«Стараюсь, чтоб слово звучало ярко» » «Новости Дня»
Novosti-Dny
Опубликовано: 00:25, 03 апреля 2019
Новости без фото (кратко)

«Стараюсь, чтоб слово звучало ярко»

Он работает на сахалинском областном радио уже 59 лет, менялись способы поиска и записи информации, на смену большим пленкам на бобинах пришли невидимые звуковые файлы
«Стараюсь, чтоб слово звучало ярко»

Он работает на сахалинском областном радио уже 59 лет, менялись способы поиска и записи информации, на смену большим пленкам на бобинах пришли невидимые звуковые файлы. Приходили и уходили первые секретари обкома КПСС, затем губернаторы, в стране сменился политический строй. И только одно оставалось неизменным – красивый уверенный голос Георгия Орлова.


«Стараюсь, чтоб слово звучало ярко»

Фото автора

Сегодня он гость нашей редакции, и рассказывает о прошлом, настоящем и будущем радио России Сахалин.


Серьезный отбор


- Как вы попали на радио?



- Самое интересное, что вот это мое попадание на радио как будто было запрограммировано. Я ребенок войны, помню, что, когда мне было четыре года, на стене висел огромный круг репродуктора, и из него раздавался великолепный голос Юрия Левитана. Такой густой, наполненный, любое его сообщение привлекало внимание, тем более что во время войны любая информация имела первостепенное значение, а телевидения тогда не было.



Мне понравилась ведущая роль радио, и с тех пор я его слушал постоянно. Прошли годы, я вырос, и вдруг, в 1960 году, в Южно-Сахалинске объявляется конкурс на областном радио: требуется диктор. Очень серьезных намерений работать на радио у меня не было, но я решил попробовать свои силы. Пришел на первое собеседование и увидел еще несколько десятков кандидатур – там было человек 80. Со мной поговорили, посмотрели мои данные и говорят: «Вы проходите во второй тур». Для меня это было совершенно неожиданно. Во второй тур вместе со мной прошли еще человек десять, среди них были актеры нашего Сахалинского драмтеатра. И вот в третий тур проходят ваш покорный слуга и актер по фамилии Доминика, причем он был не сахалинец, приезжий, просто работал в нашем театре. Помню, у него был такой низкий, поставленный голос.



Мы с ним стажировались на радио около месяца, и в итоге взяли именно меня. Я очень сильно удивился, ведь на тот момент у меня не было никакого опыта выступлений на радио или сцене, и всего лишь среднетехническое образование (я окончил мореходное училище). Это позже у меня появилось два высших образования – политическое и юридическое.



Почему я прошел? Когда я узнал о конкурсе, я три-четыре дня просто слушал, как по радио говорят московские дикторы, пытался все делать, как они, и вроде бы стало получаться.



Может быть, поэтому я и набрался смелости поучаствовать в кастинге и в итоге прошел. Меня приняли на должность диктора-практиканта, назначили «громадную» зарплату – 70 рублей в месяц. Инженер на Сахалине тогда получал 120 рублей, диктор 3-й категории 100 рублей. И я стал работать, постепенно приобретая необходимые знания и опыт.


Диктор  высшей категории


- Тяжело было работать первое время?



- Было очень интересно и у меня было огромное желание освоить новую профессию. Спустя некоторое время мне присвоили третью категорию диктора, затем вторую, после этого, уже в 70-80-х годах, начались частые поездки в Москву на курсы института повышения квалификации Всесоюзного комитета по телевидению и радиовещанию, один-два месяца в году я учился обязательно. В столице были великолепные мастера художественного слова, прекрасные дикторы. Я занимался у Балашовых, их было двое: радийный Виктор и телевизионный Владимир. Затем попал в группу Юрия Левитана – кумира своего детства, его уроки трудно переоценить. Много было преподавателей, по технике речи, постановке голоса и даже по постановке дыхания. Уделялось внимание всему – технике речи, логической подаче текста, эмоциональной окраске. У нас все время было расписано с утра до вечера, в выходные – насыщенная культурная программа, посещение театров. В итоге, по прошествии нескольких лет, уже московская комиссия мне присвоила звание диктора высшей категории.



- Современные ведущие другие?



