Крылатый эрос революции. Как работали «половые заповеди пролетариата» - «Политика» » «Новости Дня»
Ева
Опубликовано: 03:15, 01 мая 2019
Политика

Крылатый эрос революции. Как работали «половые заповеди пролетариата» - «Политика»

{short-story limit="540"}
Крылатый эрос революции. Как работали «половые заповеди пролетариата» - «Политика»
Статья из газеты:
Еженедельник "Аргументы и Факты" № 17 24/04/2019

В 1924 году в брошюре «Революция и молодёжь» была опубликована статья «Двенадцать половых заповедей революционного пролетариата», вызвавшая большой резонанс в обществе.



Крылатый эрос революции. Как работали «половые заповеди пролетариата» - «Политика»


Крылатый Эрос. Почему нынешние феминистки ненавидят Александру Коллонтай
Пролетарская половая реформа коснулась и подростков. В созданной в 1924 г. Образцовой трудовой коммуне для беспризорных в Болшеве среди воспитанников практиковались «сексуальные опыты». В отчёте о работе коммуны говорилось, что совместная половая жизнь отвлекает коммунаров от противоправных поступков и дурных настроений. По одной из версий, в проекте первого устава Российского коммунистического союза молодёжи (РКСМ) был даже такой пункт: «Каждая комсомолка обязана отдаться любому комсомольцу по первому требованию, если он регулярно платит членские взносы и занимается общественной работой».

В 1923 г. не меньше половины родившихся детей появились на свет вне брака. Сам процесс регистрации брака и развода занимал всего несколько минут, но позднее Кодекс законов о браке донельзя упростил и этот процесс — приравнял незарегистрированный брак к законному. В связи с чем пролетарский поэт Демьян Бедный не преминул заметить: «На кой же нам чёрт регистрировать брак, если можно и так».



«Я теперча Сенина»



Автор вышедшей 95 лет назад статьи «Двенадцать половых заповедей революционного пролетариата» советский психиатр А. Залкинд попытался хоть как-то упорядочить разгулявшуюся сексуальную жизнь в СССР. Помимо тезисов о недопустимости начала ранней половой жизни, половых извращений и частой смены партнёров в ней говорилось и о том, что подбор товарища по постели должен строиться «по линии классовой, революционно-пролетарской целесообразности». Неслучайно примерно в одно время со статьёй появился и агитплакат на эту тему, изображающий счастливую девушку в красной косынке под руку с парнем в пиджаке с красным бантом. В сторонке — растерянный отставленный кавалер, а подпись гласит: «Я теперча не твоя, я теперча Сенина: он меня в совет водил слушать речи Ленина».



Главная идея в «заповедях» звучала так: «Класс в интересах революционной целесообразности имеет право вмешаться в половую жизнь своих сочленов. Половое должно во всём подчиняться классовому, ничем последнему не мешая, во всём его обслуживая». Идеологи такого подхода всерьёз утверждали, что половое влечение к классово враждебному объекту является таким же извращением, как и половое влечение человека к крокодилу или орангутангу.






Дочь революции: Александра Коллонтай предпочитала мужчин моложе себя
А вот появление в то время на улицах СССР совершенно голых людей извращением не считалось. Люди эти принадлежали к обществу «Долой стыд!» и громогласно заявляли, что стыд — тоже пережиток проклятого прошлого. Причём ссылались «голыши» на идеи дарвинизма: человек, мол, произошёл от обезьяны, значит, люди — животные, а животные одежду не носят. Случалось, в демонстрациях общества принимали участие сотни человек, а одну из них в Москве возглавлял член ЦК, большевик со стажем Карл Радек. Реакция публики на подобные демонстрации была неоднозначной. По воспоминаниям современников, в большинстве своём прохожие надрывались от смеха, особенно их веселили барышни, которым из одежды кроме ленты с надписью «Долой стыд!» дозволялись кокетливые шляпки и маленькие дамские сумочки. Мальчишки со свистом бежали за голыми демонстрантами, старухи крестились и плевали в сторону «нудистов». Милиция была в растерянности, но идеологически подкованных демонстрантов не трогала. Так продолжалось до той поры, пока нарком здравоохранения Николай Семашко не дал публичные разъяснения, что хождение по улицам голыми не означает революционности и не содействует нравственности. Он призвал немедленно прекратить это безобразие, и, если нужно, репрессивными мерами.

С началом индустриализации власть взяла курс на ужесточение норм социальной жизни, в том числе и в интимной сфере. Вскоре на смену сексуальной свободе первых послереволюционных лет пришёл и утвердился своеобразный социалистический аскетизм. Даже сам факт официального развода морально осуждался и мог существенно помешать карьере коммуниста и комсомольца.


Статья из газеты: Еженедельник

Следующая похожая новость...
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)