Выбери красную таблетку, Нео. Что сделало «Матрицу» культовым фильмом - «Происшествия»
31 марта 1999 года в прокат вышла «Матрица» — снятая тогда еще братьями Вачовски антиутопия о нереальном мире, в котором людей используют как батарейки, а Избранный может уклоняться от пуль.
Роли-убийцы. Роковые фильмы известных актёров
Для конца 90-х сюжет о несоответствии наблюдаемого мира реальному положению дел был, мягко говоря, не новым, причем работа над несколькими проектам велась чуть ли не одновременно. В 1998-м вышло сразу два фильма на эту тему. В «Шоу Трумана» персонаж, сыгранный Джимом Керри, внезапно выяснял, что живет в придуманном мире, а его жизнь является материалом для телевизионного шоу. В «Темном городе» Алекса Пройаса главный герой обнаруживал, что за необычными странностями стоят инопланетяне, которые ведут изучение человеческой души.
В воровство идей в данном случае не верится совсем, и дело тут не в том, что иски по поводу плагиата так и не были поданы. Это все же разные фильмы с разной судьбой. «Шоу Трумана» оказалось символом бесконечно расплодившихся реалити-шоу, «Темный город», по большому счету, забылся вскоре после выхода в прокат. А вот «Матрицу» ждала совсем иная судьба.
Что такое «Матрица»?
Не существует однозначных ответов на вопросы о том, почему «Матрица» стала хитом проката ($464 млн во всем мире) или почему она перешла в культовый статус. Отсылки к Библии, скорее, затрудняют понимание этого феномена, чем облегчают его понимание. Причем почти ничто не способствовало успеху картины. В тот год все готовились снова встретиться с вселенной «Звездных войн» (Джордж Лукас выпускал «Скрытую угрозу»), и от новичков, которые сняли нечто под математическим названием, откровений не ждали.
Напрасно. Это «Скрытая угроза» стала разочарованием для фанатов, а вот «Матрица», похоже, попала и во время, и в аудиторию. Конец 90-х – самый разгар всеобщей компьютеризации, пузырь доткомов в США надувался на радость инвесторам в новую отрасль, а возможности компьютеров казались безграничными. И на все это наслаивается фильм Вачовски с его мессианским духом, относительно простой философией и качественно снятым экшеном.
С позиций дня сегодняшнего именно спецэффекты «Матрицы» вызывают наибольшее восхищение – хотя за прошедшие два десятка лет их применяли (и пародировали) во множестве фильмов. Приемы замедленной съемки, облет камерами застывших в воздухе героев, масштабные боевые сцены с толпами Смитов – все это, разумеется, применялось и раньше. Но не в такой концентрации.
После «Матрицы»
Превращение «Матрицы» в культовый фильм – это понятно. Но одновременно и Вачовски как-то вдруг стали одними из самых значимых фигур в американской киноиндустрии. Теперь они не добивались реализации своих проектов, а могли выбирать. Правда, выбор оказался, пожалуй, не слишком впечатляющим. Два продолжения «Матрицы» — «Перезагрузка» и «Революция» — хоть и неплохо заработали в прокате, но оставили у фанатов первого фильма сложное послевкусие.
Антиутопия (и скомканная экранизация комикса) «V — значит вендетта» почти провалился, а адаптация аниме-сериала «Спиди-гонщик» — просто провалилась, без всяких «почти». Масштабный проект по экранизации романа «Облачный атлас» тоже не окупил затраты на производство, а фантастический боевик «Восхождение Юпитер» заслужил разгромную критику, которая только добавила горечи к финансовой катастрофе. На все эти неудачи наложились операции по смене пола и медленное превращение братьев в сестер.
Правда, уже с 2015-го сестры Вачовски, можно сказать, почти реабилитировались. Они сняли весьма удачный сериал «Восьмое чувство», который показывал онлайн-сервис Neflix. Получится ли из этого сотрудничества нечто большее – покажет время. Но хотелось бы надеяться, что Вачовски не решатся по старой памяти сделать ремейк «Матрицы». Киану Ривз, конечно, до сих пор играет в боевиках, но вряд ли он осилит роль молодого хакера.
Следующая похожая новость...