«Нам навязывают роль жертвы». Академик Толочко – об Украине и ее истории - «Политика»
Кто и с какой целью пытается разделить два братских народа, выросших из одного корня, близких по духу, ментальности и вере?
История против Порошенко. Почему Владимир Святой не мог создать Украину?
Русские, украинцы и белорусы когда-то были одним народом, который затем разделился. Я изображаю это в виде древа, в основании которого находятся 12 восточнославянских племён, затем идёт один мощный ствол – Русь, и после он расходится на три ветви. Это Белая Русь, Малая Русь и Великая Русь. Но все они берут начало из одного корня, из единого славянского этноса.
Уверен, нашим далёким предкам и в страшном сне не могло привидеться, что кто-то из их потомков станет украинцем, кто-то – русским, а кто-то – белорусом.
- А уж если бы им зачитали современные украинские учебники…
- Первое, что бросается в глаза при знакомстве с учебными пособиями – нетребовательность их авторов к научности. Совершенно немыслимая! По существу, история в новых учебниках представлена не такой, какой она была, и даже не такой, какой могла быть, а такой, какой её хотят видеть нынешние идеологи.
Так в учебниках появились рассказы о древнейшем украинском государстве «Аратта», которое старше шумерской цивилизации, о становлении украинской монархии в скифское время, заселении славянами Северной Африки и Ближнего Востока. А вот начиная с истории Киевской Руси мифы постепенно утрачивают своё позитивное содержание и превращаются в страшные сказки о невыносимо трудной судьбе Украины, особенно после присоединения к России. Украина изображается колонией России, вечно унижаемой и обижаемой.
Русские, украинцы и белорусы когда-то были одним народом, который затем разделился. Я изображаю это в виде древа, в основании которого находятся 12 восточнославянских племён, затем идёт один мощный ствол – Русь, и после он расходится на три ветви. Это Белая Русь, Малая Русь и Великая Русь.
Пётр Толочко
Когда и где существовали Червонная, Чёрная, Белая и Великая Русь?
Подробнее
«Институт злопамяти»
- Получается, что целому народу навязывают роль жертвы. Как это, на ваш взгляд, отражается на национальном самосознании?
- Это плохая услуга прежде всего самим украинцам. Она формирует у народа негативное историческое самосознание, воспитывает комплекс неполноценности, неуверенности в собственных способностях что-то созидать. Ведь если вы в прошлом не могли сделать ничего достойного, если вас не обижал только ленивый, то откуда возьмётся уверенность, что дальше всё будет по-другому, что у вас есть потенциал для развития?
Земли в подарок. Что Литва, Украина и Польша получили от СССР
Власти на Украине никак не могут понять, что гораздо приятнее ощущать себя созидателями и творцами, чем постоянно унижаемой жертвой. А ведь украинский народ и был созидателем. Мы сотворцы всего того, что на протяжении тысячелетия было на нашей земле. Украинцы, как и русские, творили российскую государственность и культуру. Практически во всех правительствах России, начиная с Елизаветы Петровны, на вторых ролях находились украинцы – например, братья Разумовские, Безбородко, Кочубей... В советское время выходцы с Украины были не только вторыми лицами в государстве, как Ворошилов или Подгорный, но и первыми! Вспомните Хрущёва и Брежнева.
Как же можно утверждать, что это была не наша история? Как можно говорить о колониальном статусе Украины? Где ещё представители угнетённого народа имели такой доступ к управлению страной?!
- Кто же эти люди, которые стряпают новую историю Украины?
- Националистическое безумие проникло практически во все области гуманитарного знания – в историю, этнологию, культуру. Новый социальный заказ вызвал к жизни творческую активность большого числа историков-любителей. Ранее они занимались строительством мостов, проволочным волочением, юриспруденцией и прочими видами деятельности, далёкими от исторической науки.
Как и положено дилетантам, они необычайно активны, сами верят в то, что говорят, и настойчиво убеждают в этом других. Издают книги, выступают в прессе, на телевидении. Их слушают, восторгаются их откровениями и не задумываются о том, почему мостостроитель или волочильщик проволоки делает «открытие» не в той профессиональной области, которой занимался всю жизнь, а в той, где он абсолютный дилетант. Услышав от такого горе-историка, что русский и украинский народы не родственны, а русские, более того, вообще не славяне, слушатели испытывают восторг.
