Без новых технологий хлопководческая отрасль погибнет - «Здоровье» » «Новости Дня»
Борис
Опубликовано: 16:13, 06 августа 2019
Здоровье

Без новых технологий хлопководческая отрасль погибнет - «Здоровье»

{short-story limit="540"}
Без новых технологий хлопководческая отрасль погибнет - «Здоровье»

Какое будущее ждет хлопководческую отрасль Казахстана и есть ли оно, это будущее? На эти вопросы корреспонденту«КазахЗерно.kz» ответил генеральный директор НИИ хлопководства, доктор сельскохозяйственных наук, академик И. Умбетаев, вернувшийся на днях с Тайваня, куда он был приглашен для обсуждения вопросов устойчивого развития хлопковой и текстильной промышленности.



— Ибадулла Умбетаевич, раскажите, пожалуйста, о самых сильных впечатлениях, оставшихся у Вас после поездки.



— Наибольшее впечатление произвело выступление представилея США, Д. Джонсона. Это было одно из трех, заставивших заволноваться и подумать о перспективах развития хлопковой отрасли. Американский представитель заявил, что его страна будет требовать, чтобы мир перешел на всемирные хлопковые стандарты, основанные на американских. Их США намерены утвердить в Международном консультативном комитете по хлопку, в чью компетенцию входит установление стандартов (Казахстан также является членом этой международной организации). Вопрос представителя Швейцарии, как быть тем странам, которые при производстве хлопка не используют высокие технологии США, можно было считать риторическим.



Из выступления Джонсона и так все было ясно: все, кто не хочет делать производство хлопка высокотехнологичным, качественным, будут терять экономически и финансово. США диктуют свои условия на правах страны, захватившей мировой рынок сбыта почти наполовину: в прошлом сезоне его доля внешних продаж достигла 45 процентов. Из хлопкосеющих держав мира США — единственные не занимаются импортом, в отличии, например, от самого большого производителя хлопка — Китая, импортирующего значительные объемы. У Индии экспорт составляет 13 процентов, у Узбекистана, с которым мы продаем на мировых рынках волокно под названием «азиатское», — до 1,5 процента. Оставшиеся объемы хлопка в США перерабатывают на своих предприятиях. Джонсон привел показательный факт: в технологической цепочке «волокно — готовая продукция» у них занято до 600 тысяч человек. В минувшем году объем поставок швейной продукции, произведенной в США, принес 77 миллиардов долларов. А в случае перехода на всемирные стандарты, основанные на американских, шансы у США еще больше захватить хлопковый и текстильный мир возрастут.



-Что же нам делать: восхищаться Америкой и сдавать свои позиции?



— Порадуемся тому, что Южному Казахстану природа подарила уникальный климат, способствующий выращиванию хлопка-сырца. Но надо отходить от устаревших методов, вкладывать деньги в высокие технологии, чтобы получать качественное, конкурентное волокно. Все-таки даже продукты первичной переработки приносят нам валютную выручку, и их объемы можно увеличить. За годы независимости мы вывели свои сорта хлопчатника, которые вызывают интерес даже такой крупной хлопковой державы, как Китай. Эта страна использовала в экспериментальных исследованиях наши сорта, получив высокую отдачу гектара и качественное волокно для текстильной промышленности. Но надо держать в уме, что высокая урожайность хлопка, которой добиваются крестьяне и считают, что это самое главное, не отменяет главных проблем в отрасли. Урожайность важна, но надо озаботиться и другими характеристиками. А они скрыты в том, в каких условиях выращивается хлопок, на чем мы теряем.



-Так, что же у нас не так?



— Можно только перечислять, сравнивая, как у нас и в США, где я бывал в некоторых . хлопкосеющих штатах. Какие бы хорошие сорта ни выводили, надо еще создавать условия для их произрастания, не сводить некоторые агроприемы к примитивизму. Мы планировкой полей занимаемся «на глаз», отчего поле — то бугор, то яма, а значит, где-то недополив, где-то затопление, что ведет к потере урожайности и качества хлопка-сырца, которое измеряется многими параметрами. Неровных полей у нас все 90 процентов. С трудом переходим на влагосберегающие технологии (и это при нашем постоянном дефиците поливной воды и засоленности почвы, из-за чего прибегаем к ее промывке), потому что в какой-то степени это дорогостоящее удовольствие. Надо налаживать свое производство капельного оборудования, причем высокого качества и недорогого, а не завозить из-за границы.



