Кровь из лапы. Как животные становятся донорами крови - «Политика»
Животным тоже нужны доноры. Но найти донора собаке или кошке труднее, чем человеку. Часто ветеринарам приходится брать кровь у собственных животных, чтобы спасти пациентов. АиФ.ru узнал, как устроена система донорства для кошек и собак.
«Кровь собаки должна переливаться собаке, а кошки — кошке. Но есть такое понятие как ксеногемотрансфузия — межвидовое переливание. Если врач сталкивается с ситуацией, когда пациент-кошка без переливания скоро погибнет, то один раз ей можно перелить кровь собаки. В моей практике было два таких пациента. Одному из них, кошке Нюше, была перелита кровь моей собаки Нобеля».
Особенность межвидового переливания в том, что эритроциты от донора гибнут в организме реципиента через 2-3 дня, но в некоторых случаях даже этих дней может хватить, чтобы успеть найти донора этого же вида.
«Если бы Нюше не перелили кровь в течение часа, то она бы погибла. Конечно, ксеногемотрансфузия — это риск, но если он оправдан и повышает шансы на выживание, то это надо делать. Для кого-то это чудо, а для нас — работа».
Животному выходной не нужен
Чаще всего пациенты, которым нужно переливание, поступают с травмами или отравлениями.
«Отраву для крыс или мышей может съесть кошка или собака, и тогда у животного нарушается свёртываемость крови. Как следствие образуется кровотечение, которое сложно контролировать» — объясняет ветеринар. Перелить кровь такому пациенту нужно как можно скорее, счет идет на минуты.
Многие, даже те, кто никогда не становился донором, знают, как происходит забор крови: человек полулежит в кресле, а из его вены на руке идёт забор. У животных этот процесс отличается.
«Кровь у донора берётся из ярёмной вены. Она расположена на шее. Это самый крупный сосуд, доступный для пункции. Из вен конечностей вариант не очень хороший, так как там сосуды небольшие. Это значит, что диаметр иглы, которую можно ввести, тоже будет небольшой, а это приведёт к поломке эритроцитов. Когда они проходят через узкий диаметр иглы, они травмируются, ценность этой крови снижается».
Во время забора крови донора погружают в медикаментозный сон. Это делается, чтобы уменьшить стресс у животного и ускорить процедуру. Затем кровь собирается в специальные пакеты со стабилизаторами. Если производится прямое переливание крови, то перед тем, как реципиент её получит, проводятся тесты на совместимость, выявляется группа крови.
Есть ограничения по весу животного, которое может стать донором. Собака должна быть весом 35-40 кг и больше. Для неё будет безопасно отдать 450 мл крови.
«Это не сказывается на их состоянии, клинических показателях и рабочих качествах», — поясняет Игорь Пасиченко.
Кошек-доноров с весом более 35 кг не бывает, поэтому ветеринары берут кровь у любого здорового животного, у которого нет проблем с весом (то есть не слишком худого, и не перекормленного).
«Как правило, мы сталкиваемся с такой ситуацией, что у нас есть реципиент, которому требуется 60-80 мл крови, а взять у донора можем 40-50. Тогда нужны два донора. Мои два кота весом по 4 кг раз в 3 месяца сдают кровь. Средний забор у них 50-60 мл».
Врач поясняет, что после забора крови животным не требуется особого режима дня или питания. Даже служебные собаки могут в этот же день пойти на работу, если это необходимо.
«Люди-доноры берут выходной в день сдачи не потому, что им плохо, а потому, что это люди. Мало кто откажется от выходного, — говорит Игорь. — Наши пациенты более честны в этом вопросе. Они четко показывают своим поведением, когда им плохо, а когда хорошо. К счастью, врать они не умеют».
Банк крови
В клинике, в которой работает Игорь Пасиченко, есть банк крови собак.
«Это единственный в Перми и, наверное, на Урале банк крови, — поясняет ветеринар, — у нас есть плазма крови, эритроцитарная масса. Её не всегда хватает, но мы стараемся, чтобы она всегда была. При необходимости плазма достается из морозильной камеры, где хранится при ?40°С, размораживается и может вводиться пациенту. Эритроцитарная масса тоже хранится в холодильнике».
Ранее для того, чтобы был запас крови, в клинике приходилось проводить дни донорства, на которые приглашали жителей города с их здоровыми питомцами. Но, к сожалению, особым спросом акция не пользовалась: люди задавали много вопросов, но приводили своих животных нечасто. Тогда в ветклинике придумали кооперацию с их давними друзьями — питомником МВД.
Теперь каждые 3-4 недели по очереди проводится диспансеризация служебных собак. Сначала потенциального донора полностью обследуют, оценивают его состояние. Если животное здорово, и забор крови ему не навредит, то оно становится донором.
«Примерно раз в месяц мы пополняем таким образом банк крови. Как раньше люди целыми цехами ходили на станцию переливания крови, так же и здесь. Если бросить клич в доме: „Давайте сдадим кровь!“, то, наверное, никто не придёт. А в коллективе это органично».
«Владельцы собак более сознательны»
Но не только сотрудники ветклиники и питомника МВД приводят животных на сдачу крови. Еще с десяток владельцев собак при возникшей необходимости немедленно привезут своего питомца-донора. Поэтому с поиском донора для собаки сложностей меньше.
«Понимание, что можно сделать переливание крови и спасти жизнь другому зверю, у владельцев собак несколько выше, чем у владельцев кошек. Наверное, владельцы собак более социализированы, это общая тенденция. Так происходит потому, что они как минимум два раза в день выходят на прогулку, где общаются с другими собаками. Они видят нужды других питомцев, более коммуникабельны и сознательны в этом вопросе».
По словам Игоря Пасиченко, у кошек забор крови технически происходит сложнее, но по статистике именно этим животным кровь требуется чаще. Это связано с физиологией: они чаще испытывают анемию на фоне большего количества заболеваний.
Ветеринар надеется, что владельцы домашних животных станут более сознательны и поймут, что нередко их помощь нужна чужим питомцам:
«Гемотрансфузия не так широко распространена, как хотелось бы. У нас нет централизованного банка крови, его ресурсы ограничены. Наш банк поддерживает в первую очередь нужды нашей клиники, но в других клиниках тоже есть пациенты, которым нужна кровь».
Алчный доктор Айболит. Испытано на себе: лечим кошку
К содержанию животного — с ответственностью
«К сожалению, не все четко понимают, заводя животное, что затраты на содержание могут быть несовместимы с возможностями. А в критической ситуации это может иметь решающее значение», — считает Игорь Пасиченко.
Обоих своих котов он взял из клиники после того, как от них отказались владельцы. Одному из них — Кузьме — потребовалось лечение, которое хозяева не были готовы оплатить. Второго кота — Саймона — привезла служба спасения. Он выпал вместе с хозяином из окна и получил травмы, ему даже пришлось удалить хвост. Когда владельцам сообщили, где находится их питомец, они не стали его забирать.
В клинике живёт ещё один кот — Люцифер, он даже стал символом учреждения.
«Его принёс один из сотрудников. У кота была спинальная травма, история этой травмы достоверно не известна. Теперь у кота парализованы задние конечности. Сейчас он живёт в стационаре, очень контактный и общительный».
Так как Люцифер всю жизнь прожил в клинике, он не боится собак, кошек, людей. Он подходит к пациентам, иногда заходит в клетку к крупным собакам, которые лежат в стационаре, и спит рядом с ними.
«Многие думают, что он поддерживает пациента, но я думаю, что он просто бока греет. Достоверно не известно, кошки мемуаров не пишут», — шутит Игорь.
Люцифер тоже несколько раз становился донором. На его счету около десятка спасённых кошачьих жизней.
Следующая похожая новость...