Позорный финал: почему «Евровидение» и шоу-бизнес на Украине зависимы от политики (Depo, Украина) - «Общество» » «Новости Дня»
Edgarpo
Опубликовано: 15:51, 01 марта 2019
Общество

Позорный финал: почему «Евровидение» и шоу-бизнес на Украине зависимы от политики (Depo, Украина) - «Общество»

Автор, размышляя об отказе Украины посылать своего представителя на «Евровидение», отмечает, что в стране начали политизировать шоу-бизнес еще в 2014 году. И если украинские организаторы конкурса сталкиваются с «неправильным» мировоззрением артиста, им это кажется рискованным для имиджа страны. А времени «перепрошить» таких артистов и научить их родину любить просто нет…
Позорный финал: почему «Евровидение» и шоу-бизнес на Украине зависимы от политики (Depo, Украина) - «Общество»
© European Broadcasting Union/Andres Putting Автор, размышляя об отказе Украины посылать своего представителя на «Евровидение», отмечает, что в стране начали политизировать шоу-бизнес еще в 2014 году. И если украинские организаторы конкурса сталкиваются с «неправильным» мировоззрением артиста, им это кажется рискованным для имиджа страны. А времени «перепрошить» таких артистов и научить их родину любить просто нет…

Украина отказалась от участия в «Евровидении». Фейсбучные пессимисты предсказывают, что украинцы не поедут на конкурс и в следующем году. Угрозы не беспочвенны. Ведь по оценкам букмекеров, первое место может занять представитель России Сергей Лазарев. Понятно, что выступать в Россию украинцы не поедут.


Ситуация тем более вероятна, что для России схема, когда один и тот же артист сначала занимает место в ТОП-5, а через два года побеждает, уже отработана на истории с Димой Биланом.


Конечно же, двухлетний перерыв — не трагедия. Но стоит осознавать, что непопулярность Евровидения в экономически развитых европейских странах — это миф. То есть, посты вроде «Этот конкурс популярен только у нас и в России, а остальной мир его чуть ли не игнорирует», не имеют под собой почвы.


В частности, в 2018-м шоу просмотрело 186 миллионов телезрителей. Только в Италии за перипетиями конкурса наблюдали 3,4 миллиона. То есть, каждый 18-й итальянец. Или же, например, 2,1 миллиона финнов — чуть меньше, чем половина страны.


Неверен и стереотип, что конкурс смотрят исключительно домохозяйки. 43% аудитории — публика 15-24 лет. Это при том, что в другие дни процент зрителей телеканалов этой возрастной аудитории в 4 раза меньше.


«Евровидение» — действительно неплохая возможность популяризировать музыку страны. Но преимущественно музыку. Не стоит надеяться, что в случае победы украинского артиста фаны конкурса закупятся книгами по истории Украины и вышиванками и начнут копаться в причинах современных событий, как это представляется многим, кто отправляет артиста «достойно представлять страну» и кривится при виде ягодиц балета Марув. Это достаточно простой механизм, отработанный в шоу-бизе десятилетиями: включил шоу, получил эмоции, выключил, забыл.


Именно поэтому группа «Гринджолы» (с укр. деревянные сани. В 2004 году «Гринджолы» получили известность во время «оранжевой революции», записав песню на украинском языке «Вместе нас много — нас не одолеть», которая стала неофициальным гимном сторонников «оранжевых», — прим. ред.), которая должна была порвать Европу, потому что это наше, украинское, про революцию и победу, заняла на конкурсе в 2005-м лишь 19-е место.


Впрочем, на Украине политизируют шоу-бизнес с 2014-го, и с одной стороны, это логично. Ведь пока в стране война, немало вопросов воспринимается болезненно. И если строители, которые ездят зарабатывать на Россию (их количество сократилось, но по информации пограничников в прошлом году страну-агрессора посетили 3 миллиона 725 тысяч украинцев, — пишет 24.ua) — собирательный, а потому абстрактный образ, артисты — это люди, которых знают в лицо и к которым испытывают сильные эмоции. Любовь, которая в случае чего, перерастает в ненависть.


И с этими метаморфозами чувств в украинском шоу-бизнесе и медиапространстве научились неплохо обходиться. Скандалы наращивают рейтинги, и поэтому условная Марув — более выгодный участник, чем «правильная» группа.


В 2016-м шансы Джамалы на победу увеличили, в том числе, скандалы, спровоцированные россиянами. Имя певицы стало чаще мелькать в медиа, поэтому немало фанов решили повнимательнее присмотреться к украинской конкурсантке. Впрочем, тронула сердца зрителей скорее личная трагедия исполнительницы, чем ужасающий политический контекст.


Не секрет, что так работает шоу-бизнес, и вводить правила, которые могли бы снизить уровень напряженности, — не в интересах его менеджмента.


Но скандалы наращивают не только популярность, но и градус тревожности. Ведь становиться мишенью для активистов с дымовыми шашками — слишком рискованный бизнес-ход. Тем более, если речь идет об общественном вещателе. Поэтому в некоторых ситуациях паникерство побеждает. Собственно, именно так произошло в этом году.


«Специальных условий для Марув не существовало. Существовал разговор с ней относительно специальной миссии артиста от Украины. Мы впервые столкнулись с таким мировоззрением артиста, который уже является международным, который хочет ассоциировать себя с музыкой, миром, свободой. И ее интерпретация нам показалась рискованной для страны(…) Не имели времени «перепрошить» кого-то из артистов. И научить их любить Украину», — заявила член правления Национальной общественной телерадиокомпании (НСТУ) Александра Кольцова на пресс-конференции.


Риски, о которых идет речь, представляются слабо. Марув не стала бы уничтожать карьеру на Украине сепаратистскими или «ватными» заявлениями, а слишком глубоко анализировать ее патриотическую позицию в Тель-Авиве не стали бы. В конце концов, на мировоззренческие основы конкурсантов и даже победителей фанатам в основном наплевать. И чтобы на эти принципы обратили внимание, надо хорошенько постараться.


Возможны разве что провокации от российских журналистов. Но к артистке столь легкого жанра и от них вопросов бы не было. Зато сейчас в мире могут запомнить, ведь особо разбираться в нюансах на станут: от нас не будет артиста, потому что в нацотборе победила девушка с какими-то не такими взглядами. Украина сумела все же удивить мир раздутым вниманием к конкурсу, привлечением к нему власть имущих и удивительным окончательным решением.


При этом наивно надеяться, что в НОТУ (Национальное общественное телевидение Украины — прим. ред.) проведут работу над ошибками и следующее «Евровидение», в котором Украина примет участие, пройдет тихо, мирно и немного скучно, как положено художественному конкурсу. Привычка раздувать скандалы и их умело использовать у менеджеров и продюсеров украинского шоу-бизнеса переместилась на уровень рефлекса. И даже если взять себя в руки, унылые рейтинги намекнут: зритель хочет жареного.


Задача же отлучить украинцев от дофаминовой иглы в виде зашкваров пока не стоит. Ведь скандально зависимое общество намного легче ведется на манипуляции. В том числе, политические. Добавим, что политический привкус конкурс имеет не только у нас. В частности, активисты движения Би-ди-эс (BDS), которые выступают против действий Израиля в Палестине, призывают бойкотировать конкурс. «Израиль беззастенчиво использует «Евровидение» как часть официальной стратегии построения бренда государства, которая представляет более симпатичное лицо Израиля и отвлекает внимание от его военных преступлений против палестинцев», — говорится в заявлении организации.


При этом прошлогодняя победительница Нетта Барзилай в интервью Би-би-си поэтически оппонирует: «Когда вы бойкотируете свет, вы распространяете темноту. Я верю в диалог, и верю в протест, давайте его сделаем, но бойкот — это не выход».


© European Broadcasting Union/Andres Putting Автор, размышляя об отказе Украины посылать своего представителя на «Евровидение», отмечает, что в стране начали политизировать шоу-бизнес еще в 2014 году. И если украинские организаторы конкурса сталкиваются с «неправильным» мировоззрением артиста, им это кажется рискованным для имиджа страны. А времени «перепрошить» таких артистов и научить их родину любить просто нет…Украина отказалась от участия в «Евровидении». Фейсбучные пессимисты предсказывают, что украинцы не поедут на конкурс и в следующем году. Угрозы не беспочвенны. Ведь по оценкам букмекеров, первое место может занять представитель России Сергей Лазарев. Понятно, что выступать в Россию украинцы не поедут. Ситуация тем более вероятна, что для России схема, когда один и тот же артист сначала занимает место в ТОП-5, а через два года побеждает, уже отработана на истории с Димой Биланом. Конечно же, двухлетний перерыв — не трагедия. Но стоит осознавать, что непопулярность Евровидения в экономически развитых европейских странах — это миф. То есть, посты вроде «Этот конкурс популярен только у нас и в России, а остальной мир его чуть ли не игнорирует», не имеют под собой почвы. В частности, в 2018-м шоу просмотрело 186 миллионов телезрителей. Только в Италии за перипетиями конкурса наблюдали 3,4 миллиона. То есть, каждый 18-й итальянец. Или же, например, 2,1 миллиона финнов — чуть меньше, чем половина страны. Неверен и стереотип, что конкурс смотрят исключительно домохозяйки. 43% аудитории — публика 15-24 лет. Это при том, что в другие дни процент зрителей телеканалов этой возрастной аудитории в 4 раза меньше. «Евровидение» — действительно неплохая возможность популяризировать музыку страны. Но преимущественно музыку. Не стоит надеяться, что в случае победы украинского артиста фаны конкурса закупятся книгами по истории Украины и вышиванками и начнут копаться в причинах современных событий, как это представляется многим, кто отправляет артиста «достойно представлять страну» и кривится при виде ягодиц балета Марув. Это достаточно простой механизм, отработанный в шоу-бизе десятилетиями: включил шоу, получил эмоции, выключил, забыл. Именно поэтому группа «Гринджолы» (с укр. деревянные сани. В 2004 году «Гринджолы» получили известность во время «оранжевой революции», записав песню на украинском языке «Вместе нас много — нас не одолеть», которая стала неофициальным гимном сторонников «оранжевых», — прим. ред.), которая должна была порвать Европу, потому что это наше, украинское, про революцию и победу, заняла на конкурсе в 2005-м лишь 19-е место. Впрочем, на Украине политизируют шоу-бизнес с 2014-го, и с одной стороны, это логично. Ведь пока в стране война, немало вопросов воспринимается болезненно. И если строители, которые ездят зарабатывать на Россию (их количество сократилось, но по информации пограничников в прошлом году страну-агрессора посетили 3 миллиона 725 тысяч украинцев, — пишет 24.ua) — собирательный, а потому абстрактный образ, артисты — это люди, которых знают в лицо и к которым испытывают сильные эмоции. Любовь, которая в случае чего, перерастает в ненависть. И с этими метаморфозами чувств в украинском шоу-бизнесе и медиапространстве научились неплохо обходиться. Скандалы наращивают рейтинги, и поэтому условная Марув — более выгодный участник, чем «правильная» группа. В 2016-м шансы Джамалы на победу увеличили, в том числе, скандалы, спровоцированные россиянами. Имя певицы стало чаще мелькать в медиа, поэтому немало фанов решили повнимательнее присмотреться к украинской конкурсантке. Впрочем, тронула сердца зрителей скорее личная трагедия исполнительницы, чем ужасающий политический контекст. Не секрет, что так работает шоу-бизнес, и вводить правила, которые могли бы снизить уровень напряженности, — не в интересах его менеджмента. Но скандалы наращивают не только популярность, но и градус тревожности. Ведь становиться мишенью для активистов с дымовыми шашками — слишком рискованный бизнес-ход. Тем более, если речь идет об общественном вещателе. Поэтому в некоторых ситуациях паникерство побеждает. Собственно, именно так произошло в этом году. «Специальных условий для Марув не существовало. Существовал разговор с ней относительно специальной миссии артиста от Украины. Мы впервые столкнулись с таким мировоззрением артиста, который уже является международным, который хочет ассоциировать себя с музыкой, миром, свободой. И ее интерпретация нам показалась рискованной для страны(…) Не имели времени «перепрошить» кого-то из артистов. И научить их любить Украину», — заявила член правления Национальной общественной телерадиокомпании (НСТУ) Александра Кольцова на пресс-конференции. Риски, о которых идет речь, представляются слабо. Марув не стала бы уничтожать карьеру на Украине сепаратистскими или «ватными» заявлениями, а слишком глубоко анализировать ее патриотическую позицию в Тель-Авиве не стали бы. В конце концов, на мировоззренческие основы конкурсантов и даже победителей фанатам в основном наплевать. И чтобы на эти принципы обратили внимание, надо хорошенько постараться. Возможны разве что провокации от российских журналистов. Но к артистке столь легкого жанра и от них вопросов бы не было. Зато сейчас в мире могут запомнить, ведь особо разбираться в нюансах на станут: от нас не будет артиста, потому что в нацотборе победила девушка с какими-то не такими взглядами. Украина сумела все же удивить мир раздутым вниманием к конкурсу, привлечением к нему власть имущих и удивительным окончательным решением. При этом наивно надеяться, что в НОТУ (Национальное общественное телевидение Украины — прим. ред.) проведут работу над ошибками и следующее «Евровидение», в котором Украина примет участие, пройдет тихо, мирно и немного скучно, как положено художественному конкурсу. Привычка раздувать скандалы и их умело использовать у менеджеров и продюсеров украинского шоу-бизнеса переместилась на уровень рефлекса. И даже если взять себя в руки, унылые рейтинги намекнут: зритель хочет жареного. Задача же отлучить украинцев от дофаминовой иглы в виде зашкваров пока не стоит. Ведь скандально зависимое общество намного легче ведется на манипуляции. В том числе, политические. Добавим, что политический привкус конкурс имеет не только у нас. В частности, активисты движения Би-ди-эс (BDS), которые выступают против действий Израиля в Палестине, призывают бойкотировать конкурс. «Израиль беззастенчиво использует «Евровидение» как часть официальной стратегии построения бренда государства, которая представляет более симпатичное лицо Израиля и отвлекает внимание от его военных преступлений против палестинцев», — говорится в заявлении организации. При этом прошлогодняя победительница Нетта Барзилай в интервью Би-би-си поэтически оппонирует: «Когда вы бойкотируете свет, вы распространяете темноту. Я верю в диалог, и верю в протест, давайте его сделаем, но бойкот — это не выход».

Следующая похожая новость...
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)

      
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика