Худрук Госхора им. Свешникова Евгений Волков: «Песня оставляет человеком» - «Происшествия» » «Новости Дня»
Феодосья
Опубликовано: 03:31, 23 февраля 2019
Происшествия и криминал

Худрук Госхора им. Свешникова Евгений Волков: «Песня оставляет человеком» - «Происшествия»

Статья из газеты: Еженедельник "Аргументы и Факты" № 8 20/02/2019 Хор им. Свешникова подготовил уникальный проект — «история России в истории русской воинской песни». ...
Худрук Госхора им. Свешникова Евгений Волков: «Песня оставляет человеком» - «Происшествия»
Статья из газеты:
Еженедельник "Аргументы и Факты" № 8 20/02/2019

Хор им. Свешникова подготовил уникальный проект — «история России в истории русской воинской песни».



— Идея показать историю России через песни принадлежит директору Госхора, режиссёру Александру Саргиджяну, — говорит худрук Госхора им. Свешникова Евгений Волков. — Родилась она, думаю, из самого течения нынешней жизни страны с её вызовами и сложностями, извечный российский ответ на которые — сплочение общества, обращение к исторической памяти, восстановление «связи времён». Честно признаюсь: когда записывали диск «Слава Русская» и готовили концерты с этой программой, даже не предполагали, насколько окажется востребована эта музыка.



Юлия Шигарева, «АиФ»: — Евгений Кириллович, что это вообще такое — военные песни? Особый вид искусства?


Евгений Волков: — Сперва уточню: понятие «воинская песня» гораздо шире, нежели «военная песня», — это не только полковые марши и солдатская лирика: мы берём всё многообразие народной и авторской музыки, отразившей «победы и беды России», славу русского оружия, образ нашего воина — защитника, освободителя.



Чтоб найти тот самый «мал золотник, да дорог», творческой группе приходилось разгребать многие и многие страницы заказного, неискреннего, мертворождённого материала. Да, можно было пойти по простейшему пути — спеть самое известное. Но наш ответ был: нет, поскольку существует и несправедливо забытая музыка, которую надо обязательно вернуть людям. А на некоторые произведения посмотреть другими глазами, увидев в них иную глубину, иной смысл.



Приведу пример: А. Саргиджян настаивал, чтобы в антологию вошло знаменитое «По полю танки грохотали». На первый взгляд: ну как этот напев сможет звучать в академическом хоре? Но автор проекта нашёл сборник с первой фольклорной записью этой баллады, у неё оказался сложный исторический путь. Мы сели за аранжировку, и неожиданно сквозь гениальную простоту освобождённых от штампов напева и текста пробился монолог солдата, погибающего одной из самых ужасных смертей — сгорающего в танке. Мало того, обрекающего своё имя на забвение. И спокойно выбирающего такой путь — ради нас с вами. Главная подробность: это именно народная фронтовая песня! С нами через десятилетия говорят жившие на Земле люди, а не книжные персонажи!



— Какой период российской истории был особо богат на такие песни?



— В том-то и дело, что через воинские песни можно проследить весь исторический путь нашей Родины, наших защитников. Многие из произведений живут столетиями. Взять хотя бы Преображенский марш, звучавший и при Петре Великом, и на Параде Победы в 1945-м. Или «Не для меня придёт весна», текст которого создан морским офицером на следующий год после смерти Пушкина. Затем этот забытый салонный романс возродился, став одной из мощнейших песен казачества. А возьмите песни революции и гражданской войны с одними и теми же напевами, поднимавшие в атаку и красных, и белых!



Произведения, перебрасывающие мосты между историческими эпохами, говорили и говорят нашему обществу самое важное: Россия — вчера, сегодня, всегда — одна! Душа нашего народа, нашего воинства — вчера, сегодня, всегда — едина! Пока связь времён существует, верю, победить нас невозможно!



— А что будет, если песни отомрут как явление?



— Недаром же сказано: «Песня — душа народа». Человек, индивидуум, наверное, может жить без песни. Не выживет — нация, страна. Такой мы и видим свою задачу — как говорил русский князь Симеон Гордый: «Дабы свеча не угасла».


Статья из газеты: Еженедельник "Аргументы и Факты" № 8 20/02/2019 Хор им. Свешникова подготовил уникальный проект — «история России в истории русской воинской песни». — Идея показать историю России через песни принадлежит директору Госхора, режиссёру Александру Саргиджяну, — говорит худрук Госхора им. Свешникова Евгений Волков. — Родилась она, думаю, из самого течения нынешней жизни страны с её вызовами и сложностями, извечный российский ответ на которые — сплочение общества, обращение к исторической памяти, восстановление «связи времён». Честно признаюсь: когда записывали диск «Слава Русская» и готовили концерты с этой программой, даже не предполагали, насколько окажется востребована эта музыка. Юлия Шигарева, «АиФ»: — Евгений Кириллович, что это вообще такое — военные песни? Особый вид искусства? Евгений Волков: — Сперва уточню: понятие «воинская песня» гораздо шире, нежели «военная песня», — это не только полковые марши и солдатская лирика: мы берём всё многообразие народной и авторской музыки, отразившей «победы и беды России», славу русского оружия, образ нашего воина — защитника, освободителя. Чтоб найти тот самый «мал золотник, да дорог», творческой группе приходилось разгребать многие и многие страницы заказного, неискреннего, мертворождённого материала. Да, можно было пойти по простейшему пути — спеть самое известное. Но наш ответ был: нет, поскольку существует и несправедливо забытая музыка, которую надо обязательно вернуть людям. А на некоторые произведения посмотреть другими глазами, увидев в них иную глубину, иной смысл. Приведу пример: А. Саргиджян настаивал, чтобы в антологию вошло знаменитое «По полю танки грохотали». На первый взгляд: ну как этот напев сможет звучать в академическом хоре? Но автор проекта нашёл сборник с первой фольклорной записью этой баллады, у неё оказался сложный исторический путь. Мы сели за аранжировку, и неожиданно сквозь гениальную простоту освобождённых от штампов напева и текста пробился монолог солдата, погибающего одной из самых ужасных смертей — сгорающего в танке. Мало того, обрекающего своё имя на забвение. И спокойно выбирающего такой путь — ради нас с вами. Главная подробность: это именно народная фронтовая песня! С нами через десятилетия говорят жившие на Земле люди, а не книжные персонажи! — Какой период российской истории был особо богат на такие песни? — В том-то и дело, что через воинские песни можно проследить весь исторический путь нашей Родины, наших защитников. Многие из произведений живут столетиями. Взять хотя бы Преображенский марш, звучавший и при Петре Великом, и на Параде Победы в 1945-м. Или «Не для меня придёт весна», текст которого создан морским офицером на следующий год после смерти Пушкина. Затем этот забытый салонный романс возродился, став одной из мощнейших песен казачества. А возьмите песни революции и гражданской войны с одними и теми же напевами, поднимавшие в атаку и красных, и белых! Произведения, перебрасывающие мосты между историческими эпохами, говорили и говорят нашему обществу самое важное: Россия — вчера, сегодня, всегда — одна! Душа нашего народа, нашего воинства — вчера, сегодня, всегда — едина! Пока связь времён существует, верю, победить нас невозможно! — А что будет, если песни отомрут как явление? — Недаром же сказано: «Песня — душа народа». Человек, индивидуум, наверное, может жить без песни. Не выживет — нация, страна. Такой мы и видим свою задачу — как говорил русский князь Симеон Гордый: «Дабы свеча не угасла».

Следующая похожая новость...
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)

      
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика