Некомпетентность и разгильдяйство превратят Северный флот в москитный - «Новости дня»
Кошмар ВМФ России: «Адмирала Кузнецова» пустят на металл
Американское новостное издание NewsRep до такой степени взволновала судьба авианосца «Адмирал Кузнецов», что оно решилось дать полезные советы российскому правительству относительно дальнейшей судьбы многострадального корабля. Причем сделано это из жалости к правительству, дабы оно окончательно не потеряло лицо.
Короче, издание NewsRep убеждено в том, что авианосец надо порезать на металл. Потому, что из-за уничтожения в Мурманске природными стихиями и разгильдяйством судоремонтников плавучего дока ПД-50, для ремонта и последующей модернизации «Адмирала Кузнецова» придется тащить на буксире через весь Земной шар на Дальний Восток. Поскольку с задачей восстановления и обновления авианосца может справиться только один оставшийся из двух плавучих доков необходимого размера — ПД-41. Ничего подходящего в стране больше нет.
Маршрут такой: Кольский залив — Норвежское море — Северная Атлантика — Южная Атлантика — южная оконечность Африки — Индийский океан — северная часть Тихого океана — южная часть Тихого океана — город Большой Камень Приморского края.
Утверждается, что авианосец необходимо буксировать, своим ходом он не дойдет — в процессе ремонта с него сняли гребные винты.
И это передвижение с черепашьей скоростью даст богатый материал для всякого рода насмешек и анекдотов. Поэтому его надо порезать на металл. Собственно, в этой рекомендации уже содержится насмешка.
И тут необходимо напомнить насмешникам об операции Китая по доставке из украинского Николаева на судоверфь в китайском Даляне голого корпуса авианосца «Варяг». Буксировка завершилась в марте 2003 года, на маршрут длиной в 28 тыс. километров было затрачено больше 16 месяцев.
При этом китайцы не обращали на шутников ни малейшего внимания. В результате у них сейчас есть полноценный авианосец «Ляолин», использующийся для обучения пилотов и корабельной команды. И идут ходовые испытания второго авианосца.
Да, ситуация с «Адмиралом Кузнецовым» очень непростая. Его возвращение из Сирии в 2017 году являло собой печальное зрелище — силовая установка застилала черным дымом большие морские просторы. Что отлично просматривалось на спутниковых фотографиях. После чего авианосец-зомби, как называет его NewsRep, поступил в феврале 2017 года на 82-й судоремонтный завод в Мурманск.
Начались работы по ремонту подводной части. Сняли все 4 гребных винта. Корабль при этом находился в плавучем доке ПД-50. Это грандиозное инженерное сооружение предназначено для обслуживания кораблей, водоизмещение которых превышает 25 тыс. тонн. Длина дока — 330 м, ширина — 88 м, грузоподъемность — 80 тыс. т, полное водоизмещение — 216 тыс. т. Экипаж — 175 человек. Док был построен в 1980 году в Швеции для ВМФ СССР. ПД-50 как и весь 82-й завод, на котором ремонтируются крупнейшие надводные военные корабли и подводные лодки, в 2015 году перешел из Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) к компании «Роснефть».
В ночь с 29 на 30 октября прошлого года в Мурманске в связи со сложной метеорологической обстановкой наблюдались перебои с электроснабжением. ПД-50 обесточился. Прекратилась работа откачивающих насосов, вода начала неконтролируемо поступать в балластные цистерны, что привело к крену. И он постепенно возрастал. Этого удалось бы избежать, если ранее не была бы расформирована бригада, обслуживающая дизель-генераторы. Соответственно, и солярка для этой техники не приобреталась.
В результате док начал тонуть. Причем с креном, из-за чего один из двух подъемных кранов дока грузоподъемностью 50 тонн рухнул на кормовую часть палубы авианосца. На авианосце образовалась пробоина размерами 4x5 метров. Экипажу «Адмирала Кузнецова» удалось спасти корабль. В результате он был отбуксирован в Северодвинск на судоремонтный завод «Звездочка».
На «Звездочке» нет ни плавучего, ни сухого дока, который смог бы принять для ремонта авианосец. Длина «Адмирала Кузнецова» — 270 метров, производственные мощности «Звездочки» позволяют осуществлять докование кораблей, длина которых не превышает 170 метров.
Возникает вполне естественный вопрос: можно ли восстановить ПД-50? Одна его сторона находится на глубине 10 метров, вторая — на 30. При этом есть риск сползания дока в яму, глубина которой превышает сто метров. В результате удара о скалистое дно корпус дока получил серьезные повреждения. Сползанию препятствуют якоря, а также рваные пробоины дна дока.
Док, конечно, можно поднять до надводного положения, затратив на операцию громадные средства. И восстановить разрушенный корпус. На что уйдут еще большие деньги. Хотя бы потому, что для ремонта ПД-50 потребуется супер-док. Соответственно, на все это уйдет не один год. Так что о ПД-50, который шведы строили 4 года, можно забыть.
На «Севмаше», в том же самом Северодвинске, существует наливной бассейн, который смог бы принять «Адмирала Кузнецова». Именно здесь был отремонтирован индийский авианосец «Викрамадитья». Однако никто его на «Севмаш» не пустит, потому что это сорвет выпуск куда более важных для обороноспособности страны атомных подводных лодок. К тому же сейчас на «Севмаше» идет ремонт тяжелого атомного ракетного крейсера «Адмирал Нахимов», который продлится до 2021 года.
Однако есть варианты. И все они, к сожалению, плохие. С точки зрения и финансовых расходов, и временных затрат.
1. Перегнать на север дальневосточный плавучий док ПД-41, построенный в 1978 году в Японии. Естественно, оголять ремонтную базу Тихоокеанского флота никто не будет. Да и операция эта слишком трудоемкая.
2. Заказать постройку плавучего дока за границей. Но ни Швеция, ни Япония, ни еще кто-либо в связи с санкциями и сопряженными с ними американским давлением не откликнется. На помощь может прийти лишь один Китай. Однако дело это очень недешевое. И ждать придется долго. Ради одного авианосца с не слишком высокими достоинствами не стоит и затевать. Однако док крайне необходим Северному флоту, без него боеспособность, пожалуй, важнейшего из российских флотов будет стремительно снижаться.
3. Частная газовая компания «Новатэк» создает в Кольском заливе верфь, предназначенную для строительства и эксплуатационного обслуживания громадных судов — плавучих заводов по производству сжиженного природного газа. Так вот, Минобороны могло бы попросить в качестве бедного родственника разрешения на использование производственных мощностей верфи для ремонта военных кораблей первого ранга. Разумеется, когда это не помешает выполнению планов «Новатэка». Однако окон, когда верфь будет свободна от решения своих основных задач, будет совсем немного. К тому же, впустив, скажем, ТАРК «Петр Первый» на «постой», выкурить его будет невозможно очень долго. Крейсер того же проекта «Адмирал Нахимов» ремонтируют и модернизируют с 2014 года. К тому же новатэковских специалистов нельзя запускать на военные корабли, поскольку дело это секретное.
4. В 1988 году началось строительство более крупного, чем «Адмирал Кузнецов», авианосца проекта 1143.7 «Ульяновск». Одновременно для него в Мурманске начали создавать сухой док. В 1992 году в связи с отсутствием финансирования «Ульяновск» разрезали. Чуть раньше остановилось строительство дока. Его можно достроить, отыскав в архивах необходимую документацию. Если она, конечно, сохранилась. Однако работы впереди, как говорится, непочатый край. Остановка произошла на этапе взрывных работ по расчистке скального грунта. И это также потребует значительных временных и финансовых затрат.
Других вариантов по спасению Северного флота не просматривается.
А что же все-таки делать с авианосцем? Да ничего особенного, уверяет нас ОСК. Все прекрасно. «У нас готов план, который обеспечит ремонт и модернизацию корабля в 2021 году. Возможно, уйдем вправо на два-четыре месяца», — сообщал в марте президент ОСК Алексей Рахманов.
Но, несмотря на оптимизм ОСК, это тоже не такой уж и легкий вариант реанимации авианосца. Предполагается модернизировать сухие доки 35-го судоремонтного завода (Мурманск), который является филиалом «Звездочки». Там есть два сухих дока, между которыми предлагается сломать перегородку. И получится один большой док, и все якобы будет прекрасно.
Ну, как тут не поверить в торжество мысли командиров судостроения? Однако они умалчивают, что доки расположены не последовательно, то есть не по их продольным осям, а параллельно. Длина северного дока — 187 м, ширина — 28 м, габариты южного дока больше — 236 м и 31 м.
Если сломать стену между доками, ширина которой 4 м, то «Кузнецов» разместится в полученном пространстве по ширине. Но при этом придется значительно удлинять каждый док, чтобы получить длину в 305 метров, которая значится в плане реконструкции. И которая необходима для проведения необходимых работ.
Сколько на это потребуется времени? 2–4 месяца? На какой коэффициент необходимо умножить этот сверхоптимистичный прогноз?
Необходимо сказать, что план реконструкции 35-го завода существует уже давно. Так он и лежал в долгом ящике, пока жареный петух не клюнул.
Можно ли в такой мутной ситуации ожидать буксировку авианосца на Дальний Восток? Вполне. Но, понятно, что маршрут пройдет не вокруг Африки, а по Северному морскому пути. Это вдвое короче.
Однако в Минобороны рассматриваются еще два варианта разрешения проблемы.
1. На ремонт и модернизацию корабля запланировано 50 млрд. рублей. И это при том, что модернизация будет частичная. Например, противокорабельные ракеты «Гранит» не будут заменяться на «Оникс». Так вот еще больше подсократить расходы и на модернизацию, и на ремонт. И сделать «Адмирала Кузнецова» учебным авианосцем, тренируя пилотов взлетам и посадке на палубу на Черном море. Разумеется, никто не знает, когда это может произойти.
Но возникает естественный вопрос: а зачем тренировать пилотов? Ведь строительства нового авианосца, на котором они должны служить, в следующем десятилетии не предвидится. В конце концов, для тренировки можно использовать крымский комплекс НИТКА.
Правда, с появлением нового авианосца (когда-нибудь это все же должно случиться) летчиков придется переучивать, поскольку им придется взлетать не с трамплина, а с помощью катапульты.
2. Распилить на металл. Этот вариант обосновывается тем, что, по сути, немодернизированный авианосец нужен лишь для демонстрации флага. Потому что на нем не только останутся старые ПКР «Гранит», но и половина самолетов авиационной группы — Су-33 — давно устарели. Всего их в ВМФ — 17, поэтому никто не намерен их модернизировать.
Создается ощущение, что ОСК делает столь оптимистичные заявления относительно «сдвига графика ремонта вправо на 2–4 месяца» исключительно потому, что надеется на скорое списание тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». Как говорится, и концы в воду.
Но в любом случае останется куда более грозная проблема: отсутствие мощностей для строительства, ремонта и модернизации крупных кораблей. И это может в конце концов превратить Северный флот в москитный.
Проблемы ВПК: Севастопольский «распил»: Эскадра выходит из строя
Военные новости: «Северный поток-3»: Окружение Путина советует переделать грозные «Акулы» в подводные газовозы
Следующая похожая новость...