Der Spiegel (Германия): не секс, не деньги, а слава - «Политика»
Эта женщина внушает страх, и она это знает. В начале февраля Юлия Тимошенко выступила перед представителями европейских экономических кругов. На ней был серый костюм, волосы забраны в пучок — такую прическу она носит в последнее время. В течение часа она объясняла, почему хочет стать президентом Украины, говорила о своих планах по изменению конституции, о налогообложении, землевладении и внешней политике. В конце встречи Тимошенко еще раз взяла слово, чтобы кое-что дополнить. Во-первых, что она не ест детей, во-вторых, что не действует вопреки логике.
Это была ирония, призванная смягчить существующие опасения. С тех пор как Юлия Тимошенко присутствует в украинской политике, то есть почти уже более двадцати лет, она говорит тоном революционерки, зовущей на самый последний, священный бой. Этот тон многим внушает страх. Сегодня на Украине нет запроса на революцию, страна только что пережила одну: ровно пять лет назад был свергнут президент Виктор Янукович. Это произошло в результате уличных протестов и кровавой бойни в центре Киева. Тогда возникла большая надежда на то, что вместе с коррумпированным президентом можно сразу избавиться и от всей коррумпированной системы.
Но происходящая сейчас на Украине предвыборная президентская кампания показывает: старая система далеко не побеждена. Действующий президент Петр Порошенко, стремящийся вновь быть избранным 31 марта, за пять лет правления потерял кредит доверия, данный ему избирателями в 2014 году. Тогда, в час испытаний, когда Россия аннексировала Крым и развязала война на Донбассе, они выбрали миллиардера Порошенко с большим перевесом голосов. Но он оказался нерешительным реформатором, политиком, который так и не смог перестать быть еще и бизнесменом.
Сейчас с ним конкурируют как минимум 43 кандидата, из которых лишь у совсем немногих есть серьезные шансы на успех и необходимые знания и опыт. Согласно последним опросам сейчас в гонке лидирует телевизионный комик Владимир Зеленский, рекламирующий новый сезон своего телесериала. Среди кандидатов последнего ряда есть и некто Юрий Тимошенко, который оказался в списке лишь благодаря своей фамилии, у него она та же, что и у Юлии Тимошенко, из-за чего избиратели в кабинах могут их перепутать. В списке есть и человек, который как никто другой виноват в неуспехе революции 2014 года: Роман Насиров, до недавнего времени самый высокопоставленный налоговик Украины, которого новая антикоррупционная полиция отдала под суд. Но без результата, коль скоро он оказался в списке кандидатов.
Украинская политика вновь стала тем, чем она была до революции — забавным цирком с яркими артистами. Пожалуй, сама Юлия Тимошенко наилучшим образом олицетворяет возврат вечно повторяющейся картины. Она — политик, призывающий к свержению системы и являющийся в то же самое время неотъемлемой её частью. Революционерка, сама принадлежащая к дискредитированной элите. Женщина, присутствующая в политики со времени, которое молодые демонстранты на Майдане не могут помнить в силу их возраста.
Еще в декабре казалось, что победа Тимошенко обеспечена. Но исход гонки вновь оказался под вопросом, после того как комик Зеленский опередил в опросах как действующего президента Порошенко, так и Юлию Тимошенко. И чем острее обещает стать борьба за исход выборов, тем радикальнее становится риторика претендентки.
Через день после выступления в Киеве Юлия Тимошенко начала свое предвыборное турне в Днипро, промышленном центре на Днепре. Трибуну воздвигли в низовье у реки, по которой сейчас идет тонкий лед. Город был окутан туманом, все происходило холодным и ветренным вечером. Тем не менее, на митинг пришло несколько тысяч горожан.
На прямой вопрос многие признаются, что рассчитывают на компенсацию в 100 гривен (3,20 евро) за явку. Этим объясняется и оживленная толкотня у входа на мероприятие. Там люди вносят свои имена в длинные подписные листы, официально это петиция с требованием о сокращении наполовину цены на газ — самое популярное предвыборное требование Тимошенко. Но как говорят, по предъявлению паспорта на следующий день по этим спискам можно будет получить наличные деньги. Так работает украинская политика, притом не только на мероприятиях Тимошенко.
Днипро — родина Тимошенко. Тут она родилась 58 лет назад, когда город еще назывался Днепропетровск. Здесь началась ее карьера предпринимателя, сначала в скромном видеопрокате, позднее в многомиллиардном энергетическом бизнесе. «Газовая принцесса» — так называли ее тогда.
«Слава Украине! Слава родному Днипро!» — кричит Тимошенко, появляясь на трибуне у Днепра. Она говорит о своей любви к городу, матери, мужу. Это одна Юлия, та, у которой логотип партии — красное сердце. Но скоро она превращается в другую Юлию, олицетворяющую гнев народа, направленный против власти. Реформу здравоохранения она проклинает как «эксперимент над украинским народом», проводимый иностранцами — популистский удар по министру Ульяне Супрун, родившейся в США.
После митинга, в небольшом кругу журналистов, она чуть охрипшим голосом скажет, что эта реформа имеет целью «искоренение украинцев» и что такое могли выдумать «лишь враги Украины». По ее словам, нынешняя политика вообще преследует цель «планомерного обезлюживания» Украины. «Нас хотят убрать из нашей собственной страны!» И обменный курс якобы искусственно занижен, а в коридорах Центрального банка уже не услышишь украинскую речь, а только английскую.
Реформа здравоохранения как попытка искоренения населения, политический противник как враг народа — это у нее только слова, или Юлия действительно так думает? «Она в этом убеждена, — говорит один киевский политолог, который знает Тимошенко, но не пожелал быть названным. — И в этом таится большая опасность».
Тимошенко — популист, бескомпромиссный и радикальный, и это нравится ее сторонникам. «Они живут скорее в деревне, чем в городе, скорее старые, чем молодые, скорее бедные, чем богатые», — говорит Алексей Мустафин, медиа-консультант Тимошенко. Но элитам она внушает страх, и, вероятно, именно этот страх не дал ей победить в 2010 году в схватке с Виктором Януковичем, представителем донецкого клана.
«Большинство олигархов было тогда за Януковича, — говорит политолог Владимир Фесенко. — Они опасались, что Тимошенко более авторитарна и менее склонна к компромиссам. Позднее они раскаялись в своем выборе». По его словам, сегодня между олигархами нет консенсуса. Один из них, Игорь Коломойский, в числе спонсоров Тимошенко.
В 2010 году Тимошенко проиграла Януковичу с минимальным перевесом голосов. Она дорого заплатила за свое поражение: два с половиной года предводительница оппозиции провела в тюрьме. Предлогом для ареста и заключения стал невыгодный газовый контракт, который она как премьер-министр заключила с Россией. Тимошенко стала самым высокопоставленным политзаключенным Европы.
Американский политконсультант Януковича Пол Манафорт (Paul Manafort) старался в то время очернить Юлию в глазах Запада — «plant some stink on Tymo» (англ. «планируют навесить на Тимо что-нибудь дурно пахнущее»), как он это называл. Недавно Манафорт попал в поле зрения американского спецпрокурора Роберта Мюллера в Вашингтоне, и эта внутренняя информация всплыла на поверхность.
Вообще-то, свержение Януковича в 2014 году должно было бы стать победой Тимошенко, ведь она была самой его известной жертвой. Но такого ощущения не возникло. 21 февраля президент бежал из столицы, а уже на следующий день Тимошенко выступила на киевском Майдане. Но вместо победительницы все увидели женщину в инвалидной коляске, пытавшуюся овладеть собой и не понимавшую настроение чужой для нее толпы.
Бенефициарами революции стали другие: прежде всего Порошенко, победивший ее на президентских выборах с огромным отрывом. А на парламентских выборах той же осенью ее партия «Батькивщина» стала самой маленькой фракцией. Соратники и друзья покинули ее.
Григорий Немыря, ее старый товарищ и консультант по внешнеполитическим вопросам, знает об этом немало. В тот день 22 февраля он стоял за инвалидной коляской Тимошенко на трибуне. Он же был одним из немногих людей, посещавших ее в заключении. Как он рассказывает, их было трое из руководства партии, во время разговоров в тюрьме они шептали слова друг другу в уши и вдобавок к этому постукивали по столу Юлиным деревянным пеналом для карандашей, чтобы надзирательница ничего не могла услышать.
«Сегодня из нас троих с Юлией остался только я», — говорит он. Двое других основали собственную партию и поддержали Порошенко.
Он стал президентом с большими обещаниями — хотел окончить войну на Востоке за две недели, победить коррупцию, оставить свою бизнес-империю. Но война продолжается, коррупция процветает, а Порошенко как был, так и остается бизнесменом. Украина превратилась в самую бедную страну Европы, национальная валюта потеряла половину стоимости.
Но нельзя во всем винить только Порошенко. По сравнению со своими предшественниками он не такой уж плохой президент, особенно во внешней политике. Возможно, он лучшее, что могла произвести старая система. Но избиратели хотят не лучшее из старого. Они хотят чего-то нового.
Тимошенко образца 2019 года — в определенной степени новое и старое в одном лице. Немыря говорит, что в заключении она выросла как политик. «Она сейчас мыслит более стратегически».
Еще за год до объявления выборов она начала собирать большие форумы, на которых обсуждались конституционные вопросы, проблемы политики в области безопасности и общественной жизни. Сейчас у нее есть детальная предвыборная программа, что необычно для Украины. Она хочет перестроить всю систему, в которой сильный президент и сильный парламент постоянно блокируют друг друга. Она любит говорить о «канцлерской республике» и хочет осуществить эту идею еще до парламентских выборов в октябре. Это должно ассоциироваться со стабильностью и сильной женщиной.
Тимошенко опубликовала 400-страничную экономическую стратегию, напоминающую диссертацию, где она прежде всего обрушилась на Национальный банк. Сегодня у нее есть план для всех и вся. Но и со старыми идеями она не рассталась. В первую очередь, она собирается субсидировать цены на газ, что очень нравится избирателям и очень не нравится Международному валютному фонду, от кредитов которого зависит Киев.
Это «путь не в Брюссель, а в Каракас», — предупредил президент Порошенко, сравнив Тимошенко с Чавесом и Мадуро. Порошенко делает ставку в предвыборной борьбе на патриотизм. Он любит появляться на публике в образе главнокомандующего и в некоторых регионах временно ввел военное положение. Он хочет, чтобы в церквях и соборах страны его прославляли как одного из основателей новой национальной церкви, которая впервые за 300 лет стала независимой от Москвы. «Или Порошенко, или Путин» — таков один из его предвыборных слоганов.
Создается впечатление, что он хочет победить с той же стратегией, что используется на Украине при каждых выборах — противопоставлением Востока и Запада. Но после революции на Майдане это кажется абсурдным. Открыто пророссийски настроенные политики больше не имеют ни малейшего шанса на президентство, с тех пор как Россия аннексировала Крым и контролирует части Донбасса. Решением парламента в конституции в качестве цели было внесено членство страны в НАТО. За это проголосовали 334 депутата, против — только 35.
Политический спектр сместился. Поэтому Тимошенко, которую раньше пренебрежительно называли прозападной националисткой, сегодня должна отбиваться от упреков в недостатке патриотизма. Поэтому при регистрации своей кандидатуры на выборы она появилась в окружении военных. «Во внешней политике она вряд ли будет что-то менять», — успокаивает политолог Фесенко.
Еще неизвестно, сумеет ли и она победить во втором туре. Но одно ясно: богатая Юлия Тимошенко идет на выборы не для того, чтобы стать еще богаче.
Как она сказала в Днипро, Фрейд определил три стимула, движущие человеком. «Деньги, слава и секс. Первый и третий меня лично не интересуют. Для меня главное — слава, которую может заслужить политик». Такое о себе могут сказать немногие политики на Украине.
Следующая похожая новость...