэтому для церемонии изготовили специальный саркофаг, на крышке которого нарисовали черный квадрат. Желающие попрощаться с творцом могли не только увидеть Малевича в последний раз, но и посмотреть на картину «Черный квадрат», которая стояла рядом с гробом. После панихиды саркофаг водрузили на грузовик, на который предварительно тоже был нанесен черный квадрат. Поскольку Малевич умер в Ленинграде, а захоронить тело должны были в Московской области, саркофаг перевезли на поезде в столицу. Вторая панихида по Малевичу проходила уже в Донском монастыре. И там возле саркофага среди цветов стоял не портрет Малевича, а «Черный квадрат». Надо ли говорить, что памятник на могиле художника в Немчиновке был воплощением черного квадрата на белом кубе. Во время боев в Великую Отечественную войну памятник пропал, постепенно утратились сведения и о точном месте захоронения Казимира Малевича.
Художник в квадрате. Как чертежник Малевич изобрел супрематизм
Подробнее
Следующая похожая новость...