- Как сейчас современные ведущие подают информацию, особенно спортивную? Главное – быстрота. Протараторил человек что-то и думает, что он большой мастер. А на первом плане должна быть смысловая подача, чтобы слушателю было понятно, о чем с ним беседуют. Эмоции тоже важны, можно прочитать текст с тревогой в голосе, а можно с радостью, в зависимости от смысла. Сейчас же многие ведущие, как роботы, они все читают с одинаковой, ровной интонацией.



- Ваши обязанности на работе менялись со временем?



- Дело в том, что моя работа связана с огромными изменениями в нашем государстве. Сменился политический и экономический строй, раньше был социализм, затем пришел капитализм. Необходимость в дикторах отпала: теперь мало только читать текст, сотрудник радио должен быть прежде всего его автором. Уже в начале перестройки, в середине 80-х годов, дикторы таковыми по сути уже не являлись. Они были авторами программ, все дикторы ведь очень грамотные люди и прекрасно владеют словом, поэтому переквалифицироваться им было несложно.



Наша новая часовая программа на сахалинском радио в то время называлась «Студия Радио курьер». Интернета тогда не было еще и в помине, мы собирали информацию непосредственно в беседах с людьми, по телефону, на предприятиях, на улице, даже в районы выезжали, а затем самые интересные сообщения включали в свою программу. А чтобы она была совсем не скучной, мы ставили наиболее популярные песни. Могли провести рубрику «Минуты сахалинской поэзии», сами в прямом эфире читали стихи местных авторов, которые уже были опубликованы.



Программа была насыщена самыми последними новостями из политической, общественной и культурной жизни. «Студия Радио курьер» вызывала огромный резонанс у слушателей: они часто звонили, высказывали свое мнение в прямом эфире, задавали острые вопросы, на которые мы тут же старались ответить. А если же не могли, то оставляли эти темы на следующий выпуск, и тогда уже приглашали в прямой эфир соответствующих специалистов. Это же были времена перестройки, гласности – жизнь оживилась и в стране, и в области. И «Студия Радио курьер» была на острие самых актуальных тем и острых проблем, что называется, на злобу дня.



У нас на радио был громадный коллектив. В 60-х это даже не компания была, а целый Комитет по телевидению и радиовещанию. И только в начале 90-х годов появляется компания «ГТРК Сахалин». Если сейчас на радио работают шесть-семь человек, то в те времена вместе с корреспондентами районных редакций у нас трудилось около 100 человек, а если брать вместе с ТВ, то 400 человек. Только в новостях работало 15 человек. Люди висели на телефонах, часто выезжали в другие районы Сахалинской области. сейчас в новостях три человека – открываешь интернет и находишь там любые новости. Хотя записи комментариев по телефону мы даем до сих пор, в каждом выпуске по несколько.



Тогда работал профсоюзный комитет, я долгое время был его председателем. Нам совместно с руководством приходилось решать множество вопросов как производственных, так и личных, например, связанных с жильем или детскими садами.


Не спешите нас хоронить


- Какие у вас впечатления остались о новой молодой станции «Радио Сахалин» (1998-2002 гг.) после того, как оно присоединилось к ГТРК  и все передачи стали выходить на одной волне?



- Это была свежая струя в нашей работе. Молодые способные кадры, новые интересные программы, причем большинство из них в прямом эфире, который шел с семи часов утра до полуночи. Однако администрация ГТРК забыла по истечении трех лет продлить лицензию на радиоволну, и ее выставили на конкурс в Москве, который выиграла компания АСТВ. И «Радио Сахалин» не стало, все молодые ведущие уволились, по слухам, ГРТК проиграла конкурс специально, потому что передатчик на средних волнах стоил очень дорого и радио было убыточно, а возможно, это простая безалаберность.



Об этом сожалели все старые работники ГТРК, которые остались, и так же, как и раньше, стали выходить в эфир лишь на два часа в день во время небольших включений в эфир «Радио России».



- После этого интерес к областному сахалинскому радио упал?



- Да, это естественно. Постепенно интерес к радио вообще угасает. В 60-е, 70-е и даже в 80-е годы радиоточка была в каждой квартире, и каждая семья слушала радио, особенно по утрам, оно было в почете. А сейчас?  Много станций, очень много каналов по телевидению, особенно кабельному, оно выходит на первый план, заслоняя радио, кроме того, появился интернет.



- Кто сейчас слушает «Радио России. Сахалин»?



- Считалось, что только пожилые слушатели. Но когда этот вопрос изучили глубже, то выяснилось, что слушают и более молодые островитяне в возрасте 35-50 лет.



- Почему вы продолжили работать на пенсии?



- Если работа является каким-то грузом, то, конечно, с нее можно уйти.  Для меня работа – это творчество: как подать материал, как сделать так, чтобы слово звучало наиболее ярко, мне это интересно. Мне уже 81 год, но, если я уйду с этой работы, мне будет скучно жить.



- Как вы поддерживаете форму?



- Я окончил военно-морское училище, с первых курсов я занимался классической борьбой, выступал на многих соревнованиях, боролся с мастерами спорта в легком весе, 67-70 килограммов. сейчас у меня вес точно такой же, как и в молодости, – 67,5 кг. Дома занимаюсь с гантелями и двухпудовой гирей, в теплое время года бегаю, осенью ходил на Пик Чехова.    Мне нравится бродить по нашим сахалинским лесам и болотам, собирать клюкву.



Один раз ходил за клюквой вместе с товарищем. Мы собрали по ведру и на обратном пути сбились с курса и заблудились – там трава выше человеческого роста, ничего не видно. Воды везде по колено, и начинает темнеть, а ночью ходить по болоту вообще опасно. И вот мы простояли в этой воде с полвосьмого вечера до полседьмого утра, чтобы дождаться рассвета и двинуться дальше. И я простоял эти одиннадцать часов довольно спокойно, после чего мы выбрались и благополучно добрались до дома. Тренировки, конечно, сказываются, кроме того, я не пью и не курю – это вредно для здоровья.



- Как вы смотрите в будущее радио?



- Хоть его и хоронят, но я считаю, что перспективы у него есть. Это средство массовой информации, где всегда будут оперативно выдаваться новости – людей они интересуют, и радио очень удобно слушать, например, за рулем. Так что радио будет жить, на мой взгляд.



- Что бы вы могли посоветовать начинающим радиоведущим?



- Нужно обращать внимание на культуру речи, много работать над постановкой голоса, техникой речи, тогда все получится. Сейчас все упражнения можно найти в интернете. Например, приходит к нам человек, вроде бы тембр хороший, но не хватает дыхания, страдает смысловая подача: нужно ведь не просто прочитать, а рассказать в прямом эфире суть написанного. Кроме того, ведущий радио должен постоянно узнавать новую информацию из самых разных областей человеческой жизни, все время учиться чему-то новому, и тогда его будет интересно слушать.



 


Он работает на сахалинском областном радио уже 59 лет, менялись способы поиска и записи информации, на смену большим пленкам на бобинах пришли невидимые звуковые файлы. Приходили и уходили первые секретари обкома КПСС, затем губернаторы, в стране сменился политический строй. И только одно оставалось неизменным – красивый уверенный голос Георгия Орлова. Фото автора Сегодня он гость нашей редакции, и рассказывает о прошлом, настоящем и будущем радио России Сахалин. Серьезный отбор - Как вы попали на радио? - Самое интересное, что вот это мое попадание на радио как будто было запрограммировано. Я ребенок войны, помню, что, когда мне было четыре года, на стене висел огромный круг репродуктора, и из него раздавался великолепный голос Юрия Левитана. Такой густой, наполненный, любое его сообщение привлекало внимание, тем более что во время войны любая информация имела первостепенное значение, а телевидения тогда не было. Мне понравилась ведущая роль радио, и с тех пор я его слушал постоянно. Прошли годы, я вырос, и вдруг, в 1960 году, в Южно-Сахалинске объявляется конкурс на областном радио: требуется диктор. Очень серьезных намерений работать на радио у меня не было, но я решил попробовать свои силы. Пришел на первое собеседование и увидел еще несколько десятков кандидатур – там было человек 80. Со мной поговорили, посмотрели мои данные и говорят: «Вы проходите во второй тур». Для меня это было совершенно неожиданно. Во второй тур вместе со мной прошли еще человек десять, среди них были актеры нашего Сахалинского драмтеатра. И вот в третий тур проходят ваш покорный слуга и актер по фамилии Доминика, причем он был не сахалинец, приезжий, просто работал в нашем театре. Помню, у него был такой низкий, поставленный голос. Мы с ним стажировались на радио около месяца, и в итоге взяли именно меня. Я очень сильно удивился, ведь на тот момент у меня не было никакого опыта выступлений на радио или сцене, и всего лишь среднетехническое образование (я окончил мореходное училище). Это позже у меня появилось два высших образования – политическое и юридическое. Почему я прошел? Когда я узнал о конкурсе, я три-четыре дня просто слушал, как по радио говорят московские дикторы, пытался все делать, как они, и вроде бы стало получаться. Может быть, поэтому я и набрался смелости поучаствовать в кастинге и в итоге прошел. Меня приняли на должность диктора-практиканта, назначили «громадную» зарплату – 70 рублей в месяц. Инженер на Сахалине тогда получал 120 рублей, диктор 3-й категории 100 рублей. И я стал работать, постепенно приобретая необходимые знания и опыт. Диктор высшей категории - Тяжело было работать первое время? - Было очень интересно и у меня было огромное желание освоить новую профессию. Спустя некоторое время мне присвоили третью категорию диктора, затем вторую, после этого, уже в 70-80-х годах, начались частые поездки в Москву на курсы института повышения квалификации Всесоюзного комитета по телевидению и радиовещанию, один-два месяца в году я учился обязательно. В столице были великолепные мастера художественного слова, прекрасные дикторы. Я занимался у Балашовых, их было двое: радийный Виктор и телевизионный Владимир. Затем попал в группу Юрия Левитана – кумира своего детства, его уроки трудно переоценить. Много было преподавателей, по технике речи, постановке голоса и даже по постановке дыхания. Уделялось внимание всему – технике речи, логической подаче текста, эмоциональной окраске. У нас все время было расписано с утра до вечера, в выходные – насыщенная культурная программа, посещение театров. В итоге, по прошествии нескольких лет, уже московская комиссия мне присвоила звание диктора высшей категории. - Современные ведущие другие? - Как сейчас современные ведущие подают информацию, особенно спортивную? Главное – быстрота. Протараторил человек что-то и думает, что он большой мастер. А на первом плане должна быть смысловая подача, чтобы слушателю было понятно, о чем с ним беседуют. Эмоции тоже важны, можно прочитать текст с тревогой в голосе, а можно с радостью, в зависимости от смысла. Сейчас же многие ведущие, как роботы, они все читают с одинаковой, ровной интонацией. - Ваши обязанности на работе менялись со временем? - Дело в том, что моя работа связана с огромными изменениями в нашем государстве. Сменился политический и экономический строй, раньше был социализм, затем пришел капитализм. Необходимость в дикторах отпала: теперь мало только читать текст, сотрудник радио должен быть прежде всего его автором. Уже в начале перестройки, в середине 80-х годов, дикторы таковыми по сути уже не являлись. Они были авторами программ, все дикторы ведь очень грамотные люди и прекрасно владеют словом, поэтому переквалифицироваться им было несложно. Наша новая часовая программа на сахалинском радио в то время называлась «Студия Радио курьер». Интернета тогда не было еще и в помине, мы собирали информацию непосредственно в беседах с людьми, по телефону, на предприятиях, на улице, даже в районы выезжали, а затем самые интересные сообщения включали в свою программу. А чтобы она была совсем не скучной, мы ставили наиболее популярные песни. Могли провести рубрику «Минуты сахалинской поэзии», сами в прямом эфире читали стихи местных авторов, которые уже были опубликованы. Программа была насыщена самыми последними новостями из политической, общественной и культурной жизни. «Студия Радио курьер» вызывала огромный резонанс у слушателей: они часто звонили, высказывали свое мнение в прямом эфире, задавали острые вопросы, на которые мы тут же старались ответить. А если же не могли, то оставляли эти темы на следующий выпуск, и тогда уже приглашали в прямой эфир соответствующих специалистов. Это же были времена перестройки, гласности – жизнь оживилась и в стране, и в области. И «Студия Радио курьер» была на острие самых актуальных тем и острых проблем, что называется, на злобу дня. У нас на радио был громадный коллектив. В 60-х это даже не компания была, а целый Комитет по телевидению и радиовещанию. И только в начале 90-х годов появляется компания «ГТРК Сахалин». Если сейчас на радио работают шесть-семь человек, то в те времена вместе с корреспондентами районных редакций у нас трудилось около 100 человек, а если брать вместе с ТВ, то 400 человек. Только в новостях работало 15 человек. Люди висели на телефонах, часто выезжали в другие районы Сахалинской области. сейчас в новостях три человека – открываешь интернет и находишь там любые новости. Хотя записи комментариев по телефону мы даем до сих пор, в каждом выпуске по несколько. Тогда работал профсоюзный комитет, я долгое время был его председателем. Нам совместно с руководством приходилось решать множество вопросов как производственных, так и личных, например, связанных с жильем или детскими садами. Не спешите нас хоронить - Какие у вас впечатления остались о новой молодой станции «Радио Сахалин» (1998-2002 гг.) после того, как оно присоединилось к ГТРК и все передачи стали выходить на одной волне? - Это была свежая струя в нашей работе. Молодые способные кадры, новые интересные программы, причем большинство из них в прямом эфире, который шел с семи часов утра до полуночи. Однако администрация ГТРК забыла по истечении трех лет продлить лицензию на радиоволну, и ее выставили на конкурс в Москве, который выиграла компания АСТВ. И «Радио Сахалин» не стало, все молодые ведущие уволились, по слухам, ГРТК проиграла конкурс специально, потому что передатчик на средних волнах стоил очень дорого и радио было убыточно, а возможно, это простая безалаберность. Об этом сожалели все старые работники ГТРК, которые остались, и так же, как и раньше, стали выходить в эфир лишь на два часа в день во время небольших включений в эфир «Радио России». - После этого интерес к областному сахалинскому радио упал? - Да, это естественно. Постепенно интерес к радио вообще угасает. В 60-е, 70-е и даже в 80-е годы радиоточка была в каждой квартире, и каждая семья слушала радио, особенно по утрам, оно было в почете. А сейчас? Много станций, очень много каналов по телевидению, особенно кабельному, оно выходит на первый план, заслоняя радио, кроме того, появился интернет. - Кто сейчас слушает «Радио России. Сахалин»? - Считалось, что только пожилые слушатели. Но когда этот вопрос изучили глубже, то выяснилось, что слушают и более молодые островитяне в возрасте 35-50 лет. - Почему вы продолжили работать на пенсии? - Если работа является каким-то грузом, то, конечно, с нее можно уйти. Для меня работа – это творчество: как подать материал, как сделать так, чтобы слово звучало наиболее ярко, мне это интересно. Мне уже 81 год, но, если я уйду с этой работы, мне будет скучно жить. - Как вы поддерживаете форму? - Я окончил военно-морское училище, с первых курсов я занимался классической борьбой, выступал на многих соревнованиях, боролся с мастерами спорта в легком весе, 67-70 килограммов. сейчас у меня вес точно такой же, как и в молодости, – 67,5 кг. Дома занимаюсь с гантелями и двухпудовой гирей, в теплое время года бегаю, осенью ходил на Пик Чехова. Мне нравится бродить по нашим сахалинским лесам и болотам, собирать клюкву. Один раз ходил за клюквой вместе с товарищем. Мы собрали по ведру и на обратном пути сбились с курса и заблудились – там трава выше человеческого роста, ничего не видно. Воды везде по колено, и начинает темнеть, а ночью ходить по болоту вообще опасно. И вот мы простояли в этой воде с полвосьмого вечера до полседьмого утра, чтобы дождаться рассвета и двинуться дальше. И я простоял эти одиннадцать часов довольно спокойно, после чего мы выбрались и благополучно добрались до дома. Тренировки, конечно, сказываются, кроме того, я не пью и не курю – это вредно для здоровья. - Как вы смотрите в будущее радио? - Хоть его и хоронят, но я считаю, что перспективы у него есть. Это средство массовой информации, где всегда будут оперативно выдаваться новости – людей они интересуют, и радио очень удобно слушать, например, за рулем. Так что радио будет жить, на мой взгляд. - Что бы вы могли посоветовать начинающим

Следующая похожая новость...
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)

      
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика