Григорий Явлинский: Кризис приближается - «Здоровье»
Федеральный Политкомитет партии "Яблоко" поддержал своего председателя Григория Явлинского, предлагающего гражданам России массово вступать в партию, чтобы создать альтернативу курсу Владимира Путина.
В недавней статье Григорий Явлинский так аргументировал свой призыв: "Недостаточно «жить не по лжи» и непосредственно не участвовать в преступных действиях нынешней власти. Каждый из нас несет ответственность за свою страну и за действия режима, даже если власть узурпирована криминальной диктатурой. Каждый гражданин России в ответе за то, что прямо или косвенно творит Кремль на Украине, за убийства людей и за разорение жизни на Донбассе, за аннексию Крымского полуострова и за превращение его жителей в граждан вне международного права, за жертвы испытания российского оружия в Сирии и за россиян, погибших на этой чужой ближневосточной войне.
Гражданская обязанность каждого — сделать все возможное, чтобы прекратить преступную политику. Диктатура — не оправдание бездействию в ожидании лучших времен. Однако без массового присоединения всероссийского антивоенного движения не поднять. Уверен, что ненавидящих насилие, войны, мракобесие и вранье миллионы. Но только объединившись вместе, мы сможем влиять на происходящее. И чем нас будет больше, тем будет громче наш голос, тем существеннее будет влияние".
Кризис в России приближается, что делать накануне перелома?
Григорий Явлинский - гость программы "Лицом к событию"
Ведет передачу Михаил Соколов.
Михаил Соколов:
Российская власть начинает праздновать пятилетие включения Крыма в состав России, не обращая на то, что страна переживает экономический кризис и оказалась в изоляции. Только что Европарламент принял резолюцию, в которой было заявлено, что Россию больше нельзя расценивать как стратегического партнера. У нас в студии председатель Федерального политкомитета партии «Яблоко» Григорий Явлинский. Новое обострение отношений с Западом, партнером не считают, хотят все европейский «акт Магнитского», чтобы санкции можно было применять за нарушения прав человека в России, ввести. Это все цена крымского эффекта, «присоединения».
Григорий Явлинский: Да, вы правы. Вообще говоря, все, что произошло с Крымом и с Украиной в целом — это очень имеет крупные системные последствия, долговременные. Это по существу завершение эпохи, такой маркер завершения эпохи. Их несколько. Для меня завершение постсоветской эпохи — это убийство Немцова возле Кремля, это Крым, Донбасс, это преклонение перед Сталиным массовое, это Сирия. Вот маркеры того, что закончилась эпоха, закончилась она крахом всех тех надежд, с которыми в эту эпоху входили. Причина этого заложена не только в исторических особенностях нашей страны, но и в том, какие принимались решения, как соединялась власть с собственностью, как нераздельным стал с властью бизнес, как все это превратилось в фундамент мафии, в корпорацию. И на этой основе, которая была создана всеми этими действиями в 1990-е годы, возникло мафиозное государство, которое возглавил Владимир Путин. В последние годы произошли все те события, которые символизируют конец эпохи, и будут иметь очень долгосрочные серьезные последствия.
Михаил Соколов: А начало какой эпохи, как бы вы ее назвали?
Григорий Явлинский: Это самый главный вопрос. Понятно, какая эпоха постсоветской модернизации завершилась, а вот вопрос, какая эпоха начинается, остается открытым.
И вот это кризисное состояние очень существенное ощущают сегодня просто все. Я перечислю пять основных самых крупных обстоятельств, которые явились следствием этой авантюры. Первое — это то, что разрушились все отношения России с ее ближайшими соседями. Самое яркое — это то, что происходит с Казахстаном, когда он уходит даже от кириллицы. Можете посмотреть, что происходит с Беларусью. Испуг очень большой, всякая надежда на реинтеграцию экономическую, иногда придумывают такие слова «евразийскую» или еще что-то, все это ушло, наверное, навсегда.
Второе, что я бы сказал, это практически лобовое столкновение с Западом. Да, оно протекает в такой постмодернистской форме, иногда называют гибридной войной, я думаю, что скорее нужно называть постмодернистской войной, которая привела к отрицательной репутации России по всем направлениям, во всех случаях теперь Россия имеет даже не нулевую, а отрицательную репутацию. Но здесь скрывается главное противоречие, которое раньше или позже приведет к очень большим и серьезным последствиям, а именно: невозможно быть частью мировой экономики и одновременно воевать со всеми остальными частями. Очень яркий пример - «Тройка Диалог». Все закрывали глаза, вроде все занимаются полулегально, офшоры. Все теперь, теперь российский бизнес с российскими корнями будут душить без всяких разговоров, будут отыскивать всякие транзакции 10-15-летней давности.
Когда-то Медведев умудрился сказать: да, у нас санкции, будут трудности, но это был наш осознанный выбор. Он понимает, что он говорит, что он выбрал? Никто не будет с Россией воевать, они выбрали, Путин, Медведев, медленное, но настойчивое и жесткое удушение, которое будет год за годом.
То, с чего вы начали передачу — это тоже шаг в этом же направлении.
Михаил Соколов: Там же «Северный поток» рекомендуют прикрыть.
Григорий Явлинский: Не стратегический партнер. Разборка с российским бизнесом, санкции всех видов и сортов.
Но помимо санкций есть же еще более серьезные вещи, которые не формальные, когда правительство не рекомендует главам крупнейших корпораций иметь дело. И это действует еще больше, чем формальные санкции.
Донбасс — это тоже следствие. Это криминальная война, современная реализация доктрины ограниченного суверенитета, способ давления на Киев. Закончилось страшными разрушениями, миллионы людей лишились нормальных условий жизни, десятки тысяч погибли. Эта криминальная война — это то, что не забудется никогда. Выходить из нее никто всерьез не собирается. Это абсолютно преступная история.
Наконец, из-за чего развалился СССР. Есть очень много всяких объяснений, одно из них, думаю, вы со мной согласитесь: был накоплен такой объем лжи, что как только появилась возможность говорить то, что думаешь, даже необязательно правду, но просто то, что думаешь, не стали сажать, не стали убивать, не стали даже с работы выгонять, потом из партии не стали выгонять коммунистической, все взорвалось и рухнуло. Сейчас накапливается объем лжи примерно в таких же масштабах. Этот объем лжи будет страшной угрозой, когда только подует ветер правды, когда люди смогут открыто говорить так, чтобы их слышали десятки, сотни миллионов людей, одновременно причем, структура государственная мафиозная будет находиться на краю огромного кризиса. Но главный вопрос, что будет после этого.
Михаил Соколов: Хотелось бы понять, что будет не после, а в ближайшее какое-то время для начала. Например, вы пишете, что каждый гражданин России в ответе за то, что прямо или косвенно творится на Украине, за убийства в Донбассе, за аннексию и так далее. Некоторые обижаются и говорят: мы не виноваты, мы за Путина не голосовали, на митинги ходили. За что нам вся эта беда?
Григорий Явлинский: Я, вообще говоря, не являюсь человеком, который может кого-то судить или кого-то обвинять, я высказываю свою личную точку зрения. Суть ее заключается в следующем: мы все платим налоги, на налоги так или иначе содержится государство, которое проводит ту политику, о которой мы сейчас говорим, в этом смысле мы несем ответственность. Тем, кто обижается, я хотел бы сказать: скажите, вы гордитесь полетом Гагарина? 95% из них скажут, что они гордятся полетом Гагарина. А вы что, голосовали за Хрущева? Но вы гордитесь, потому что это сделала ваша страна. Точно так же, как вы гордитесь за победу в Великой отечественной войне справедливо, первый спутник, полет Гагарина, вот точно так же мы несем ответственность все за то, что вытворяет наше сегодняшнее государство.
Михаил Соколов: Кстати говоря, насчет вытворяет, еще непонятно, что будет с этой авантюрой в Сирии, которая тоже много средств и сил у страны отняла. Господин Шойгу говорит: апробировали 316 образцов современного вооружения. Я так понимаю, на людях, ковровые бомбардировки в Алеппо, где были мирные жители и так далее. Это опять вопрос и репутации, и денег, и всего остального.
Григорий Явлинский: Во-первых, это проявление этического краха, когда чиновники высокого ранга, да хоть и маленького, гордятся тем, что они на людях в другой стране, участвуя в чужой гражданской войне, испытывают оружие, то это значит, что это полный развал какой-либо моральной, этической стороны жизни. А это не просто слова и определения — это обязательно будет иметь прямые следствия. Это не бесплатная вещь — убивать людей на территории других стран, потому что это останется в веках, уж точно в десятилетиях. Это вернется. Вернется из Афганистана, вернется из Средней Азии, вернется по многим каналам.
Этот кризис, о котором мы сегодня с вами говорили, он не проявляется в таких обычных — вот рубль упал, вот колбасы нет в магазинах. Больше 30% педагогов в России получают зарплату меньше 15 тысяч рублей. Макарошки, конечно, как сказала одна дама, не меняются в цене, но это уже не колбаса. Детей кормят в школах всякой бурдой, поэтому возникает дизентерия, другие всякие. Если посмотреть в интернете фотографии детской еды в школах, то неприятное впечатление получаешь от этого. С бедностью шутить не надо, бедность вещь очень серьезная. В таких городах, как Саратов, там 40% живут без горячей воды, 35% без канализации, 25% домовладений воды вообще не имеет.
Михаил Соколов: У нынешнего государства, тем не менее, находятся грандиозные деньги, тот Шойгу выступил в Думе, говорил, что флот получил три стратегических подводных крейсера, 17 ракетных комплексов, тысячу самолетов и вертолетов за шесть лет, сотни ракет и так далее. Специалисты, правда, говорят, что это не все, что было запланировано, хотели гораздо больше купить и поставить. Это действительно на фоне бедности выглядит весьма сильно. А ведь тот, кто перевооружается быстро на новое оружие, он ведь хочет, как мне кажется, получить отдачу от военных инвестиций. Не из спора ли Кудрина с Медведевым еще, кажется, в 2012 году, вышла и крымская война, и сирийская война, и все прочее?
Григорий Явлинский: Это гонка вооружений, она в полном объеме сейчас происходит. Вы прекрасно знаете о том, что гонка вооружений приводит к очень тяжелым экономическим последствиям. У нас в пять раз ниже производительность труда, чем в Соединенных Штатах, в 10 раз меньше оборонный бюджет. У нас закрытые закупки крайне неэффективные, никто не может оценить, какая часть средств, отпускаемых на оборону, разворовывается, какая часть используется, насколько все это эффективно. Шаги, которые приводят к исключительной бедности, вроде бы никаких событий таких, которые могли бы привести к падению уровня жизни, нет, стабильная валюта, огромные золотовалютные резервы, прогрессивный бюджет, а бедность прогрессирует. Конечно, все это можно решить Росстатом.
Сейчас говорят, что у России два союзника — Союзмультфильм, который все время ракеты показывает, и Росстат, где куются темпы роста валового внутреннего продукта. Уже смотреть эти цифры невозможно и обсуждать их тоже невозможно. Поэтому даже анализировать это довольно затруднительно. Гонка вооружений обязательно будет вести к тому, о чем мы говорим. Говоря о выступлении министра обороны, я хотел бы обратить внимание на заявление начальника Генерального штаба. О чем говорят эти выступления все? О том, что это не просто уже теперь в русской традиции армия России, а это уже такая «партия войны», это уже серьезная сила, которая претендует на то, чтобы стать политической структурой.
Михаил Соколов: Господин Герасимов сказал, что в рядах внешнего врага «троянский конь» - «пятая колонна». Это такой фейк раскрутили с какого-то анекдотического сайта, но они его используют в пропаганде. Ядерные ракеты противника и «пятая колонна», то есть оппозиция, они заодно.
Григорий Явлинский: Когда начальник Генерального штаба говорит о том, что оппозиция и протест, они союзники наших противников, то есть врагов, когда об этом говорит армия — это говорит о том, что армия претендует на то, чтобы стать политической силой. Это совсем сюжет латиноамериканских, африканских стран, где военные перевороты происходят, где занимают политическую позицию военные, которые провозглашают себя спасителями.
Вообще, когда армия говорит, что у нас есть «Кинжал», «Авангард», торпеда безумная, а наши противники в стране — протест и оппозиция, это совсем уже новая роль армии, не свойственная для России, кстати говоря. Это тоже проявление кризиса. Знаменитая фраза о том, что война — это продолжение политики другими средствами. Их тезис какой: политика — это продолжение войны другими средствами. Это тезис, который звучит во всех военных академиях, что в нынешнее время война продолжается, просто она ведется другими средствами и другими способами. Пока ведется политическими, но война не прекращается. Отсюда изоляция интернета — это тоже шаг к войне. О войне говорят все время, постоянно, всех к этому готовят.
Полный текст будет опубликован 13 марта.
Следующая похожая новость...