Почему Москва живет как Швейцария, а регионы — хуже Гондураса - «Спорт»
Разница в благосостоянии областей и республик России, — пропасть
Несмотря на то, что в федеральный бюджет получает гигантские сверхдоходы, большинство регионов продолжают пребывать в депрессии. Жируют лишь считанные территории, словно пылесос, всасывающие и инвестиции, и бюджетные средства. Можно ли надеяться на то, что россияне из разных уголков страны когда-нибудь будут жить одинаково?
Богатые — богатеют, а бедные — беднеют
Агентство «Рейтинг» опубликовало рейтинг регионов по качеству жизни по итогам 2018 года. Он стал уже седьмым по счету. Первые позиции в нем, как и много лет подряд, занимают одни и те же территории — Москва, Санкт-Петербург и Московская область.
Они имеют высокие рейтинговые баллы, хронически недосягаемые для других регионов. Главные «плюсы» Московской агломерации и Северной столицы — это развитость инфраструктуры и высокий уровень развития экономики. Похоже, такая же ситуация будет и в ближайшие годы…
Зато аутсайдеры рейтинга изменились: хуже всего, по подсчетам экспертов, живется в Забайкальском крае, Карачаево-Черкесии и Республике Тыва. В прошлом году в последней тройке вместо Забайкалья присутствовала Ингушетия, а в 2017 году место Карачаево-Черкесии, откуда богатейшие Арашуковы, занимала Калмыкия.
Рассчитывают рейтинг на основе комплексного анализа семи десятков показателей, которые фиксируют состояние социальной сферы — занятость, демография, экология, общественное здоровье, безопасность, развитие инфраструктуры…
По итогам анализа каждой территории и выставляют итоговую оценку. И разница в баллах, которые эксперты выставляют, год от года растет: например, в 2016 году Тыва получила 12,53 балла, а Москва — 76, 54 балла; по итогам 2017 года, соответственно, 13,96 и 76,92 балла, а по итогам прошлого — 16,20 и 77,37 балла.
Колебания, как видно, ничтожные: в любом случае, разрыв в развитии субъектов остается многократным. Более того, как констатируют аналитики «Рейтинга», в середине рейтинга практически не происходит значимых изменений. Можно это считывать так: субъекты попросту неспособны осуществить серьезный социально-экономический рывок. Сразу несколько субъектов резко «съехали» вниз, например, Тамбовская область — на шесть позиций, а Удмуртия, Чувашия, Алтайский и Красноярский края — на семь.
Устойчиво продолжается концентрация ВРП в регионах-лидерах, как и финансовые показатели прибыльных предприятий. Да что там говорить, если по итогам прошлого года Москва впервые оказалась получателем дотаций из федерального бюджета — она получила 27 млрд. рублей.
Зато бедным субъектам с большим дефицитом становится все сложнее обслуживать долги. Они, кстати, по итогам прошлого года по всем территориям России превысили 2,2 трлн. рублей (чтобы понятно было — таков же размер профицита федерального бюджета).
Предпосылок для роста уже не осталось
«СП»: — Федеральный бюджет купается в сверхприбыли от продажи нефти и газа, а большинство регионов продолжают стагнировать. Почему так происходит?
— А ничего удивительного в поляризации регионов нет. Инвестиции устойчиво растут только в Московской агломерации и нефтегазовых регионах, на которые суммарно приходится более 30% всех инвестиций в стране. Крайне неравномерна налоговая база регионов, — объясняет глава люксембургского офиса консалтинговой компании KRK Group Никита Рябинин. — В федеральный бюджет поступают НДПИ (сырьевая рента) и НДС. И большая часть собирается в Москве, Московской области и Санкт-Петербурге — регионах, где концентрируется средний класс, а с ним и конечное потребление.
Но и они столкнулись со снижением спроса в экономике потребления на качественные товары и услуги. Реальные располагаемые доходы населения сокращаются уже пятый год (в том числе сократились доходы от предпринимательской деятельности и рентный доход от собственности).
А самое большое падение показал именно средний класс, для увеличения доходов которого нет предпосылок: экономика не растет, налоги увеличиваются. И этот курс правительство, по всей видимости, сохранит.
«СП»: — Но ведь последние два года в России был зафиксирован рост потребления.
— Вы правы, но он в большей степени он сформирован за счет роста кредитования. Для экономики, которая не растет, это очень тревожный фактор: население берет кредиты на потребление в расчете на «светлое будущее»… которого не предвидится! В прошлом году объем выданных кредитов населению вырос на 35%, а суммарная задолженность достигла почти 15 трлн. рублей. Полагают, и в этом, и в будущем году мы увидим только увеличение просроченной задолженности.
«СП»: — Можно ли устранить региональную поляризацию за счет налоговых реформ? Вот, например, эксперты предлагают «оставить» НДС и НДПИ в региональных бюджетах, а не концентрировать в Москве.
— Децентрализация НДС и НДПИ даст только большую полярность в доходах богатых и бедных регионов! С точки зрения бюджетного регулирования эту проблему, мне кажется, наиболее эффективно решать централизацией рентных налогов и справедливым перераспределением.
Но и здесь у нас проблемы. Регионы не стимулирует к развитию непрозрачность и политическая повестка в распределении трансфертов, самым главным становится соревнование по «вышибанию» денег из Центра. Затруднительно и создавать новые точки роста в регионах: новые мегапроекты могут дать результаты лишь после завершения, а эффективность этих трат вызывает вопросы даже у Счетной палаты и Минфина
Новости экономики: Греф про ипотеку: в 2020 году ставки снизятся до 8 процентов
Следующая похожая новость...