Совершенно невероятные вещи происходят на Украине в области исследования этнической истории. Здесь окопались не просто дилетанты, но и откровенные расисты. Был даже снят фильм, где на основании анализа ДНК неоспоримо доказывается не только исконная европейская древность украинцев, но даже их «арийскость».
И всё это предпринимается исключительно для того, чтобы доказать: украинцы в своём генотипе не имеют ничего общего с русскими.
Власти на Украине никак не могут понять, что гораздо приятнее ощущать себя созидателями и творцами, чем постоянно унижаемой жертвой.
Пётр Толочко
- С этой целью и было создано научное учреждение – Институт национальной памяти?
- Да какое оно научное! Оно к науке вообще никакого отношения не имеет. Это такой департамент при кабинете министров. Я называю его «институт злопамяти». Потому что он много зла приносит Украине, разрывает нашу общность, навязывает всей стране одну ментальность - западноукраинскую. Это ведь они сносят советские памятники. Как бы мы ни относились к советскому прошлому, но это история, в которой жили наши родители, деды и прадеды. Как можно оплёвывать их память? А у нас оплёвывают. И делает это Институт национальной памяти.
Почему Европа не пляшет гопак?
Ради Европы предают родителей
- Вы прежде всего учёный. А получается, что занимаетесь не своим делом - постоянно ведёте борьбу, вступаете в полемику.
- Поймите, я не могу не откликаться на то, что происходит на Украине в последние годы. Уже много лет я пытаюсь как-то образумить и наше общественное мнение, и наших историков, которые очень быстро позабыли, что такое научная истина, и переметнулись к политикам: чего изволите?
Мой сын говорит мне: отец, ты похож на последнего защитника города, который стоит у ворот с распростёртыми руками, а враг уже давно овладел городом и там хозяйничает. Наверное, так оно и есть.
Раньше у меня были какие-то иллюзии. Когда власть на Украине заговорила, что нам нужно сделать свой цивилизационный выбор, я по простоте душевной подумал тогда: наверное, эти люди чего-то не понимают. Ведь цивилизационный выбор был сделан нашими предками, Владимиром Святославичем ещё в Х веке. Мы тогда вошли в византийское содружество наций и прожили в этой идентичности тысячу лет. Создали богатую культуру, литературу и язык. Зачем нам что-то новое? Я думал, что эти ребята, что пришли к власти, не очень-то хорошо образованы, раз не понимают этого. Лишь потом осознал: всё они прекрасно понимают! Просто им поставлена такая задача – изменить нашу украинскую идентичность, нашу ментальность и естество. И они бросают на это все силы.
- Так хотят попасть в Европу?
- Я не против Европы. Раз хотят туда, пусть идут. Но зачем идти туда в качестве врагов России? Почему нас хотят так изменить, чтобы мы сами говорили: «Русские нам не братья, у нас ничего общего с ними нет»? Вот Европе и США это зачем-то нужно. И они заставляют украинские власти в угоду себе предавать свои корни, своих родителей. Пожалуйста, если вам нужно, поддерживайте отношения с Западом, но не такой дорогой ценой!
Мне кажется, что это разрушительно прежде всего для самой Украины. Потому что подспудно не все у нас принимают эту трансформацию. Наверняка в глубине общества зреют силы, которые с этим не согласны. И когда-нибудь они себя проявят. Но ведь это опять приведёт к социальным катаклизмам!
- Могут ли Россия и Украина в ближайшее время найти общий язык?
- Ситуация сложная, напряжённая. Надо искать пути, прощупывать все варианты. Проблема не в том, что политики из Киева ссорятся с политиками из Москвы. Проблема в том, что отчуждаются два народа, которые выросли из одного корня, которые близки по духу, ментальности и вере. Вот это страшно.
Мне кажется, наша задача сегодня – не допустить того, чтобы эти процессы стали необратимыми. Нужно приложить максимум усилий, чтобы на пути будущих поколений не появились такие завалы, которые они не смогут преодолеть. И как бы ни портились отношения между политиками, на уровне культур, на уровне отношений между людьми эту работу надо проводить. И я по мере возможностей стараюсь делать это. Результатом моей работы - может, в чём-то наивной, идеалистической – и стала эта книга.
Следующая похожая новость...