Кибервойны и кибервоины: чем занимается Центр кибербезопасности НАТО в Эстонии - «Культура»
После вступления Литвы, Латвии и Эстонии в НАТО последовало размещение специальных центров Североатлантического альянса во всех трех странах Балтии. Подобные центры разбросаны по всей Европе и находятся в ведении штаб-квартиры НАТО в Брюсселе. Формируются они в соответствии с Концепцией создания сети центров передового опыта, принятой Военным комитетом НАТО в 2003 году. В своей работе центры используют «стратегические коммуникации», подразумевающие целевое информационное воздействие на местное население в форме двустороннего диалога. Алла Довгань изучила, чем занимается одна из таких структур — Центр кибербезопасности НАТО в Эстонии.
Цифровые первопроходцы
В 2007 году в Эстонии разгорелся скандал из-за переноса памятника Воину-освободителю Таллина от немецко-фашистских захватчиков с холма Тынисмяги на военное кладбище. Этому событию сопутствовала трехнедельная хакерская атака на сайты госструктур, банков и газет страны.
Эстонские власти тут же «вышли» на «русский след». По словам тогдашнего министра юстиции Эстонии Рейна Ланга, хакерские атаки осуществлялись якобы с IP-адресов российских государственных ведомств.
Впоследствии это и послужило обоснованием открытия в 2008 году в эстонской столице Объединенного центра передового опыта в области киберзащиты. Но справедливости ради стоит отметить, что запрос на создание подобного центра был еще в 2004 году.
Существует мнение, что решение о создание киберцентра стало итогом реализации программы по защите от атак в киберпространстве, принятой в 2002 году в Праге.
Сегодня в работе Центра задействованы представители, естественно, Эстонии, а также Латвии, Литвы, Германии, Франции, Великобритании, Испании, США, Бельгии, Италии, Греции, Нидерландов, Польши, Испании, Словакии, Турции, Венгрии и Чехии, Австрии, Швеции и Финляндии.
Чем же занимается этот Центр вот уже почти двенадцать лет?
Согласно официальной версии, основная задача Центра в Эстонии — защита стран — членов НАТО от внешних кибератак. Здесь проходят техническую подготовку специалисты, проводятся курсы по правовым аспектам действий в киберпространстве и конференции.
Так как сегодня в мире нет общепризнанных норм, регламентирующих поведение в интернете, то подразумевается, что деятельность Таллинского центра способствует их разработке. В 2013 году Центр издал сборник экспертных мнений и правил по действиям в киберпространстве — так называемое «Таллинское руководство по кибервойне», а в 2017-м при участии профессора Военно-морского колледжа США Майкла Шмитта вышла его обновленная и расширенная версия — «Таллинское руководство 2.0».
С 2010 года на базе Центра регулярно проводятся и учения. Например, в конце ноября 2013 года в Эстонии прошли масштабные учения по отработке вопросов киберзащиты натовской инфраструктуры Cyber Coalition-2013, в которых были задействованы около 500 участников, среди них более 100 сотрудников эстонского Центра и удаленно более 300 офицеров из 32 стран — членов и партнеров НАТО.
Но власти Эстонии почему-то отказались от расследования взлома их сайтов, в том числе веб-ресурса Министерства обороны. Сослались на затратность…
Учения проходят регулярно и зачастую вблизи границы с Россией. С 2014 года был расширен список штабных структур, отрабатывающих вопросы взаимодействия. А в 2017 году на масштабных учениях «Сомкнутые щиты» отрабатывалось отражение атак хакеров на авиабазу вымышленного государства.
Но, как ранее заявлял глава Центра Свен Саков, сотрудники офиса занимаются только исследованиями и наблюдениями за происходящим в мире, обучают и проводят учения. А вот ежедневная оборона, по его словам, не входит в их задачи. Для этого в Эстонии создали специальные войска…
Эстонские кибервоины
Среди стран Прибалтики Эстония наиболее продвинута в области кибербезопасности. Помимо натовского Центра передового опыта, здесь размещены структуры IT-центра Евросоюза, а в местном гражданском ополчении «Союз защиты» уже девятый год действует подразделение по киберзащите.
С 1 августа 2018 года в Эстонии появились и свои кибервойска. Их численность составляет 300 человек. Полной боевой готовности планируют достичь к 2023 году.
К примеру, в Германии количество кибервоинов измеряется тысячами. Но, как заверял в интервью «Немецкой волне» командующий Андрес Хайрк, в киберпространстве количество не всегда имеет значение.
Среди общих фраз об эффективности командования и качестве выполнения задач Хайрк отметил и наступательные кибервозможности. Например, в случае войны или вооруженного конфликта эстонские кибервойска при необходимости будут поддерживать военные операции сил обороны в киберпространстве.
Против кого воюем. Мнения
Но как вся эта ситуация выглядит со стороны России? Мягко говоря — не оптимистично.
Так, заместитель секретаря Совета безопасности РФ Михаил Попов в мартовском интервью газете «Красная звезда» заявил, что созданные НАТО киберструктуры в странах Прибалтики предназначены для атак на критически важные объекты в России с целью вывести их из строя, напомнив, что «глобальное информационное пространство уже признано многими специалистами новым театром военных действий».
НАТО в Риге и Объединенный центр передового опыта в области киберзащиты в Таллине нацелены на ведение масштабной информационной войны», — указал Попов.
По его словам, основной задачей указанных структур является выведение из строя вычислительных сетей критически важных объектов и инфраструктуры потенциального противника — прежде всего России — путем нарушения функционирования систем государственного управления, финансовых институтов, предприятий, электростанций, железнодорожных вокзалов и аэропортов.
Тем более что даже в Стратегии национальной кибербезопасности США среди основных противников в киберпространстве указана Россия (наряду с Китаем, КНДР и Ираном).
Эксперт по кризисным ситуациям, ветеран Службы внешней разведки Лев Корольков в беседе с RuBaltic.Ru отметил, что создание подобных центров в Прибалтике — прямая угроза для России.
«У НАТО получилось создать предполье вблизи жизненно важных политических и экономических российских центров — Москвы и Санкт-Петербурга. В Эстонии Центр очень близко расположен к границе; это позволяет вести прослушку на сотни километров вглубь России и определять передвижение войск.
Также в Прибалтике очень удобно развивать любые русофобские кампании. Там проживает достаточно много русских, которые не переехали в Россию после распада СССР. В подобной ситуации, когда в стране смешанное население, легко спровоцировать любой конфликт. Достаточно собрать десять человек в квази-организацию, преследующую цель якобы на отделение, распечатать листовки с призывами, и все — механизм запущен. И в любой момент Прибалтийские страны как члены НАТО могут начать кампанию по защите территории. Балтийские страны — потенциальные очаги», — резюмировал эксперт.
Следующая похожая новость...