Заявление муфтия Гайнутдина игнорирует демографические реалии — эксперт - «Новости Дня» » «Новости Дня»
Evans
Опубликовано: 12:09, 09 марта 2019
Все новости

Заявление муфтия Гайнутдина игнорирует демографические реалии — эксперт - «Новости Дня»

9 марта 2019 09:10 Глава Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин. Фото: yandex.ruНедавнее высказывание главы Совета муфтиев России Равиля Гайнутдина, что «через полтора десятка лет до 30% населения России будут...
Заявление муфтия Гайнутдина игнорирует демографические реалии — эксперт - «Новости Дня»
9 марта 2019
09:10
Глава Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин. Фото: yandex.ru

Недавнее высказывание главы Совета муфтиев России Равиля Гайнутдина, что «через полтора десятка лет до 30% населения России будут составлять мусульмане», не вполне соответствует тем реалиям, в которых сегодня живут российские мусульмане, считает казанский религиовед, эксперт Института национальной стратегии Раис Сулейманов. Несмотря на то, что Гайнутдин ссылается на некие «прогнозы специалистов, в чьей компетентности не приходится сомневаться», объективная картина такова, что многие из тех, кого принято считать «этническими» мусульманами, особенно жители крупных городов, не остаются в стороне от процессов секуляризации — религия играет в их повседневной жизни все меньшую роль. Прежде всего взрывному росту мусульманского населения не способствует унификация демографических процессов: уровень рождаемости в семьях, которые можно с учетом многочисленных допущений назвать мусульманскими, уже мало чем отличается от среднероссийского. Так происходит по той же самой причине: секуляризация и урбанизация запускают в действие демографические механизмы, которые оказываются сильнее фактора формальной религиозной принадлежности.


— Какими мотивами, на ваш взгляд, руководствовался Равиль Гайнутдин, заявляя о том, что население России скоро будет почти на треть мусульманским?


— Чаще всего те, кто делает подобные заявления и активно спекулирует на исламской теме, преследуют цель повысить собственную значимость и получить какие-то блага. Например, добиться увеличения финансирования от каких-то организаций, в том числе и государственных, под предлогом контроля, социализации или интеграции мусульман в российское общество. Если говорить конкретно о Равиле Гайнутдине, то можно вспомнить, как он препятствовал строительству в Москве мечетей, не входящих в его религиозную организацию, и некогда ему удавалось это делать просто в силу хороших отношений с тогдашним мэром российской столицы Юрием Лужковым. Казалось бы, человек регулярно заявляет о нехватке мечетей и в то же время выступает против постройки любых мечетей в Москве, которые неподконтрольны его структуре.


— Не надо, наверное, быть исламоведом, чтобы понять принцип калькуляции, которым пользовался Равиль Гайнутдин: взять общую численность всех условно мусульманских народов России, помножить ее на коэффициенты демографических прогнозов и получить некое число, которое дает 30 процентов «мусульман» в населении России в перспективе 15 лет. Насколько, на ваш взгляд, корректен такой принцип подсчета?


— Да, видимо, по такому принципу оценка и происходила. Поэтому сразу же надо сказать, что не стоит преувеличивать демографический прирост мусульманского населения России. Практика показывает, что далеко не всегда этот процесс имеет место. Прежде всего, мусульмане не остаются в стороне от общих для всего населения процессов урбанизации, повышения образовательного уровня, актуальности современных социальных аспектов планирования семьи, которые влияют на демографическую ситуацию в России. То есть у мусульман, живущих в городах или переезжающих в города, тоже формируется установка на планирование семьи через самоограничение высокой рождаемости детей. Это приводит к ситуации, когда у следующего поколения молодежи количество детей в семьях уменьшается, если сравнивать его со старшим поколением. Они становятся типичными городскими жителями, имеющими, как правило, от одного до трех детей в своих семьях. Это, конечно же, контрастирует с поколением наших прабабушек, для которых была характерна многодетность, когда в семьях было по восемь и более детей.


То есть считать, что абсолютно во всех молодых мусульманских семьях в России априори будет по восемь детей, будет слишком самоуверенным. Но именно такие стереотипы о повальной многодетности мусульманских семей очень устойчивы и дают повод для алармистских заявлений, суть которых сводится к тому, что, дескать, Россия как государство через какое-то время станет мусульманским. Это явное преувеличение.

Напротив, из-за существующей социальной политики демографический взрыв в России сегодня маловероятен. В европейских странах социальная политика позволяет многодетным семьям из числа мигрантов благополучно жить на пособия, в России же это невозможно, потому что у нас нет такой политики, поэтому и рождаемость будет тормозиться. Государство, конечно, декларирует, что несет социальную ответственность за граждан, пытается стимулировать рождаемость программами вроде материнского капитала и предоставления земельных участков многодетным семьям, но на практике это совершенно не компенсирует расходы на воспитание и содержание большого количества детей в семье и не способствует высокой рождаемости быстрыми темпами.


К тому же не стоит забывать и то, что у самоограничения молодых семейных пар, которые хотят иметь детей, но не могут позволить себе завести более трех детей (а иногда ограничиваясь всего одним-двумя), есть не всегда чисто материальные причины. Сегодня возраст вступления в брак повысился, многие молодые девушки и парни не стремятся создать семью в двадцать лет, считая, что жениться следует годам к тридцати, и это изменение в массовом сознании молодежи также влияет на демографический рост населения. Соответственно, если люди вступают в брак в возрасте под тридцать лет, то в таких семьях редко бывает много детей: женщина после тридцати согласна на рождение одного-двух детей, но ей будет уже физиологически трудно стать многодетной матерью. Да и семейные пары, сформировавшиеся между тридцатилетними ровесниками, не решатся на многодетность в силу того, что в их системе ценностей это не будет приоритетом. Сегодня в сознании молодежи идеальной будет семейная пара, где максимум трое детей (и то, трое уже будет казаться много).

? читать продолжение новости ?

Многодетная семья с восемью детьми не будет казаться идеальным примером для подражания в глазах современной молодежи. Такие же представления на уровне массового сознания есть и среди современных российских мусульман.

— Допустим, что социальная политика будет действительно стимулировать рождаемость. Дает ли это основания утверждать, что выиграют от этого именно мусульмане? В такой логике получается, что мусульмане обладают некой естественной склонностью к высокой деторождаемости, и тут мы точно вступаем на почву мифов.


Способность к высокой рождаемости исключительно у мусульман — это действительно некий миф, который связан со стереотипом в отношении мусульман, живущих на Ближнем Востоке и в странах Европы. Он связан с тем представлением, что эмигранты из исламских стран, приезжающие в Европу, могут иметь многодетные семьи и живут на социальные пособия, которого достаточно большой семье, чтобы не работать. Именно такое представление о мусульманах-мигрантах в странах Европы, пусть даже во втором-третьем поколении, переносится на российских мусульман. В результате складывается впечатление, что российские мусульмане почему-то точно по такому же принципу будут создавать свои семьи, якобы рассчитывая на социальные пособия, после чего их численность увеличится в геометрической прогрессии за одно-два поколения.


Этот миф очень устойчив. Когда кто-то транслирует такие цифры, заявляя о том, что через пару десятилетий произойдет «исламизация» России, действительно создается впечатление «исламской угрозы» и появляются алармистские настроения. На упрочение этого мифа о будто бы предстоящей исламизации России, как это ни удивительно, оказывают влияние и некоторые представители православного духовенства, которых я назвал бы исламофилами. Например, один из ярких публичных православных религиозных деятелей, отец Димитрий Смирнов, председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства. Периодически он делает различные заявления в проповедях в том духе, что у мусульман, мол, все устроено лучше, чем у современных христиан, что, дескать, численность русских уменьшится, а мусульман увеличится, так что давайте брать с них пример. Даже на определенных исламских ресурсах эти православные священники пользуются популярностью, где их охотно цитируют, а их заявления выносятся в рубрику топовых новостей.


Заявление муфтия Гайнутдина игнорирует демографические реалии — эксперт - «Новости Дня»

— Диакон Андрей Кураев заявлял о том, что к середине нынешнего века Россия станет мусульманской страной, еще лет двадцать назад, так что здесь, оставляя в стороне логику данных рассуждений, Равиль Гайнутдин, можно сказать, не сообщил ничего нового.


— Протодиакон Андрей Кураев явно говорит о мусульманах не из восхищения, его нельзя назвать исламофилом — рассуждает он о том, что, например, мусульмане далеко не всегда осуждают факты современного рабства на Северном Кавказе, хотя и он говорит об исламизации России. В этой группе православного духовенства и протоиерей Всеволод Чаплин, который выступал с призывами носить платок православным христианкам по аналогии с хиджабом, и тот же Димитрий Смирнов, у которого есть видеопроповеди, где он восхищается шариатом. Подобные публичные высказывания православных религиозных деятелей также создают определенную благодатную почву для формирования массового представления, что численность мусульман растет в геометрической прогрессии и скоро мы окажемся в ситуации, когда произойдет замещение русского населения России мусульманским.


— Но при этом понятно, что поголовно записывать в мусульмане всех жителей регионов, где преобладающей религией является ислам, мягко говоря, некорректно. Можно ли оценить, какая доля тех, кого по умолчанию принято считать «мусульманами», действительно практикует ислам в соответствии со всеми основными канонами?


— Конечно, есть существенная разница между «этническими мусульманами» и активно верующими мусульманами.


Большинство тех, кого принято считать мусульманами в России, то есть представители тех народов, которые исторически исповедуют ислам, все-таки люди пассивно верующие, ведущие чаще всего светский образ жизни и в личной жизни не соблюдающие очень многих предписаний ислама, а религиозность у них ограничивается соблюдением обрядов жизненного цикла.

Люди могут себя позиционировать как принадлежащих к определенной религии, но на практике они не соблюдают всех религиозных предписаний, религия не играет в их жизни определяющую роль. В своё время мне попадалась статистика активно верующих мусульман в Татарстане, где утверждалось, что из двух миллионов проживающих в этой поволжской республике татар активно верующих наберется около 90 тысяч человек, что составляет порядка пяти процентов.


Мы действительно иногда преувеличиваем значимость религии в жизни среднестатистического россиянина. Она имеет место, но многие ведут светский образ жизни. Религия в целом не входит в первую пятерку важных вещей для идентичности россиянина. Часто говорят о клерикализации общественно-политического пространства в нашей стране, связывая это с ростом влияния религиозных организаций в публичной сфере общественных отношений, но при этом забывается, что существует и такое явление, как современная секуляризация социума: активно верующих значительно меньше, чем людей светских. Этот процесс секуляризации происходит и в среде мусульман: даже если дети растут в религиозной семье, они могут не соблюдать религиозные предписания и даже их нарушать, когда вырастают и уезжают от родителей на учебу или в поисках работы, особенно если переезжают в другие регионы.

? читать продолжение новости ?

— На Северном Кавказе доля практикующих мусульман, надо полагать, выше, чем в Татарстане?


— Все зависит от конкретного региона: например, если сравнивать Адыгею и Чеченскую Республику, то между ними, конечно, есть разница в степени доминирования религии в жизни широких слоев населения. Кроме того, многие русские уезжают из регионов компактного проживания мусульман, и это создает ощущение, что численность мусульман растет.


Есть и еще одна причина рождения мифа об исламизации России, связанная с миграционной политикой, которая сейчас устроена так, что количество мигрантов в стране растет, а это порождает представление о том, что и мусульман, соответственно, становится больше. Этот факт не скрывает духовенство, и простой россиянин понимает, что за счет притока мигрантов из Средней Азии численность мусульман увеличивается. Однако надо исходить из того, что далеко не все из этих мигрантов являются людьми, постоянно находящимися в России, и далеко не все из них рассчитывают порвать свои связи с исторической родиной и переехать на постоянное место жительство к нам. Те, кто переезжает в Россию, часто заводят здесь семьи, женясь на русских, но такие семьи уже нельзя назвать исламскими, потому что чаще всего эти семьи не живут, строго соблюдая предписания ислама. В таких семьях нередко происходит своего рода культурная ассимиляции мигрантов. Более того, сами мигранты, проживая в России, в какой-то степени секуляризируются из-за невозможности совершать религиозные обряды по причине постоянной работы и в условиях российских городов.


— Можно ли считать этот процесс секуляризации необратимым? Насколько успешной может быть та традиционалистская реакция, которую мы сегодня наблюдаем в Дагестане в лице борца Хабиба Нурмагомедова и его сторонников, которые постоянно хотят запретить что-нибудь светское?


— Это реакция религиозно активной части населения на проблему секуляризации, попытка через скандал ограничить этот процесс. Но это действует только путем запугивания и далеко не всегда встречает однозначную массовую поддержку даже в кавказских республиках.


Хотя подобной реакции будут способствовать различные новые конфликты. Они могут возникать на бытовой почве, а потом перерастать в межэтническую напряженность, но при этом это будут происходить внутри конфессиональных рамок. Например, в прошлом году в Башкирии имел место конфликт между башкирами и чеченцами в селе Темясово, который начинался как бытовой, но при этом приобрел этническую окраску. Кстати, разрешить и затушить этот конфликт старались этнические «антрепренёры» с обеих сторон, именно используя фактор общей религиозной принадлежности. Но такие конфликты одних «этнических» мусульман с другими тоже будут порождать ощущение, что мусульман становится очень много. И никого при этом не волнует, что конфликт, как это случилось в Башкирии, возник на почве пьянства (кто-то из приезжих чеченцев в пьяном виде оскорбил продавщицу кафе, башкирку по национальности), что, кстати, само по себе свидетельствует о том, как соблюдают религиозные каноны ислама многие из тех, кого мы считаем мусульманами.


— Примерно 60% участников опроса «NOVOSTI-DNY.Ru» на вопрос «Насколько реалистично заявление муфтия Гайнутдина об увеличении числа мусульман в России?» выбрали вариант ответа «Вполне реалистично», и только 21% — «Это только мечты муфтия». Можно ли считать такой результат сигналом о том, что в обществе присутствует латентная исламофобия, несмотря на явное снижение ее градуса в последние несколько лет?


— У мусульманских правозащитников бытует мнение, что исламофобия — это нечто врожденное. Но чаще всего она появляется как реакция на некорректное поведение отдельных мусульман в отношении немусульманского окружения, что автоматически проецируется на всех мусульман.


В том, что происходит рост исламофобии, вина ведь лежит и на тех некоторых мусульманах, которые, приезжая в российские города, начинают вести себя совершенно недостойно и уж точно не в соответствии с предписаниями ислама.

Хамство, грубость, дерзость, приставание к девушкам, потасовки с коренным населением, публичная демонстрация собственной физической силы за счет того, что они могут напасть группой на одного местного жителя, исполнение лезгинки в общественных местах, когда это не уместно — простите, но именно такое поведение порой наблюдает русское большинство в крупных мегаполисах. Отсюда и хорошо известные случаи, когда в объявлениях о сдаче квартир уточняется, что арендаторами хотели бы видеть «славянские семьи».


Задумайтесь: почему, скажем, в России среди русского населения нет буддистофобии? Ведь в России тоже живут буддисты, есть национальные республики, где титульные этносы исповедуют буддизм. Может быть, потому, что буддисты не ведут себя так, чтобы давать повод для появления неприязни к ним со стороны русского большинства?


Есть, наконец, еще один момент, связанный с алармистским представлением о том, что, дескать, «исламизация» России — неизбежный итог недалекого будущего. В этом контексте часто говорят об увеличении численности русских мусульман, то есть о появлении неофитов из числа русских, что также преподносится как признак скорой «исламизации». Называются иногда запредельно огромные цифры, но при этом никем почему-то не подсчитывается численность этнических мусульман, которые приняли другие религии, в первую очередь православие — например, такая тенденция есть среди татар, особенно живущих в крупных городах. Речь идет именно о российских «этнических» мусульманах, которые добровольно и осознанно приняли православие. Почему-то те, кто заявляет о близящейся «исламизации» России, совершенно игнорируют вопрос о современных христианских неофитах среди «этнических» мусульман, пытаясь не замечать этого явления.


Николай Проценко


9 марта 2019 09:10 Глава Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин. Фото: yandex.ruНедавнее высказывание главы Совета муфтиев России Равиля Гайнутдина, что «через полтора десятка лет до 30% населения России будут составлять мусульмане», не вполне соответствует тем реалиям, в которых сегодня живут российские мусульмане, считает казанский религиовед, эксперт Института национальной стратегии Раис Сулейманов. Несмотря на то, что Гайнутдин ссылается на некие «прогнозы специалистов, в чьей компетентности не приходится сомневаться», объективная картина такова, что многие из тех, кого принято считать «этническими» мусульманами, особенно жители крупных городов, не остаются в стороне от процессов секуляризации — религия играет в их повседневной жизни все меньшую роль. Прежде всего взрывному росту мусульманского населения не способствует унификация демографических процессов: уровень рождаемости в семьях, которые можно с учетом многочисленных допущений назвать мусульманскими, уже мало чем отличается от среднероссийского. Так происходит по той же самой причине: секуляризация и урбанизация запускают в действие демографические механизмы, которые оказываются сильнее фактора формальной религиозной принадлежности. — Какими мотивами, на ваш взгляд, руководствовался Равиль Гайнутдин, заявляя о том, что население России скоро будет почти на треть мусульманским? — Чаще всего те, кто делает подобные заявления и активно спекулирует на исламской теме, преследуют цель повысить собственную значимость и получить какие-то блага. Например, добиться увеличения финансирования от каких-то организаций, в том числе и государственных, под предлогом контроля, социализации или интеграции мусульман в российское общество. Если говорить конкретно о Равиле Гайнутдине, то можно вспомнить, как он препятствовал строительству в Москве мечетей, не входящих в его религиозную организацию, и некогда ему удавалось это делать просто в силу хороших отношений с тогдашним мэром российской столицы Юрием Лужковым. Казалось бы, человек регулярно заявляет о нехватке мечетей и в то же время выступает против постройки любых мечетей в Москве, которые неподконтрольны его структуре. — Не надо, наверное, быть исламоведом, чтобы понять принцип калькуляции, которым пользовался Равиль Гайнутдин: взять общую численность всех условно мусульманских народов России, помножить ее на коэффициенты демографических прогнозов и получить некое число, которое дает 30 процентов «мусульман» в населении России в перспективе 15 лет. Насколько, на ваш взгляд, корректен такой принцип подсчета? — Да, видимо, по такому принципу оценка и происходила. Поэтому сразу же надо сказать, что не стоит преувеличивать демографический прирост мусульманского населения России. Практика показывает, что далеко не всегда этот процесс имеет место. Прежде всего, мусульмане не остаются в стороне от общих для всего населения процессов урбанизации, повышения образовательного уровня, актуальности современных социальных аспектов планирования семьи, которые влияют на демографическую ситуацию в России. То есть у мусульман, живущих в городах или переезжающих в города, тоже формируется установка на планирование семьи через самоограничение высокой рождаемости детей. Это приводит к ситуации, когда у следующего поколения молодежи количество детей в семьях уменьшается, если сравнивать его со старшим поколением. Они становятся типичными городскими жителями, имеющими, как правило, от одного до трех детей в своих семьях. Это, конечно же, контрастирует с поколением наших прабабушек, для которых была характерна многодетность, когда в семьях было по восемь и более детей. То есть считать, что абсолютно во всех молодых мусульманских семьях в России априори будет по восемь детей, будет слишком самоуверенным. Но именно такие стереотипы о повальной многодетности мусульманских семей очень устойчивы и дают повод для алармистских заявлений, суть которых сводится к тому, что, дескать, Россия как государство через какое-то время станет мусульманским. Это явное преувеличение. Напротив, из-за существующей социальной политики демографический взрыв в России сегодня маловероятен. В европейских странах социальная политика позволяет многодетным семьям из числа мигрантов благополучно жить на пособия, в России же это невозможно, потому что у нас нет такой политики, поэтому и рождаемость будет тормозиться. Государство, конечно, декларирует, что несет социальную ответственность за граждан, пытается стимулировать рождаемость программами вроде материнского капитала и предоставления земельных участков многодетным семьям, но на практике это совершенно не компенсирует расходы на воспитание и содержание большого количества детей в семье и не способствует высокой рождаемости быстрыми темпами. К тому же не стоит забывать и то, что у самоограничения молодых семейных пар, которые хотят иметь детей, но не могут позволить себе завести более трех детей (а иногда ограничиваясь всего одним-двумя), есть не всегда чисто материальные причины. Сегодня возраст вступления в брак повысился, многие молодые девушки и парни не стремятся создать семью в двадцать лет, считая, что жениться следует годам к тридцати, и это изменение в массовом сознании молодежи также влияет на демографический рост населения. Соответственно, если люди вступают в брак в возрасте под тридцать лет, то в таких семьях редко бывает много детей: женщина после тридцати согласна на рождение одного-двух детей, но ей будет уже физиологически трудно стать многодетной матерью. Да и семейные пары, сформировавшиеся между тридцатилетними ровесниками, не решатся на многодетность в силу того, что в их системе ценностей это не будет приоритетом. Сегодня в сознании молодежи идеальной будет семейная пара, где максимум трое детей (и то, трое уже будет казаться много).? читать продолжение новости ? Многодетная семья с восемью детьми не будет казаться идеальным примером для подражания в глазах современной молодежи. Такие же представления на уровне массового сознания есть и среди современных российских мусульман. — Допустим, что социальная политика будет действительно стимулировать рождаемость. Дает ли это основания утверждать, что выиграют от этого именно мусульмане? В такой логике получается, что мусульмане обладают некой естественной склонностью к высокой деторождаемости, и тут мы точно вступаем на почву мифов. Способность к высокой рождаемости исключительно у мусульман — это действительно некий миф, который связан со стереотипом в отношении мусульман, живущих на Ближнем Востоке и в странах Европы. Он связан с тем представлением, что эмигранты из исламских стран, приезжающие в Европу, могут иметь многодетные семьи и живут на социальные пособия, которого достаточно большой семье, чтобы не работать. Именно такое представление о мусульманах-мигрантах в странах Европы, пусть даже во втором-третьем поколении, переносится на российских мусульман. В результате складывается впечатление, что российские мусульмане почему-то точно по такому же принципу будут создавать свои семьи, якобы рассчитывая на социальные пособия, после чего их численность увеличится в геометрической прогрессии за одно-два поколения. Этот миф очень устойчив. Когда кто-то транслирует такие цифры, заявляя о том, что через пару десятилетий произойдет «исламизация» России, действительно создается впечатление «исламской угрозы» и появляются алармистские настроения. На упрочение этого мифа о будто бы предстоящей исламизации России, как это ни удивительно, оказывают влияние и некоторые представители православного духовенства, которых я назвал бы исламофилами. Например, один из ярких публичных православных религиозных деятелей, отец Димитрий Смирнов, председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства. Периодически он делает различные заявления в проповедях в том духе, что у мусульман, мол, все устроено лучше, чем у современных христиан, что, дескать, численность русских уменьшится, а мусульман увеличится, так что давайте брать с них пример. Даже на определенных исламских ресурсах эти православные священники пользуются популярностью, где их охотно цитируют, а их заявления выносятся в рубрику топовых новостей. — Диакон Андрей Кураев заявлял о том, что к середине нынешнего века Россия станет мусульманской страной, еще лет двадцать назад, так что здесь, оставляя в стороне логику данных рассуждений, Равиль Гайнутдин, можно сказать, не сообщил ничего нового. — Протодиакон Андрей Кураев явно говорит о мусульманах не из восхищения, его нельзя назвать исламофилом — рассуждает он о том, что, например, мусульмане далеко не всегда осуждают факты современного рабства на Северном Кавказе, хотя и он говорит об исламизации России. В этой группе православного духовенства и протоиерей Всеволод Чаплин, который выступал с призывами носить платок православным христианкам по аналогии с хиджабом, и тот же Димитрий Смирнов, у которого есть видеопроповеди, где он восхищается шариатом. Подобные публичные высказывания православных религиозных деятелей также создают определенную благодатную почву для формирования массового представления, что численность мусульман растет в геометрической прогрессии и скоро мы окажемся в ситуации, когда произойдет замещение русского населения России мусульманским. — Но при этом понятно, что поголовно записывать в мусульмане всех жителей регионов, где преобладающей религией является ислам, мягко говоря, некорректно. Можно ли оценить, какая доля тех, кого по умолчанию принято считать «мусульманами», действительно практикует ислам в соответствии со всеми основными канонами? — Конечно, есть существенная разница между «этническими мусульманами» и активно верующими мусульманами. Большинство тех, кого принято считать мусульманами в России, то есть представители тех народов, которые исторически исповедуют ислам, все-таки люди пассивно верующие, ведущие чаще всего светский образ жизни и в личной жизни не соблюдающие очень многих предписаний ислама, а религиозность у них ограничивается соблюдением обрядов жизненного цикла. Люди могут себя

Следующая похожая новость...
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)

      
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика