100 часов до поражения. Готов ли Петр Порошенко к капитуляции? - «Происшествия»
Ключевое решение, которое предстоит принять Порошенко в ближайшие дни – признает ли он свое поражение или попытается сохранить власть иным путем.
«Я прийшов — тебе нема». Как Петр Порошенко дебатировал сам с собой
Подробнее
«Когда корабль тонет, то крысы бегут»
Объективно говоря, такое отставание уже не отыгрывается, по крайней мере, в те сроки, которые достались до 21 апреля. И хотя Петр Порошенко, выступая перед сторонниками, говорит о неизбежной победе, это все больше напоминает хорошую мину при плохой игре.
Бывший губернатор Донецкой области Сергей Тарута в эфире телеканала «НАШ» заявил: «Известно, что когда корабль тонет, то крысы бегут. Это сейчас происходит с командой Порошенко: все переобуваются на ходу, никто не верит в его победу. Заявления пишут даже силовики». Это не пустые слова. Известно, что глава МВД Украины Арсен Аваков в ходе предвыборной гонки дистанцировался от президента, и, более того, вставлял палки в колеса попыткам команды Порошенко использовать административный ресурс.
Заместитель главы Администрации президента генерал-лейтенант Валерий Кондратюк, отвечавший в команде Порошенко за работу с силовыми структурами, ушел в отставку.
«Последние действия президента говорят о том, что он считает себя единоличным защитником страны. Он также считает, что только он лично обеспечил дипломатическую поддержку. Это далеко не так. Это оскорбительно слышать не только для меня, но и для тысяч военных, которые сохраняют мир, а также для десятков и сотен дипломатов, которые служат на благо Украины», — приводит агентство УНИАН комментарий генерала Кондратюка.
На стороне президента остается глава СБУ Василий Грицак, который 17 апреля привычно отчитался о пресечении деятельности «диверсионной террористической группы спецслужб РФ, которая направлялась для осуществления политических убийств и ликвидации офицеров украинских спецслужб». Подобные выступления, однако, украинскую публику уже не впечатляют. В течение предвыборной гонки сам Порошенко много говорил о противостоянии «российскому агрессору», но избиратели Незалежной от такой риторики явно устали, подтверждением чему и служит низкий рейтинг президента.
Внезапное освобождение Надежды Савченко, которой так и не смогли продлить срок содержания под стражей, демонстрирует, что так долго выстраиваемый Порошенко полный контроль над судебной системой тоже уже не работает. В то, что Порошенко останется президентом на второй срок, не верят, и, как следствие, предпочитают саботировать исполнение «повелений из администрации» (и без того изначально тайных и незаконных).
Савченко снова на свободе. Петру Порошенко осталось недолго?
Подробнее
Уйти по-хорошему
Петр Порошенко мечтает о дебатах с Зеленским, которые, по последней информации, все-таки должны состояться 19 апреля на киевском стадионе «Олимпийский». Предвыборный штаб президента объявил мобилизацию сторонников, которые должны занять места на трибунах стадиона. Кажется, он готов уцепиться в это как в последний спасательный круг от тонущего корабля. Но, кажется, Порошенко слишком уверовал в свое ораторское искусство. У команды Зеленского было достаточно времени, чтобы подготовить своего кандидата, а сам действующий президент не настолько хорош в дебатах, особенно при наличии оппонента. Единственной его картой остаются публичные монологи, и то в случае, если ему не задают хоть какой-то действительно актуальный и острый вопрос. В последнем случае действующий глава государства уже неоднократно срывался, услышав законные вопросы простых людей, выбивая у них из рук телефоны или даже пытался сдернуть с них шапки.
Разрыв между Зеленским и Порошенко слишком велик, чтобы его можно было серьезно изменить в рамках одного тура дебатов. И он слишком велик для использования административного ресурс — фальсификации подобного масштаба не получиться скрыть от публики.
Ключевое решение, которое предстоит принять Порошенко в ближайшие дни — признает ли он свое поражение или попытается сохранить власть иным путем.
Первый сценарий дает Порошенко некоторое время для перегруппировки сил. Например, попытка стать премьер-министром. Тем более, что формально Украина является парламентско-президентской республикой, а не наоборот. И влияние самого Порошенко обеспечивается тем, что у под его контролем до осени остается крупнейшая фракция в Верховной Раде, позволяющая сохранить влияние в украинской политике. Кроме того, действующего премьер-министра Гройсмана огромное число украинских экспертов прямо называют «техническим ставленником от Порошенко», судьба которого в случае победы «шоколадного босса» предрешена. Но и тут очевидный риск — нет никаких гарантий, что после проигрыша выборов уход сторонников и союзников не примет лавинообразный эффект. А весь украинский политический бэкграунд много лет показывает, как легко десятки депутатов и политиков меняют партии, фракции и свои мнения в случае смены власти. И существенная часть «Блока Петра Порошенко» в парламенте также состоит из людей, которые ранее «перекрасились в его цвета» после того, как он стал президентом.
У потенциального победителя Зеленского появится необходимость готовиться к парламентским выборам, на которых его вновь созданная партия «Слуга народа» должна закрепиться в Раде. Здесь Зеленский сможет опираться не на «кадровых депутатов», а на поддержку электората. Чего достигнуть будет не так сложно, инициируя расследования в отношении членов команды Порошенко и его самого. Тем более, что поводов для расследований пока еще действующий президент за 5 лет дал предостаточно.
«А в перерыве должен спеть Ляшко». В Сети смеются над дебатами на Украине
Подробнее
От саботажа до убийства: как может выглядеть «жесткий вариант» команды Порошенко?
Второй сценарий имеет несколько ответвлений. Самый мягкий — это саботаж выборов, заключающийся в нежелании участвовать в формировании местных и окружных избирательных комиссий. Срыв по этой причине голосований в различных регионах может стать поводом для обращения в суд с требованием аннулировать результаты голосования в целом по стране. Такая судебная тяжба как минимум позволит Порошенко продлить срок своих полномочий, а то и вовсе добиться проведения новых выборов.
Более жесткий вариант — это резкое обострение ситуации в стране накануне голосования. Под контролем Порошенко остается центральный аппарат СБУ и украинский генералитет. Этими силами можно устроить как военную провокацию в Донбассе или Черном море, или устроить крупный теракт, в котором будут обвинены «российские спецслужбы». Накануне стало известно, что возле поселка Иванковичи, где расположен дом кандидата в президенты Украины Владимира Зеленского, были обнаружены злоумышленники с крупнокалиберным пулеметом. И хотя украинская Генпрокуратура затем поспешила заявить, что преступники охотились вовсе не за Зеленским, а за криминальным авторитетом, осадок, что называется, остался.
Любой заметный военный инцидет (или, например, покушение на члена правительства или другой крупной фигуры) может стать поводом для «ввиду чрезвычайных обстоятельств» отменить голосование. Это чрезвычайно рискованный сценарий, который легко может обернуться против самого Петра Порошенко. Но полностью его исключать нельзя.
Следующая похожая новость...