Тормоз для газа: США придумали новые санкции против «Северного потока – 2» - «Новости Дня» » «Новости Дня»
Phillips
Опубликовано: 08:41, 16 мая 2019
Военные действия

Тормоз для газа: США придумали новые санкции против «Северного потока – 2» - «Новости Дня»

В конгресс США внесен законопроект, призванный остановить строительство газопровода «Северный поток — 2». Авторы документа предлагают ввести санкции против владельцев судов, которые используются при укладке труб,...
Тормоз для газа: США придумали новые санкции против «Северного потока – 2» - «Новости Дня»
Тормоз для газа: США придумали новые санкции против «Северного потока – 2» - «Новости Дня»

В конгресс США внесен законопроект, призванный остановить строительство газопровода «Северный поток — 2». Авторы документа предлагают ввести санкции против владельцев судов, которые используются при укладке труб, а также лиц, оказывающих проекту финансовую или техническую поддержу.


Морской бой


Американские сенаторы Тед Круз и Джин Шахин 13 мая представили на рассмотрение Комитета по энергетике и торговле американского сената законопроект о санкциях против лиц и компаний, принимающих участие в строительстве газопровода «Северный поток — 2». Об этом сообщил журнал Foreign Policy со ссылкой на копию документа.


Речь идет о европейских фирмах, которые продают или сдают в аренду суда-трубоукладчики. Сотрудникам таких компаний грозит запрет на въезд в США, а самим предприятиям — заморозка всех активов на территории страны.


Как отмечает Foreign Policy, при прокладке глубоководных трубопроводов используются технологии и оборудование, которых у России нет. «Это одна из немногих областей, где «Газпрому» не хватает технических знаний», — цитирует издание эксперта по евразийским энергетическим вопросам в Атлантическом совете Агнию Григас.


Действительно, Россия не располагает собственными судами-трубоукладчиками, действующими как плавучие заводы: на них трубы сваривают, проверяют, а затем присоединяют к основной нитке газопровода и опускают на дно моря. На строительстве «Северного потока — 2» работают судно Castoro Dieci, принадлежащее итальянской компании Saipem, и два морских трубоукладчика, Audacia и Pioneering Spirit швейцарской Allseas.


Именно Saipem и Allseas пострадают больше всего в случае принятия нового закона о санкциях. Впрочем, документ предусматривает и наказания для лиц и компаний, «оказывающих «Северному потоку — 2» финансовую или техническую поддержку» (суть карательных мер Foreign Policy не раскрывает).


Под эту обтекаемую формулировку легко могут попасть все партнеры «Газпрома» по данному проекту: немецкие Uniper и Wintershall, британско-нидерландская Shell, австрийская OMV и французская Engie.


Без Киева не обошлось


Одним из первых на законопроект отреагировал глава «Нафтогаза Украины» Андрей Коболев. Он опубликовал в фейсбуке большой пост, подчеркнув свою роль в подготовке этого документа.


«Это важный результат нескольких лет переговоров и официальной работы, которую наша команда вела в Вашингтоне с американскими партнерами, — утверждает он. — Несмотря на то, что это не окончательное решение, мы прошли через важную веху, и теперь я могу рассказать об этом».


Коболев отметил, что «в отличие от других аналогичных документов, этот законопроект содержит не призыв, а требование ввести санкции в отношении лиц, задействованных в определенных видах работ и услуг, которые необходимы для завершения «Северного потока — 2».


Глава «Нафтогаза» при этом считает, что «эти санкции не должны навредить компаниям ЕС и полностью совпадают с духом евроатлантического сотрудничества между Соединенными Штатами и Европой». Остается только гадать — то ли глава крупнейшей украинской компании настолько оторвался от реальности, то ли бесхитростно пытается обмануть своих подписчиков в соцсети.


Ведь о том, что «Северный поток — 2» позволит европейским потребителям российского газа экономить восемь миллиардов евро в год, говорилось уже неоднократно — и топ-менеджерами «Газпрома», и партнерами компании по проекту. Но это еще не все.


К маю на дно Балтики уложили более 1,1 тысячи километров газопровода. Если проект остановить, затраченные миллиарды участникам и инвесторам придется списать в убытки.


Более того, в случае отказа европейских компаний от дальнейшего участия в строительстве газопровода из-за угрозы американских санкций «Газпром» получит право на неустойку в размере стоимости невыполненных работ. А это тоже миллиарды евро.


При таких перспективах заявлять, что новый американский законопроект «не навредит европейским компаниям», значит демонстрировать полную неадекватность. Но главное, упомянутый Коболевым «дух евроатлантического сотрудничества» существует, похоже, только в его воображении.


Дружба кончилась


«Через два с лишним года после прихода к власти Дональда Трампа многое из того, что еще не так давно восхвалялось как немецко-американская дружба, разбито вдребезги», — констатировала в начале мая немецкая газета Suddeutsche Zeitung.


Как отмечает издание, внешняя политика Белого дома по отношению к союзникам при Трампе «следует той максиме, что собственные интересы нужно продвигать при помощи не только умной дипломатии, но и грубой политики власти».


Европейцы столкнулись с этим в таможенном споре: в апреле Трамп ввел пошлины на импорт стали и алюминия из Евросоюза, а уже в конце этой недели может объявить о новых тарифах на автомобили.


Евросоюз на этот случай подготовил ответные меры — пошлины на американские кондитерские и алкогольные изделия, кетчуп, апельсиновый сок, табак, вертолеты и другие товары на общую сумму около 20 миллиардов евро.


«Во многих случаях США сейчас вовсе не союзник, а соперник, против которого нужно создавать альянсы», — отмечает Suddeutsche Zeitung. Это относится и к Парижскому соглашению по климату, и к ядерной сделке с Ираном, и к газопроводу «Северный поток — 2».


Чуда не будет


Глава «Нафтогаза Украины» Коболев уверен, что очередной санкционный законопроект будет одобрен и вступит в силу «в ближайшие месяцы». Однако оператор «Северного потока — 2», компания Nord Stream 2 AG, не видит оснований для беспокойства.


«Мы чувствуем себя в своей тарелке, — говорит представитель Nord Stream 2 AG Йенс Мюллер. — Твердую приверженность делу выражают и инвесторы. Они полностью гарантировали финансирование, и прокладка труб продолжается согласно графику».


Эксперты уверены, что даже если инициативу Круза и Шахина поддержат конгресс и президент, строительство «Северного потока — 2» не остановится.


«Сможет ли новый закон вызвать отсрочку завершения проекта? Конечно. Способен ли он остановить реализацию проекта полностью? Я в этом сомневаюсь, — заявил в интервью Foreign Policy старший научный сотрудник Центра глобальной энергетической политики в Колумбийском университете Ричард Невью. — Русские ясно дали понять, что продолжат строительство газопровода, несмотря ни на что».


Издание также отмечает, что отсрочка в запуске «Северного потока — 2» Украину не спасет. «Контракт на транзит, подписанный «Нафтогазом» и «Газпромом», истекает в конце года. Если его не продлят, потеря доходов от транзита погрузит хрупкую украинскую экономику в состояние рецессии», — напоминает Foreign Policy.


Журнал цитирует исполнительного директора «Нафтогаза» Юрия Витренко: «Честно говоря, мы к этому совершенно не готовы».


«В настоящее время «Нафтогаз» накапливает резервы, чтобы отапливать жилые дома зимой, и планирует получать газ из Европы, но, по словам Витренко, Украина может столкнуться с нехваткой энергоресурсов, если лишится доступа к российскому газу», — заключает Foreign Policy.


В конгресс США внесен законопроект, призванный остановить строительство газопровода «Северный поток — 2». Авторы документа предлагают ввести санкции против владельцев судов, которые используются при укладке труб, а также лиц, оказывающих проекту финансовую или техническую поддержу. Морской бой Американские сенаторы Тед Круз и Джин Шахин 13 мая представили на рассмотрение Комитета по энергетике и торговле американского сената законопроект о санкциях против лиц и компаний, принимающих участие в строительстве газопровода «Северный поток — 2». Об этом сообщил журнал Foreign Policy со ссылкой на копию документа. Речь идет о европейских фирмах, которые продают или сдают в аренду суда-трубоукладчики. Сотрудникам таких компаний грозит запрет на въезд в США, а самим предприятиям — заморозка всех активов на территории страны. Как отмечает Foreign Policy, при прокладке глубоководных трубопроводов используются технологии и оборудование, которых у России нет. «Это одна из немногих областей, где «Газпрому» не хватает технических знаний», — цитирует издание эксперта по евразийским энергетическим вопросам в Атлантическом совете Агнию Григас. Действительно, Россия не располагает собственными судами-трубоукладчиками, действующими как плавучие заводы: на них трубы сваривают, проверяют, а затем присоединяют к основной нитке газопровода и опускают на дно моря. На строительстве «Северного потока — 2» работают судно Castoro Dieci, принадлежащее итальянской компании Saipem, и два морских трубоукладчика, Audacia и Pioneering Spirit швейцарской Allseas. Именно Saipem и Allseas пострадают больше всего в случае принятия нового закона о санкциях. Впрочем, документ предусматривает и наказания для лиц и компаний, «оказывающих «Северному потоку — 2» финансовую или техническую поддержку» (суть карательных мер Foreign Policy не раскрывает). Под эту обтекаемую формулировку легко могут попасть все партнеры «Газпрома» по данному проекту: немецкие Uniper и Wintershall, британско-нидерландская Shell, австрийская OMV и французская Engie. Без Киева не обошлось Одним из первых на законопроект отреагировал глава «Нафтогаза Украины» Андрей Коболев. Он опубликовал в фейсбуке большой пост, подчеркнув свою роль в подготовке этого документа. «Это важный результат нескольких лет переговоров и официальной работы, которую наша команда вела в Вашингтоне с американскими партнерами, — утверждает он. — Несмотря на то, что это не окончательное решение, мы прошли через важную веху, и теперь я могу рассказать об этом». Коболев отметил, что «в отличие от других аналогичных документов, этот законопроект содержит не призыв, а требование ввести санкции в отношении лиц, задействованных в определенных видах работ и услуг, которые необходимы для завершения «Северного потока — 2». Глава «Нафтогаза» при этом считает, что «эти санкции не должны навредить компаниям ЕС и полностью совпадают с духом евроатлантического сотрудничества между Соединенными Штатами и Европой». Остается только гадать — то ли глава крупнейшей украинской компании настолько оторвался от реальности, то ли бесхитростно пытается обмануть своих подписчиков в соцсети. Ведь о том, что «Северный поток — 2» позволит европейским потребителям российского газа экономить восемь миллиардов евро в год, говорилось уже неоднократно — и топ-менеджерами «Газпрома», и партнерами компании по проекту. Но это еще не все. К маю на дно Балтики уложили более 1,1 тысячи километров газопровода. Если проект остановить, затраченные миллиарды участникам и инвесторам придется списать в убытки. Более того, в случае отказа европейских компаний от дальнейшего участия в строительстве газопровода из-за угрозы американских санкций «Газпром» получит право на неустойку в размере стоимости невыполненных работ. А это тоже миллиарды евро. При таких перспективах заявлять, что новый американский законопроект «не навредит европейским компаниям», значит демонстрировать полную неадекватность. Но главное, упомянутый Коболевым «дух евроатлантического сотрудничества» существует, похоже, только в его воображении. Дружба кончилась «Через два с лишним года после прихода к власти Дональда Трампа многое из того, что еще не так давно восхвалялось как немецко-американская дружба, разбито вдребезги», — констатировала в начале мая немецкая газета Suddeutsche Zeitung. Как отмечает издание, внешняя политика Белого дома по отношению к союзникам при Трампе «следует той максиме, что собственные интересы нужно продвигать при помощи не только умной дипломатии, но и грубой политики власти». Европейцы столкнулись с этим в таможенном споре: в апреле Трамп ввел пошлины на импорт стали и алюминия из Евросоюза, а уже в конце этой недели может объявить о новых тарифах на автомобили. Евросоюз на этот случай подготовил ответные меры — пошлины на американские кондитерские и алкогольные изделия, кетчуп, апельсиновый сок, табак, вертолеты и другие товары на общую сумму около 20 миллиардов евро. «Во многих случаях США сейчас вовсе не союзник, а соперник, против которого нужно создавать альянсы», — отмечает Suddeutsche Zeitung. Это относится и к Парижскому соглашению по климату, и к ядерной сделке с Ираном, и к газопроводу «Северный поток — 2». Чуда не будет Глава «Нафтогаза Украины» Коболев уверен, что очередной санкционный законопроект будет одобрен и вступит в силу «в ближайшие месяцы». Однако оператор «Северного потока — 2», компания Nord Stream 2 AG, не видит оснований для беспокойства. «Мы чувствуем себя в своей тарелке, — говорит представитель Nord Stream 2 AG Йенс Мюллер. — Твердую приверженность делу выражают и инвесторы. Они полностью гарантировали финансирование, и прокладка труб продолжается согласно графику». Эксперты уверены, что даже если инициативу Круза и Шахина поддержат конгресс и президент, строительство «Северного потока — 2» не остановится. «Сможет ли новый закон вызвать отсрочку завершения проекта? Конечно. Способен ли он остановить реализацию проекта полностью? Я в этом сомневаюсь, — заявил в интервью Foreign Policy старший научный сотрудник Центра глобальной энергетической политики в Колумбийском университете Ричард Невью. — Русские ясно дали понять, что продолжат строительство газопровода, несмотря ни на что». Издание также отмечает, что отсрочка в запуске «Северного потока — 2» Украину не спасет. «Контракт на транзит, подписанный «Нафтогазом» и «Газпромом», истекает в конце года. Если его не продлят, потеря доходов от транзита погрузит хрупкую украинскую экономику в состояние рецессии», — напоминает Foreign Policy. Журнал цитирует исполнительного директора «Нафтогаза» Юрия Витренко: «Честно говоря, мы к этому совершенно не готовы». «В настоящее время «Нафтогаз» накапливает резервы, чтобы отапливать жилые дома зимой, и планирует получать газ из Европы, но, по словам Витренко, Украина может столкнуться с нехваткой энергоресурсов, если лишится доступа к российскому газу», — заключает Foreign Policy.

Следующая похожая новость...
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)

      
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика