Rzeczpospolita (Польша): президентство на Украине, или задача для титана - «Политика»
С Сергеем я познакомился всего несколько минут назад, но он уже без тени смущения выдвигает тезис, который может показаться приезжему весьма спорным: «При Януковиче было лучше».
Водитель такси, на котором я еду из киевского аэропорта, по профессии геолог, но когда два года назад у него родилась дочь, ему пришлось забыть об амбициях и взяться за одно из тех немногих занятий, которое позволяет человеку, не располагающему связями, заработать в Киеве приличные деньги. Однако это понятие относительное: «Идешь в магазин, ребенок хочет что-нибудь сладкое, например, „Киндер-сюрприз", а ты говоришь, что он слишком дорогой. Куда это годится? Дети должны расти в нормальных условиях».
С обеих сторон скоростной автомагистрали (одной из немногих в стране размером с две Польши) мелькают огромные билборды из совсем другого мира с рекламой огромных, как танк, автомобилей «Ниссан», «Ягуар» и БМВ. Это жестокое напоминание о том, что несмотря на Майдан Украина на самом деле до сих пор остается в руках узкой группы богачей и олигархов, которые не стесняются своего состояния.
© РИА Новости, Евгений КотенкоЖительница Украины«Следующая цель — это создание самодостаточного, сильного, зрелого государства. Этим мы занимаемся сейчас и даже можем обойтись без реальной помощи со стороны ЕС и США. Путин больше всего боится успеха Украины, а я хочу доказать, что у нас сильное государство. Нам нужно заняться охраной границ и разграничительных линий между Украиной и территориями, которые контролирует Россия, нам нужно быть сильными. А потом? Бог знает, когда станет заметен результат: через 5, 10 или 20 лет», — говорил Яценюк, надеясь заняться дальнейшим реформированием Украины.Спустя восемь месяцев премьер, как и большинство его соратников, попрощался с властью. Когда оказалось, что стране больше не грозит опасность, верх вновь взяли интересы олигархов, а амбициозного реформатора Яценюка сменил на посту подчиняющийся Порошенко Владимир Гройсман.
Кремль выжидает
Прогресс есть. Полицейские уже не останавливают водителей под надуманными предлогами, вымогая взятку. Больше не приходится платить во время каждого визита в поликлинику или перед экзаменами, рассказывает мне студент экономического факультета Университета имени Тараса Шевченко Игорь. Мы сидим на Бессарабской площади в одном из ресторанов быстрого питания сети «Пузата хата», специализирующейся на украинской кухне. «Но когда дело касается бизнеса, серьезных предприятий, все выглядит иначе. Там работают прежние схемы», — отмечает мой собеседник.
Действительно, за несколько недель до выборов каждый из тройки фаворитов президентской гонки как-то связан с олигархическими кругами. Соперники Порошенко — это Юлия Тимошенко, заработавшая огромное состояние на торговле газом с Россией, и Владимир Зеленский, за которым стоит один из самых богатых украинцев — Игорь Коломойский.
Улицы столицы украшают также портреты других кандидатов. Предвыборных афиш, расклеенных волонтерами, практически нет: большинство плакатов заказаны заранее предвыборными штабами и размещены за стеклом на остановках или на билбордах. «Сила не в словах, а в делах», — кричат красные буквы под фотографией мускулистого Виталия Кличко — бывшего боксера-тяжеловеса, а сейчас мэра Киева. «Единственный шанс на изменения», — уверяет с другого плаката львовский градоначальник Андрей Садовый. Люди равнодушно проходят мимо, будто бы не питая иллюзий, что за этими словами скрывается нечто реальное.
И все же Украине удалось добиться чего-то, что кажется на постсоветском пространстве (если не принимать во внимание крошечные страны Балтии) невероятным: как бы ни были велики усталость и разочарование общества, я не услышал ни от одного из собеседников в Киеве, что исход выборов предрешен заранее. Несмотря на то что СМИ в основном находятся под контролем олигархов, а у многих депутатов есть свои богатые покровители, Украина остается демократическим государством, и это сильно ограничивает поле для маневра России.
«Захват Крыма и война в Донбассе привели к тому, что украинское общество стало видеть в Москве врага. Президента, который попытался бы открыто продвигать российские интересы, ждал бы бунт, новый майдан или даже отставка», — говорит Андреас Умланд.
Именно на этой национальной струне пытается сейчас играть Порошенко. Он переодевается в полевую форму и охотно позирует с солдатами на фоне государственных флагов или фотографируется со священниками, которым благодаря его усилиям удалось недавно преодолеть зависимость от Москвы. Президентский предвыборный лозунг «томос для Украины» отсылает к решению Патриарха Константинопольского, благодаря которому Киев может сейчас заняться созданием независимой Церкви. Но отзовутся ли эти слова в сердцах украинцев?
Роль основного религиозного центра играет возвышающаяся на берегу Днепра Киево-Печерская лавра. Запасшиеся свечами люди углубляются в узкие коридоры, в которых с обеих сторон за стеклом лежат мощи святых — из-под облачения видны кисти их рук.
Народа в зимний день здесь мало, большинство посетителей — туристы. Украинское общество семь десятилетий жило при коммунизме, так что вера вряд ли повлияет на результат предстоящих выборов.
Тимоти Эш уверен: несмотря на то, что украинцы относятся к России враждебно, Владимир Путин еще не попрощался с идеей вернуть Украину в орбиту влияния Кремля, тем более что сейчас нет никаких перспектив на ее вступление в ЕС, а тем более в НАТО. У нового президента будет, возможно, последний шанс поставить свою страну на ноги, прежде чем Москва еще раз предпримет попытку ее покорить. К сожалению, пока непонятно, кто из кандидатов способен проделать эту титаническую работу.
Следующая похожая новость...