Кажется, в нулевые годы в Туркестане открывали такое производство, но не слышал, чтобы сейчас оно действовало. Надо работать на тракторах, которым не полвека и из которых все сыплется и льется, загаживая почву, а на новых. Приобрести современную технику, даже в лизинг, мало кому по карману.



В чем американские товаропроизводители ушли вперед? В технологичном обеспечении производства хлопка-сырца. Трактора — новейших модификаций, снабженные системами GPS, способные проводить лазерное выравнивание полей и другие агрономические приемы. Можно сидеть на диване и управлять этими процессами. Все это я видел в фермерских хозяйствах США. Использование при посеве и орошении электронной карты, в которую внесены все параметры поля с указанием адреса (у нас эта система продвигается с трудом) — большое подспорье. Карты служат подсказкой, как человек должен вести себя по отношению к земле. И когда на экспорт отправляется кипа хлопко-волокна, она должна сопровождаться указанием, где и в каких условиях выращивался хлопок.



Для того, чтобы перейти на эти технологии, нужно вкладывать огромные и частные, и государственные деньги в отрасль, которая может способствовать производству до 130 основных и сопутствующих товаров. К слову сказать, в текстильной промышленности США за счет более глубокого передела одно рабочее место открывает дополнительно еще три.



За долгую историю развития хлопководства в США было разработано 1800 изобретений, стандарты по хлопку приняты еще в 20-ые годы прошлого столетия.



Если изучить, как в законодательном плане поддерживалась отрасль, то вырисовывается картина, при которой государство всегда держало в поле зрения развитие хлопковой и текстильной отраслей. Закон о хлопке был принят в США в 1927 году, у нас — ровно через 80 лет. Все вопросы, которые поднимал Джеймс Джонсон, не перечислишь. Но в качестве драйвера развития хлопковой отрасли я бы отметил еще и повышенное использование фосфорного и азотного удобрений. А также налаживание их производства в жидком виде, что удобно при капельном орошении. И, разумеется, более эффективное использование водных ресурсов. Важно не только, есть вода или нет, но и объемы ее использования с учетом качества почвы. В Баиркумском сельском округе в этом году ученые нашего НИИ проводят эксперимент, связанный с использованием на поливе подземных вод, а также исключением при обработке посевов некоторых агроприемов, которые значительно сократят расходы на производство хлопка-сырца, применении химии, помогут сделать выращенную продукцию более экологически чистой.



— А есть ли у нас то, чего нет в Америке? Что-то, что могло бы стать фишкой именно нашего хлопка?



— Есть. Мы не производим ГМО-хлопчатник, в отличие от них, используем на значительных площадях биологические методы борьбы с сельскохозяйственными вредителями, что делает наш сырец, а следовательно, и текстиль, более чистым. США заявили о выходе из Парижского соглашения по климату, подписанному многими странами, в том числе и Казахстаном. Соглашение предусматривает борьбу с выбросами парниковых газов. Джеймс Джонсон на Тайване призывал участников встречи работать над «удерживанием углеродов в хлопке», что было странно слышать от представителя страны, не желающей это делать самой.



Тем не менее, из всего сказанного стоит сделать вывод: хлопковой отрасли Казахстана нужно торопиться переходить от дедовских методов выращивания хлопка к более прогрессивным, с использованием науки и техники. Иначе окажемся на задворках хлопковой истории. И Начинать нужно с капитальных вложений в отрасль. США намерены требовать, чтобы всемирные хлопковые стандарты были основаны на американских. В каком положении в случае их принятия, а в исходе этого мало кто сомневается, окажутся страны-производители хлопка-сырца, стоит задуматься уже сейчас и предпринять меры встраивания в новую систему оценки качества продукции, иначе экономические последствия могут быть пагубными. Выступление американского эксперта консультативного комитета по хлопку Д. Джонсона на Тайване было созвучно известной фразе Гаммонда, одного из хлопковых магнатов, что Америка «силой хлопка поставит на колени весь мир». Фраза была произнесена еще в XIX веке, когда перспективы развития хлопководства в Туркестанском крае всерьез напугали американских производителей. Чтобы удержать выгодные цены на хлопок, они решили в 1895 году изъять из обращения шестую часть урожая и сократить площади посевов хлопчатника. Если мы хотим сохранить отрасль и вывести ее на новые позиции, то уже сегодня необходимо принимать превентивные меры. Возможности для этого у государства есть. Было бы желание и тогда наш хлопок вполне может не только сохранить за собой имеющуюся на мировом рынке нишу, но и значительно повысить его ценность, а значит и стоимость.


Какое будущее ждет хлопководческую отрасль Казахстана и есть ли оно, это будущее? На эти вопросы корреспонденту«КазахЗерно.kz» ответил генеральный директор НИИ хлопководства, доктор сельскохозяйственных наук, академик И. Умбетаев, вернувшийся на днях с Тайваня, куда он был приглашен для обсуждения вопросов устойчивого развития хлопковой и текстильной промышленности. — Ибадулла Умбетаевич, раскажите, пожалуйста, о самых сильных впечатлениях, оставшихся у Вас после поездки. — Наибольшее впечатление произвело выступление представилея США, Д. Джонсона. Это было одно из трех, заставивших заволноваться и подумать о перспективах развития хлопковой отрасли. Американский представитель заявил, что его страна будет требовать, чтобы мир перешел на всемирные хлопковые стандарты, основанные на американских. Их США намерены утвердить в Международном консультативном комитете по хлопку, в чью компетенцию входит установление стандартов (Казахстан также является членом этой международной организации). Вопрос представителя Швейцарии, как быть тем странам, которые при производстве хлопка не используют высокие технологии США, можно было считать риторическим. Из выступления Джонсона и так все было ясно: все, кто не хочет делать производство хлопка высокотехнологичным, качественным, будут терять экономически и финансово. США диктуют свои условия на правах страны, захватившей мировой рынок сбыта почти наполовину: в прошлом сезоне его доля внешних продаж достигла 45 процентов. Из хлопкосеющих держав мира США — единственные не занимаются импортом, в отличии, например, от самого большого производителя хлопка — Китая, импортирующего значительные объемы. У Индии экспорт составляет 13 процентов, у Узбекистана, с которым мы продаем на мировых рынках волокно под названием «азиатское», — до 1,5 процента. Оставшиеся объемы хлопка в США перерабатывают на своих предприятиях. Джонсон привел показательный факт: в технологической цепочке «волокно — готовая продукция» у них занято до 600 тысяч человек. В минувшем году объем поставок швейной продукции, произведенной в США, принес 77 миллиардов долларов. А в случае перехода на всемирные стандарты, основанные на американских, шансы у США еще больше захватить хлопковый и текстильный мир возрастут. -Что же нам делать: восхищаться Америкой и сдавать свои позиции? — Порадуемся тому, что Южному Казахстану природа подарила уникальный климат, способствующий выращиванию хлопка-сырца. Но надо отходить от устаревших методов, вкладывать деньги в высокие технологии, чтобы получать качественное, конкурентное волокно. Все-таки даже продукты первичной переработки приносят нам валютную выручку, и их объемы можно увеличить. За годы независимости мы вывели свои сорта хлопчатника, которые вызывают интерес даже такой крупной хлопковой державы, как Китай. Эта страна использовала в экспериментальных исследованиях наши сорта, получив высокую отдачу гектара и качественное волокно для текстильной промышленности. Но надо держать в уме, что высокая урожайность хлопка, которой добиваются крестьяне и считают, что это самое главное, не отменяет главных проблем в отрасли. Урожайность важна, но надо озаботиться и другими характеристиками. А они скрыты в том, в каких условиях выращивается хлопок, на чем мы теряем. -Так, что же у нас не так? — Можно только перечислять, сравнивая, как у нас и в США, где я бывал в некоторых . хлопкосеющих штатах. Какие бы хорошие сорта ни выводили, надо еще создавать условия для их произрастания, не сводить некоторые агроприемы к примитивизму. Мы планировкой полей занимаемся «на глаз», отчего поле — то бугор, то яма, а значит, где-то недополив, где-то затопление, что ведет к потере урожайности и качества хлопка-сырца, которое измеряется многими параметрами. Неровных полей у нас все 90 процентов. С трудом переходим на влагосберегающие технологии (и это при нашем постоянном дефиците поливной воды и засоленности почвы, из-за чего прибегаем к ее промывке), потому что в какой-то степени это дорогостоящее удовольствие. Надо налаживать свое производство капельного оборудования, причем высокого качества и недорогого, а не завозить из-за границы. Кажется, в нулевые годы в Туркестане открывали такое производство, но не слышал, чтобы сейчас оно действовало. Надо работать на тракторах, которым не полвека и из которых все сыплется и льется, загаживая почву, а на новых. Приобрести современную технику, даже в лизинг, мало кому по карману. В чем американские товаропроизводители ушли вперед? В технологичном обеспечении производства хлопка-сырца. Трактора — новейших модификаций, снабженные системами GPS, способные проводить лазерное выравнивание полей и другие агрономические приемы. Можно сидеть на диване и управлять этими процессами. Все это я видел в фермерских хозяйствах США. Использование при посеве и орошении электронной карты, в которую внесены все параметры поля с указанием адреса (у нас эта система продвигается с трудом) — большое подспорье. Карты служат подсказкой, как человек должен вести себя по отношению к земле. И когда на экспорт отправляется кипа хлопко-волокна, она должна сопровождаться указанием, где и в каких условиях выращивался хлопок. Для того, чтобы перейти на эти технологии, нужно вкладывать огромные и частные, и государственные деньги в отрасль, которая может способствовать производству до 130 основных и сопутствующих товаров. К слову сказать, в текстильной промышленности США за счет более глубокого передела одно рабочее место открывает дополнительно еще три. За долгую историю развития хлопководства в США было разработано 1800 изобретений, стандарты по хлопку приняты еще в 20-ые годы прошлого столетия. Если изучить, как в законодательном плане поддерживалась отрасль, то вырисовывается картина, при которой государство всегда держало в поле зрения развитие хлопковой и текстильной отраслей. Закон о хлопке был принят в США в 1927 году, у нас — ровно через 80 лет. Все вопросы, которые поднимал Джеймс Джонсон, не перечислишь. Но в качестве драйвера развития хлопковой отрасли я бы отметил еще и повышенное использование фосфорного и азотного удобрений. А также налаживание их производства в жидком виде, что удобно при капельном орошении. И, разумеется, более эффективное использование водных ресурсов. Важно не только, есть вода или нет, но и объемы ее использования с учетом качества почвы. В Баиркумском сельском округе в этом году ученые нашего НИИ проводят эксперимент, связанный с использованием на поливе подземных вод, а также исключением при обработке посевов некоторых агроприемов, которые значительно сократят расходы на производство хлопка-сырца, применении химии, помогут сделать выращенную продукцию более экологически чистой. — А есть ли у нас то, чего нет в Америке? Что-то, что могло бы стать фишкой именно нашего хлопка? — Есть. Мы не производим ГМО-хлопчатник, в отличие от них, используем на значительных площадях биологические методы борьбы с сельскохозяйственными вредителями, что делает наш сырец, а следовательно, и текстиль, более чистым. США заявили о выходе из Парижского соглашения по климату, подписанному многими странами, в том числе и Казахстаном. Соглашение предусматривает борьбу с выбросами парниковых газов. Джеймс Джонсон на Тайване призывал участников встречи работать над «удерживанием углеродов в хлопке», что было странно слышать от представителя страны, не желающей это делать самой. Тем не менее, из всего сказанного стоит сделать вывод: хлопковой отрасли Казахстана нужно торопиться переходить от дедовских методов выращивания хлопка к более прогрессивным, с использованием науки и техники. Иначе окажемся на задворках хлопковой истории. И Начинать нужно с капитальных вложений в отрасль. США намерены требовать, чтобы всемирные хлопковые стандарты были основаны на американских. В каком положении в случае их принятия, а в исходе этого мало кто сомневается, окажутся страны-производители хлопка-сырца, стоит задуматься уже сейчас и предпринять меры встраивания в новую систему оценки качества продукции, иначе экономические последствия могут быть пагубными. Выступление американского эксперта консультативного комитета по хлопку Д. Джонсона на Тайване было созвучно известной фразе Гаммонда, одного из хлопковых магнатов, что Америка «силой хлопка поставит на колени весь мир». Фраза была произнесена еще в XIX веке, когда перспективы развития хлопководства в Туркестанском крае всерьез напугали американских производителей. Чтобы удержать выгодные цены на хлопок, они решили в 1895 году изъять из обращения шестую часть урожая и сократить площади посевов хлопчатника. Если мы хотим сохранить отрасль и вывести ее на новые позиции, то уже сегодня необходимо принимать превентивные меры. Возможности для этого у государства есть. Было бы желание и тогда наш хлопок вполне может не только сохранить за собой имеющуюся на мировом рынке нишу, но и значительно повысить его ценность, а значит и стоимость.

Следующая похожая новость...
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)