Телезрители - о сериале «Зорге»: нового Штирлица не дождались... - «Культура»
12-серийный сериал, пролежавший два года на полке и показанный, наконец, на Первом канале категорически не понравился телезрителям
На Первом канале закончился показ 12-серийного сериала «Зорге», посвященного легендарному разведчику, якобы сообщившему Сталину о точной дате нападения Германии на Советский Союз.
Ирина Зиганшина
Неплохой вроде бы актерский состав с Александром Домогаровым в заглавной роли, Викторией Исаковой, Андреем Руденским и т.д., Сыграл офицера полиции и прекрасный японский актер Осаму Ямамото, а также и сам режиссер сериала Сергей Гинзбург – роль вымышленного персонажа, антагониста Зорге - некоего Шлезингера. Отличная операторская работа, реалистичные натурные съемки в Шанхае, в котором сохранились декорации, воссоздающие Токио 1940-х годов.
Ну и, собственно, все. Потому что зрителям фильм не понравился. Вероятно, тут были сильно превышены зрительские ожидания: думали, что будет вторые «17 мгновений весны», а получилось...
Получилось нечто совсем другое. Вот что пишет один из зрителей на форуме сайта Кино-Театр.ру:
«Полнейший провал. Гинзбург очень слаб. 1. Сценарий просто тошниловка. Ничего не происходиит. Пустая болтовня. Диалоги слабые. Ну хоть бы фразы сильные вставили, юмор, философию. Ничего нет. И тд и тп 2. Режиссерские ходы непрофессиональны и слабы. Никакого саспенса, никакого напряжения. 3. Домогаров полнейший ноль. Мало того, что он не похож на Зорге, видно, очень себя любит и прям восхищен собой так еще и играет с ленцой, типа «ща доиграю и домой пифка папить...» Не подходит он к этой роли в частности и к главной роли вообще. Сталин. Зачем вообще эти сцены показывать? Ну если решили показывать, ну как то усильте сцены, продумайте диалоги, все пустое. Да и сам Сталин внешне просто смешон. Единственно, кто хорошо смотрится, это Руденский. Все. Просто распил бабла по знакомству. Один знакомый нанял знакомого режиссера, режиссер собрал знакомых в команду и ну и по-быстрому кое-что слепили...»
Домогаров не понравился решительно никому. Буквально в каждом отклике сетования: ну не его это роль, слишком стар он для нее, слишком обрюзг, слишком ленив. Многие, впрочем, сошлись на том, что снимайся Домогаров в той же роли лет 15 назад, да у другого режиссера, да с другим сценаристом, он бы очень и очень мог бы прославить и Зорге и себя в его роли. А так... Короче, Штирлица-Тизонова из Зорге-Домогарова решительно не получилось, а это уже добрая половина успеха всего сериала.
Ведь о Зорге уже снято много фильмов, и можно было снять еще, и очень интересное и качественное кино, благо сохранились о нем и документальные свидетельства (хотя его личный архив и сгорел), и знания о его предпочтениях.
Можно было бы попытаться раскрыть, каким образом ему удавалось влиять на решения японского правительства. Ведь у Зорге был склад ума ученого - социолога, философа, экономиста. Он владел этими науками, писал статьи, держал в голове огромное количество информации, читал много книг, любил музыку, и главным образом немецкую, Вагнера. Пластинки, книги, пишущую машинку Зорге всегда возил с собой, куда бы ни ехал. Это в обществе он играл множество ролей, и разные люди отзывались о нем по-разному: для одних он был весельчак, бабник, пьяница, а для других - умнейший эксперт, с которым советовались японские министры.
Вроде и Домогаров, и Гинзбург готовились к этим съемкам, сидели в библиотеках, беседовали с разведчиками, но, видимо, ничего ценного из всего этого для себя не вынесли.
«А тут - фуфло из каких-то посольских интрижек, избитые клише! Зачем такое снимать в миллионный раз?!» - восклицает один из зрителей.
Еще определеннее о содержании сериала звучит этот отзыв:
«Никакого сообщения о начале войны 22 июня Зорге не передавал. Этот миф уже давно опровергли. В целом фильм скучен и местами (даже частыми) карикатурен. По крайней мере все сцены со Сталиным.
Авторы пытаются внести новые страницы в Историю. С какого бодуна они летом 1938 сделали Берию главой НКВД, вмешивающимся в дела Разведупра РККА? Он стал главой НКВД в самом конце 1938.
Зачем так искажать реальную историческую личность, как друг и соратник Зорге Макс Клаузен, выдумывая бред о кознях «кровавой гэбни» в отношении его и его жены Анны .А они еще в 1935 г. приехали в Токио помогать Зорге, а после войны, отсидев в японских тюрьмах, были еще живы и здоровы.
Какой хороший материал загубили домыслами и настоящим бредом. Неужто реальной жизни и борьбы Зорге и его соратников не хватило бы на сериал?»
Немногим лучше и мнение профессионала, кинокритика Кирилла Иванова:
«Первое желание при просмотре нового «Зорге» – его отжать. Буквально, как при стирке, убрать лишнюю воду. Сократить каждую сцену на несколько секунд. Заставить всех бегать, двигаться, тревожиться, думать. Действительно, вести шпионскую деятельность, действительно, подвергать жизнь опасности. Хочется на всех прикрикнуть голосом Мюллера-Броневого: «Работайте, работайте!». Да нет, все понятно. Двенадцать серий по 52 минуты - не шутка. Их же надо чем-то заполнять!
(...)
Но, в конце концов, и это можно было бы простить создателям сериала: старались, ночей не спали, сотню черновиков исписали, но не смогли, что поделать. Но вот чего прощать не хочется, так это пренебрежения к зрителям. Ладно, что Зорге рассекает на мотоцикле BMW вместо «Цюндаппа», что Макс Клаузен слишком откормлен для подпольного связиста, что у посла Отта мундир на размер меньше, чем нужно, что работники посольства ходят в пиджаках-обдергайках как подросшая школота, - может, денег не было на новые костюмы, бывает.
Но когда в серьезной сцене, где Сталин, Ворошилов и Берия вершат судьбы нашей резидентуры, у Ворошилова задирается край гимнастерки, простите, на попе, и зритель единственный, похоже, кто это замечает, когда у Сталина у корней волос полоса от черной краски видна, все моментально рушится и превращается в камеди-клаб. И возникает одно, последнее желание – бежать от этого балагана, пропахшего нафталином и духом халтуры....»
В общем, великой сагой о Штирлице и Мюллере тут даже близко и не пахло.
Следующая похожая новость...