© AP Photo, David McNewКто будет господствовать в 21 веке: Америка или ее соперники? Мы очень часто зацикливаемся на цифрах военных расходов и ВВП. Но демография страны оказывает очень серьезное воздействие на ее способность производить это богатство и обретать эту силу и влияние. Сегодня именно демографические показатели — главное преимущество США над Россией и Китаем, считает американский историк.
Кто будет господствовать в 21 веке: Америка или ее самовластные соперники? Ответ на этот вопрос в равной мере зависит от политики и от демографии. Мы очень часто зацикливаемся на цифрах военных расходов и ВВП, считая их показателями положения Америки в сравнении с Китаем и Россией. Но демографические показатели страны оказывают очень серьезное воздействие на ее способность производить это богатство и обретать эту силу и влияние. А если демография — это действительно судьба, то геополитическое будущее у Америки весьма многообещающее — правда, только в том случае, если Соединенные Штаты сумеют преодолеть те опасности, которые таят в себе демографические перспективы нашего мира.
Население страны во многих отношениях является стержневым корнем ее власти и влияния. Крупное работоспособное население создает людской ресурс для армии. Но намного важнее то, что молодое, увеличивающееся и образованное население представляет собой неистощимый источник экономической производительности, которая лежит в основе других форм международного влияния. При всех прочих равных условиях странам с хорошими демографическими показателями намного проще создавать национальное богатство, чем их конкурентам. Они могут также выделять более существенную долю этого богатства на реализацию геополитических проектов в сравнении с расходами на пенсии и здравоохранение.
Странам с нездоровыми демографическими тенденциями гораздо сложнее сохранять свою конкурентоспособность в сфере экономики, поскольку население у них сокращается, и меньшее количество рабочих вынуждено поддерживать увеличивающуюся армию пенсионеров. Им приходится сталкиваться с трудными социальными проблемами и идти на компромиссы в сфере военных расходов, из-за чего смелые геополитические предприятия становятся им не под силу. Когда демографические проблемы обостряются, они усиливают социально-политическую напряженность, что вызывает серьезную нестабильность. И так уж получилось, что в предстоящие десятилетия соперники Америки наверняка испытают на себе существенную демографическую нагрузку.
Наследием китайской политики одного ребенка стало устойчивое сокращение численности населения, которое будет продолжаться несколько десятилетий. Если в 2017 году население этой страны составляло 1,41 миллиарда человек, то в 2050 году оно сократится до 1,36 миллиарда (это данные, предоставленные ООН). А потом убыль населения еще больше ускорится, и к 2100 году его численность в Китае может составить уже один миллиард. Между тем, число людей пенсионного возраста там резко увеличится, о чем свидетельствуют данные статистики, подготовленные Николасом Эберштадтом (Nicholas Eberstadt) из Института американского предпринимательства (American Enterprise Institute). Если в 2015 году их было 135 миллионов человек, то к 2040 году их количество увеличится почти до 340 миллионов, а численность работоспособного населения уменьшится примерно на 100 миллионов человек.
Такие демографические встряски лягут тяжким бременем на китайскую экономику, поскольку расходы на пенсионеров резко вырастут, а количество производительной рабочей силы пойдет на убыль. Замедление экономического роста в Китае уже налицо, но в будущем оно станет еще более заметным. Долговые проблемы Пекина усилятся, так как вырастут социальные расходы, а проводить политику жесткой экономии будет намного сложнее с политической точки зрения. У китайского правительства будет меньше средств на наращивание военной мощи и на реализацию масштабных геоэкономических проектов, таких как инициатива «Один пояс, один путь». Демографические трудности вполне могут привести к внутренним беспорядкам и потрясениям, поскольку нехватка женщин брачного возраста, проблемы с обеспечением благосостояния пенсионеров и замедление экономического роста станут серьезным испытанием для китайского общественного договора. Мы привыкли думать, что Китай это усиливающаяся держава. Но там начинается демографический спад, который чреват самыми серьезными последствиями.
У России свои собственные проблемы. Сегодня численность населения этой страны составляет около 144 миллионов человек. Но в силу многочисленных факторов, таких как последствия демографического ущерба от Второй мировой войны, низкая рождаемость, низкий уровень иммиграции и довольно небольшая продолжительность жизни, к 2050 году российское население уменьшится до 119 миллионов человек. Если сегодня численность работоспособного населения составляет 60%, то к тому же времени оно уменьшится до менее чем 50%. Это еще больше усугубит долговременный экономический спад. Последствия понятны уже сегодня. Россия столкнется с очень трудным выбором. Собственно, выбора у нее не будет вообще. Ей придется тратить свои скудные ресурсы на пенсии по старости, провоцируя тем самым политические волнения из-за мер по затягиванию поясов. Благодаря ядерному оружию и способности вести хитрую информационную войну Москва останется в игре, но геополитический потенциал России будет постоянно ослабевать.
Соединенные Штаты в сравнении с этими странами выглядят очень даже неплохо. Благодаря весьма неплохой рождаемости и высокому уровню иммиграции население Америки увеличится с 324 миллионов в 2017-м до 390 миллионов в 2050 году. Из-за выхода поколения «беби-бума» на пенсию американское общество существенно постареет, и соотношение между пенсионерами и работоспособным населением к 2060 году почти удвоится. Но в целом рост населения будет сглаживать последствия таких изменений, и нагрузка, которую испытает на себе Америка, будет намного меньше, чем у ее конкурентов. Исследовательский центр РЭНД (RAND Corporation) в своем исследовании пришел к следующему выводу: «Если не случится какая-нибудь катастрофа, Соединенные Штаты сохранят те демографические и экономические ресурсы, которые позволят ей оставаться незаменимой нацией как минимум до 2050 года».
Если США удержат свои позиции в соперничестве с Россией и Китаем в ближайшей и среднесрочной перспективе, то долгосрочная перспектива для Америки сложится весьма многообещающая. Но есть три опасности демографического характера, которые США необходимо учитывать.
Во-первых, если Америка через три десятилетия будет в весьма неплохой демографической ситуации, то у многих ее традиционных союзников положение сложится гораздо хуже. У важных партнеров США, таких как Япония, Германия и многие западноевропейские страны, население будет стареть и уменьшаться. В первую очередь это касается Японии. Численность ее населения по прогнозам должна сократиться со 127 миллионов в 2017 году до 109 миллионов в 2050-м. Она будет сокращаться и далее. В результате важнейшие альянсы Америки в будущем станут приносить ей намного меньше пользы, чем сегодня. Из-за этого США надо будет уделять гораздо больше внимания укреплению связей с Индией, чье население увеличится с 1,3 миллиарда в 2017 году до 1,7 миллиарда в 2050-м.
Во-вторых, демографическое будущее у Америки не такое прочное, как показывают цифры прогнозов и статистики. Рост численности населения очень сильно зависит от скрытого и недооцененного преимущества США, каким является иммиграция. Но если судить по сегодняшним тенденциям, то Соединенные Штаты легко могут промотать свои демографические преимущества, если в стране будут введены драконовские ограничения для иммигрантов, или если она просто разрушит свою репутацию государства, приветствующего и радушно принимающего амбициозных иностранцев. Далее, если доля иммигрантов будет увеличиваться, а доля белого населения продолжит сокращаться, усилится и получит распространение ксенофобия и политика расизма. Если США хотят сохранить свои демографические преимущества, им придется искать золотую середину между двумя противоречащими друг другу императивами: обновлением населения за счет иммиграции и сохранением социально-политической стабильности.
В-третьих, США столкнутся с проблемой убыли населения в странах-соперницах, которые от этого могут прийти в отчаяние. Мы часто думаем, что усиливающиеся державы ведут себя агрессивно. Но державы в состоянии упадка могут вести себя еще более агрессивно. В истории есть множество тому примеров. Скажем, это Германия накануне Первой мировой войны, решившая пойти на огромный геополитический риск, считая, что благоприятные возможности у нее заканчиваются.
Если лидеры Китая и России посчитают, что будущее у их стран мрачное и безнадежное, они могут повести себя более агрессивно, надеясь добиться определенных успехов, пока им это еще по силам. Из-за такой динамики возрастет степень вероятности и опасности кризисов с участием Тайваня, прибалтийских государств и прочих горячих точек. По этой причине американскому политическому руководству надо поддерживать на должном уровне свои вооруженные силы и прочие преимущества, помогающие сдерживать ревизионистов и избегать ненужных провокационных действий, ставящих Москву и Пекин в положение «сейчас или никогда». Демография в конечном итоге поможет США одержать верх в соперничестве с Китаем и Россией, но в то же время она может сделать это соперничество еще более опасным.
Содержание статьи может не отражать точку зрения редакции, компании Bloomberg LP и ее собственников.
© AP Photo, David McNewКто будет господствовать в 21 веке: Америка или ее соперники? Мы очень часто зацикливаемся на цифрах военных расходов и ВВП. Но демография страны оказывает очень серьезное воздействие на ее способность производить это богатство и обретать эту силу и влияние. Сегодня именно демографические показатели — главное преимущество США над Россией и Китаем, считает американский историк.Кто будет господствовать в 21 веке: Америка или ее самовластные соперники? Ответ на этот вопрос в равной мере зависит от политики и от демографии. Мы очень часто зацикливаемся на цифрах военных расходов и ВВП, считая их показателями положения Америки в сравнении с Китаем и Россией. Но демографические показатели страны оказывают очень серьезное воздействие на ее способность производить это богатство и обретать эту силу и влияние. А если демография — это действительно судьба, то геополитическое будущее у Америки весьма многообещающее — правда, только в том случае, если Соединенные Штаты сумеют преодолеть те опасности, которые таят в себе демографические перспективы нашего мира. Население страны во многих отношениях является стержневым корнем ее власти и влияния. Крупное работоспособное население создает людской ресурс для армии. Но намного важнее то, что молодое, увеличивающееся и образованное население представляет собой неистощимый источник экономической производительности, которая лежит в основе других форм международного влияния. При всех прочих равных условиях странам с хорошими демографическими показателями намного проще создавать национальное богатство, чем их конкурентам. Они могут также выделять более существенную долю этого богатства на реализацию геополитических проектов в сравнении с расходами на пенсии и здравоохранение. Странам с нездоровыми демографическими тенденциями гораздо сложнее сохранять свою конкурентоспособность в сфере экономики, поскольку население у них сокращается, и меньшее количество рабочих вынуждено поддерживать увеличивающуюся армию пенсионеров. Им приходится сталкиваться с трудными социальными проблемами и идти на компромиссы в сфере военных расходов, из-за чего смелые геополитические предприятия становятся им не под силу. Когда демографические проблемы обостряются, они усиливают социально-политическую напряженность, что вызывает серьезную нестабильность. И так уж получилось, что в предстоящие десятилетия соперники Америки наверняка испытают на себе существенную демографическую нагрузку. Наследием китайской политики одного ребенка стало устойчивое сокращение численности населения, которое будет продолжаться несколько десятилетий. Если в 2017 году население этой страны составляло 1,41 миллиарда человек, то в 2050 году оно сократится до 1,36 миллиарда (это данные, предоставленные ООН). А потом убыль населения еще больше ускорится, и к 2100 году его численность в Китае может составить уже один миллиард. Между тем, число людей пенсионного возраста там резко увеличится, о чем свидетельствуют данные статистики, подготовленные Николасом Эберштадтом (Nicholas Eberstadt) из Института американского предпринимательства (American Enterprise Institute). Если в 2015 году их было 135 миллионов человек, то к 2040 году их количество увеличится почти до 340 миллионов, а численность работоспособного населения уменьшится примерно на 100 миллионов человек. Такие демографические встряски лягут тяжким бременем на китайскую экономику, поскольку расходы на пенсионеров резко вырастут, а количество производительной рабочей силы пойдет на убыль. Замедление экономического роста в Китае уже налицо, но в будущем оно станет еще более заметным. Долговые проблемы Пекина усилятся, так как вырастут социальные расходы, а проводить политику жесткой экономии будет намного сложнее с политической точки зрения. У китайского правительства будет меньше средств на наращивание военной мощи и на реализацию масштабных геоэкономических проектов, таких как инициатива «Один пояс, один путь». Демографические трудности вполне могут привести к внутренним беспорядкам и потрясениям, поскольку нехватка женщин брачного возраста, проблемы с обеспечением благосостояния пенсионеров и замедление экономического роста станут серьезным испытанием для китайского общественного договора. Мы привыкли думать, что Китай это усиливающаяся держава. Но там начинается демографический спад, который чреват самыми серьезными последствиями. У России свои собственные проблемы. Сегодня численность населения этой страны составляет около 144 миллионов человек. Но в силу многочисленных факторов, таких как последствия демографического ущерба от Второй мировой войны, низкая рождаемость, низкий уровень иммиграции и довольно небольшая продолжительность жизни, к 2050 году российское население уменьшится до 119 миллионов человек. Если сегодня численность работоспособного населения составляет 60%, то к тому же времени оно уменьшится до менее чем 50%. Это еще больше усугубит долговременный экономический спад. Последствия понятны уже сегодня. Россия столкнется с очень трудным выбором. Собственно, выбора у нее не будет вообще. Ей придется тратить свои скудные ресурсы на пенсии по старости, провоцируя тем самым политические волнения из-за мер по затягиванию поясов. Благодаря ядерному оружию и способности вести хитрую информационную войну Москва останется в игре, но геополитический потенциал России будет постоянно ослабевать. Соединенные Штаты в сравнении с этими странами выглядят очень даже неплохо. Благодаря весьма неплохой рождаемости и высокому уровню иммиграции население Америки увеличится с 324 миллионов в 2017-м до 390 миллионов в 2050 году. Из-за выхода поколения «беби-бума» на пенсию американское общество существенно постареет, и соотношение между пенсионерами и работоспособным населением к 2060 году почти удвоится. Но в целом рост населения будет сглаживать последствия таких изменений, и нагрузка, которую испытает на себе Америка, будет намного меньше, чем у ее конкурентов. Исследовательский центр РЭНД (RAND Corporation) в своем исследовании пришел к следующему выводу: «Если не случится какая-нибудь катастрофа, Соединенные Штаты сохранят те демографические и экономические ресурсы, которые позволят ей оставаться незаменимой нацией как минимум до 2050 года». Если США удержат свои позиции в соперничестве с Россией и Китаем в ближайшей и среднесрочной перспективе, то долгосрочная перспектива для Америки сложится весьма многообещающая. Но есть три опасности демографического характера, которые США необходимо учитывать. Во-первых, если Америка через три десятилетия будет в весьма неплохой демографической ситуации, то у многих ее традиционных союзников положение сложится гораздо хуже. У важных партнеров США, таких как Япония, Германия и многие западноевропейские страны, население будет стареть и уменьшаться. В первую очередь это касается Японии. Численность ее населения по прогнозам должна сократиться со 127 миллионов в 2017 году до 109 миллионов в 2050-м. Она будет сокращаться и далее. В результате важнейшие альянсы Америки в будущем станут приносить ей намного меньше пользы, чем сегодня. Из-за этого США надо будет уделять гораздо больше внимания укреплению связей с Индией, чье население увеличится с 1,3 миллиарда в 2017 году до 1,7 миллиарда в 2050-м. Во-вторых, демографическое будущее у Америки не такое прочное, как показывают цифры прогнозов и статистики. Рост численности населения очень сильно зависит от скрытого и недооцененного преимущества США, каким является иммиграция. Но если судить по сегодняшним тенденциям, то Соединенные Штаты легко могут промотать свои демографические преимущества, если в стране будут введены драконовские ограничения для иммигрантов, или если она просто разрушит свою репутацию государства, приветствующего и радушно принимающего амбициозных иностранцев. Далее, если доля иммигрантов будет увеличиваться, а доля белого населения продолжит сокращаться, усилится и получит распространение ксенофобия и политика расизма. Если США хотят сохранить свои демографические преимущества, им придется искать золотую середину между двумя противоречащими друг другу императивами: обновлением населения за счет иммиграции и сохранением социально-политической стабильности. В-третьих, США столкнутся с проблемой убыли населения в странах-соперницах, которые от этого могут прийти в отчаяние. Мы часто думаем, что усиливающиеся державы ведут себя агрессивно. Но державы в состоянии упадка могут вести себя еще более агрессивно. В истории есть множество тому примеров. Скажем, это Германия накануне Первой мировой войны, решившая пойти на огромный геополитический риск, считая, что благоприятные возможности у нее заканчиваются. Если лидеры Китая и России посчитают, что будущее у их стран мрачное и безнадежное, они могут повести себя более агрессивно, надеясь добиться определенных успехов, пока им это еще по силам. Из-за такой динамики возрастет степень вероятности и опасности кризисов с участием Тайваня, прибалтийских государств и прочих горячих точек. По этой причине американскому политическому руководству надо поддерживать на должном уровне свои вооруженные силы и прочие преимущества, помогающие сдерживать ревизионистов и избегать ненужных провокационных действий, ставящих Москву и Пекин в положение «сейчас или никогда». Демография в конечном итоге поможет США одержать верх в соперничестве с Китаем и Россией, но в то же время она может сделать это соперничество еще более опасным. Содержание статьи может не отражать точку зрения редакции, компании Bloomberg LP и ее собственников.
Следующая похожая новость...