«Юре бы это понравилось»:

Туляки гордятся тем, что свою знаменитую фразу «Поехали!» первый человек, оказавшийся в космосе, советский гражданин Юрий Гагарин произнес в микрофон, произведенный на заводе «Октава». В честь годовщины первого полета человека в космос 12 апреля 2019 года в творческом кластере «Октава» состоялся поэтический спектакль «Юре бы это понравилось» в исполнении современного театра Community Stage.

Фото: МК в Туле
Действие на сцене состояло из текста, музыки и визуального ряда. Шесть актеров в жанре стенд-ап читали попурри из стихов о космосе. Стихотворения поэтов разных лет подавались в разном настроении, с нелинейной экспрессией, перемежаясь элементами легкой иронии и незаурядной живой джазовой музыки в исполнении на кларнете.
Начало спектакля задало смысловой тон всему спектаклю, который, однако, не выдерживался на протяжении всего действия, и это хорошо – иначе получилась бы тривиальная история о человеке и космосе.
Актерами была поднята тема счастья и трагедии быть в чем-то первым вообще. Не только в космосе. Юрий Гагарин стал первым человеком, побывавшим за пределами Земли. Это сделало его особенной, исторической личностью, но навсегда отделило от других людей. Противоречивость статуса «первого» и связанное с ним одиночество, закрепляют актеры словами:
«Если вы есть, будьте первыми. Из песен – лучшими песнями. Из книг – настоящими книгами»
«Если все будут первыми, то кто пойдет замыкающим?»
«Если вы есть – будьте первыми. Первым труднее и легче».
На этих фразах за спинами исполнителей идут документальные кадры: Юрий Гагарин в скафандре. Старт корабля «Восток» с космодрома Байконур. Космонавта приветствует ликующая толпа.
Далее следуют стихи о космосе, восприятии его человеком и его месте в жизни людей.
Фото: МК в Туле
Поэт Эдуард Асадов написал стихотворение «О созвездии Гончих псов». Актер, соблюдая ритм рэпа, под джазовые звуки кларнета, читает строки:
«Несется собачья стая миллионы веков вперед.
Какая их гонит тайна?
А вдруг они ищут хозяина, с которым разлучены...»
Затем, с другим настроением, стихи Сергея Есенина «Звезды» читает с нежностью женский персонаж:
«Звездочки ясные, звезды высокие
Что вы храните в себе, что скрываете?
Звезды, таящие мысли глубокие,
Силой какою вы душу пленяете.
Частые звездочки, звездочки тесные
Что в вас прекрасного? Что в вас могучего?
Чем увлекаете звезды небесные
Силу великую знания жгучего?»
Противоположность нежной предшественнице – агрессивная Марина Цветаева: ее стихотворение «Солнце мое» читает актриса в красных брюках на фоне багрового Солнца. Лейтмотив произведения: «солнце – мое, я его никому не отдам».
Фото: МК в Туле
Для разрядки обстановки применяется забавная пауза. Выходит парень и непринужденно спрашивает музыканта, играющего на кларнете: «А, есть что-нибудь джазовое?».
Затем следует выступление манерного джентльмена, повествующего о сиянии звезд «за счастье наше». Далее – шепот женщины за сценой. Ее слушают трое молодых мужчин, стоящих на сцене.
«Твоего созвучия со мной нельзя было разрушить или расторгнуть...» – выходит кокетливая дама и обходит статичных мужчин на сцене.
Затем следует стихотворение Владимира Маяковского «Послушайте!». Без него нельзя было обойтись. Оно ожидаемо: «Ведь если звезды зажигают, значит это кому-нибудь нужно...»
О бытовой стороне космонавтики прозвучало в стихотворении Роберта Рождественского «Жены космонавтов». «Простите, но вы обычная...» - это рассказ о вечной бабьей доле ждать мужа. И все равно откуда – из дальнего плавания или из космоса.
«Как бы вы ни просили, как бы ни возражали,
Вспыхнут ваши слезинки тысячными тиражами...»
Драматичность сюжета предыдущего стихотворения остужает исполнение произведения Андрея Вознесенского «Не забудь»:
«Человек надел трусы,
Майку синей полосы,
Джинсы, майку и пиджак...»
И в конце:
«По утрам, надев трусы, не забудьте про часы».
Завершился спектакль произведениями Федора Сваровского «Один на луне, Романа Сефа «Голубой метеорит» и Валерия Брюсова «Сын Земли».
В заключение – человеческое земное многоголосие и аплодисменты.
Фото: МК в Туле
Тот, кто хотел послушать историю о Юрии Гагарине, остались разочарованы. Те, кто интересуется поэзией, остался доволен. Действие лаконично, рассчитано на 1 час, и заканчивается именно в тот момент, когда начинает казаться, что пора уже уходить и вспоминаются ждущие своей очереди домашние дела и прочие земные заботы.
Зрелище не рассчитано на детей. В спектакле нет нецензурщины или иных элементов, которые могли бы плохо повлиять на подрастающее поколение, однако детям и подросткам будет скучно.
Ценители музыки остались довольны: легкие напевы кларнета, сопровождающие почти все действие, безупречны.
Следующая похожая новость...