«Это надо живым». Поисковики возвращают из безвестия павших героев ВОВ - «Политика»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 17 24/04/2019
Без вести на войне пропало 2 млн человек.

Возвращенное имя героя
— Многие хотят узнать о судьбе пропавших без вести родных, но не знают, как это сделать. Могут ли в этом помочь поисковики?
— Конечно. Поиск — это не только поле, но ещё и архивы. Если к нам обращается молодой человек, помогаем ему найти информацию. На нашем сайте есть раздел «Установить судьбу солдата», в котором дана инструкция, как и где искать, есть ссылки на сайты и архивы (самые популярные — обобщённые банки данных «Мемориал», «Подвиг народа» МО РФ и др.). Если обращается пожилой человек, не владеющий компьютером, сами включаемся в работу. В мае традиционно откроются наши общественные приёмные, куда можно прийти и оставить заявку на поиск. В прошлом году с 9 мая по 22 июня мы приняли 2,5 тыс. таких запросов. К примеру, к нам обратились родные Тамары Блазомирской, которая убежала на фронт и сгинула. Наши ребята установили, что она служила в 476-м батальоне аэродромного обслуживания, погибла в августе 1942 г. Нашли и место, где похоронена. А было ей всего-то 17 лет, школьница...
— Новые технологии помогают в поиске?
— Записки из солдатских медальонов теперь можно отсканировать и прочитать почти исчезнувший текст. Стала применяться экспертиза ДНК: в Омской обл. скоро будет захоронен стрелок Алексей Писаренко, которого поисковики нашли в Латвии и родственников которого определили по ДНК. Теперь есть Интернет и современные карты, которые можно наложить на старые военные. Опять же, когда я начинала заниматься поиском, у нас не было такого количества открытых архивов Минобороны.
Кстати
«Поисковое движение России» — это 42 тыс. человек всех возрастов в составе 1428 отрядов. Отделения есть в 82 регионах. Поддерживаются связи с поисковиками всех бывших республик СССР. За 6 лет работы участниками движения были подняты останки 120 тыс. солдат и офицеров, установлены 6 тыс. имён.
Как каратели становятся героями
— На заседании оргкомитета «Победа» вы сообщили президенту о проблеме захоронений мирного населения. В чём её суть?
— Этой темой мы, поисковики, напрямую не занимаемся, но постоянно с ней сталкиваемся. Нас просят исследовать места массовой гибели мирного населения. На Ставрополье зовут поднять 300 гражданских, вывезенных из блокадного Ленинграда, расстрелянных и сброшенных в нефтяную скважину. В Новгородской обл. известны два места, куда во время оккупации сгоняли людей и системно уничтожали. У деревни Жестяная Горка лежит больше 5 тыс. человек, рядом с Чёрной — больше 3 тыс.
А знаете, сколько «хатыней» было на нашей земле? В Воронежской обл. с июля 1942 г. по январь 1943 г. было создано 50 концлагерей для военнопленных и местного населения. На территории Сталинградской — около 40, в Курской — 37, в Новгородской — более 50. Что-то узнаём из рассекреченных документов Центрального архива Минобороны, что-то — от жителей. Но сделать ничего не можем: закон об увековечении памяти погибших при защите Отечества, регламентирующий наши действия, распространяется только на военнослужащих. Но, уверена, этот вопрос можно достойно решить.
Орден в каблуке. Поисковики о том, как возвращают имена погибшим воинам
Подробнее
Недавно мы начали проект «Без срока давности». Чтобы люди знали о зверствах оккупантов и помнили, что гибли на той страшной войне не только военные. При этом многие исполнители карательных акций избежали наказания. Более того — они становятся символом новой волны «пересмотра» итогов Второй мировой. Детоубийцы из 20-й эстонской дивизии, Латышского добровольческого легиона СС, 14-й украинской дивизии «Галичина» теперь слывут борцами с большевистским режимом. Они воспеваются в шествиях молодых националистов, которых, как когда-то их сверстников-немцев, охмурили идеями национального превосходства. Эти шествия стали частью госполитики некоторых стран, которые, похоже, напрочь забыли, к чему привело бездействие их бабушек и дедушек в 30-е гг. ХХ века.
Следующая похожая новость...