Нина из "Карнавала": как сложилась судьба актрисы Ирины Муравьевой » «Новости Дня»
Edgarpo
Опубликовано: 00:06, 16 сентября 2019
Новости без фото (кратко)

Нина из "Карнавала": как сложилась судьба актрисы Ирины Муравьевой

На творческой встрече со зрителями в Евпатории актриса рассказала о том, как складывалась ее карьера на театральных подмостках и в кино. Общение проходило в евпаторийском театре имени А.С. Пушкина в рамках III Открытого фестиваля детского и семейного кино «Солнечный остров». Полтора часа буквально пролетели. Настолько эмоционально выступала Ирина Муравьева, что публика не хотела ее отпускать.


Нина из "Карнавала": как сложилась судьба актрисы Ирины Муравьевой

кадр из фильма "Карнавал" (1981)

«Смогу, я выносливая...»



На сцене Ирина Вадимовна появилась с песней «Позвони мне, позвони...», а после смеясь объяснила свой выбор: «Я думала, если начну с другой, в зале не поймут, кто это вышел». Песню актриса исполнила блестяще, хотя в фильме «Карнавал» ее героине режиссер Татьяна Лиознова голос изменила - вместо Ирины пела Жанна Рождественская.



- Я никогда этого не скрывала, говорила всем, что талантливо открываю рот, - призналась Муравьева. - Тембром наши с Жанной голоса похожи, но в финале киноистории нужна была мощь, ведь по сюжету провинциальная девочка на глазах у зрителя становится настоящей мюзик-холльной артисткой. А у меня вы слышите, какой голос...



Народ из зала поддержал: «Хороший!»


кадр из фильма "Карнавал" (1981)


- Хороший, - согласилась с улыбкой актриса, - а нужен был сильный, поэтому ради творческого финала пришлось пожертвовать. Я доверяла Лиозновой: раз она сказала, что так нужно, значит нужно.



Зато, отметила Муравьева, в фильме от души натанцевалась. Никогда не училась движениям, просто обнаружила с малых лет такую способность - запоминала рисунок любого танца и легко могла его воспроизвести.



- Единственное, чего я не умела тогда, - продолжила актриса, - так это кататься на роликах. Я и на обычных-то коньках стояла разве что в детстве. Кто помнит гаги - тяжелые такие конечки - вот на них ездила и всё. На ролики для съемок в «Карнавале» меня поставила женщина моих лет. Правда, она тоже не умела особо, каталась только в цирке по кругу. Мне принесли большую круглую фанеру, я держала за палец «тренера», и та объясняла, как приспособиться, чтобы не упасть. Очень неприятные ролики, чуть назад голову откинешь - ноги выезжают, и ты летишь вниз. Поначалу я рисовала себе синячки - для выразительности, но потом и рисовать не приходилось: весь фильм состоял из сплошных падений.



Но вот характер! Муравьева так хотела сыграть Нину Соломатину, что победила саму себя, и роль увенчалась успехом.


кадр из фильма "Мы, нижеподписавшиеся" (1981)


- Счастливый случай свел меня с Татьяной Михайловной Лиозновой, - сказала Ирина Вадимовна. - Первый фильм, в который она меня пригласила, - «Мы, нижеподписавшиеся...». К концу съемок режиссер объявила, что есть новый сценарий: надо петь, танцевать, кататься на роликах... Я и пришла. Но тут оказалось, что в театре, который я не собиралась бросать, предстоит премьера спектакля по пьесе Брагинского и у меня водевильная роль, долгожданная - моего амплуа. Так сошлись в одной точке два произведения - театральная «Комната» и киношный «Карнавал». Директор фильма вынес приговор: «Ты не сможешь репетировать в театре и одновременно играть в тяжелейшем кино». Я ответила, что смогу, я выносливая! Тогда он выдал: «Я, пожалуй, пойду» и ушел, поскольку был уверен, что «Карнавал» никогда не будет снят с такой занятой артисткой, как я. Но всё, слава богу, сложилось. Я действительно справилась. А директор, который ушел с фильма, остался с носом.


кадр из фильма "Карнавал" (1981)


Первый побег



Образы наивных и доверчивых девиц из глубинки Муравьевой не раз предлагали создавать и на театральной сцене. В действительности она не знала трудностей покорения Москвы, ведь родилась в столице. «В центре города, в очень хорошей семье», - поделилась с публикой Ирина Вадимовна. Призналась, что любила школу и хотела стать учительницей младших классов или преподавать русский и литературу. Правда, планы изменились. Муравьева рассудила, что из нее вышла бы плохая учительница: «Когда я играла в школу, всегда ставила двойки «этим куклам, которые ничего не соображают».



Школой для актрисы стал театр, «в 60-х годах - открытый, великий, новый, с прекрасными московскими режиссерами, и у всех высокая планка». По словам Муравьевой, она часто посещала вахтанговский театр и Центральный детский (ЦДТ), который ей не нравился - «там из рогаток стреляли, с балконов что-то бросали, и поскольку билеты давали в школе, то детям доставались всегда плохие места». Но именно в этом театре, по окончании студии при ЦДТ, Муравьевой довелось работать семь лет. И первой ролью, которую ей дали, стал мальчик - Шура Тычинкин в пьесе Михалкова «Сомбреро». Об этой работе и других Ирина Вадимовна отозвалась тепло, в детском театре любила все роли: Любки Шевцовой в «Молодой гвардии», Вороны в «Снежной королеве», Виолы и Себастьяна в «Двенадцатой ночи», Бонки в «Сказке о четырех близнецах», грузинской принцессы Лали... Муравьева играла почти каждый день. Назвала практику в ЦДТ хорошей школой освоения актерского мастерства. Но вместе с тем понимала: время уходит. Сегодня она мальчик, послезавтра - старшая сестра, мама, а потом бабушка. И всё, потолок. Роли второстепенные, а Муравьевой хотелось главных. К переменам подтолкнул один эпизод.




- В театре нашем работала потрясающая актриса, великая, - начала Ирина Вадимовна, - слишком долго играла мальчиков. Так долго, что все, из уважения к таланту, боялись ей сказать: ну не надо уже... И вот однажды она подошла к стене объявлений и увидела, как вывешивают хвалебную детскую рецензию: «Дорогой Центральный театр! Мне так понравился спектакль «Сын полка», а особенно маленький старичок, который играл маленького мальчика». Чтобы такого не случилось со мной, я задумала побег. Выбор пал на Театр имени Моссовета. Я пришла к Завадскому - «последнему из могикан» - и стала последней артисткой, которую он принял на работу (через несколько лет режиссера не стало). Я с ним часто разговаривала. Он внимательно на меня всегда смотрел, а потом просил свою секретаршу: «Дайте мне другие очки, с двумя окулярами».



«Ещё спою...»



В Театре имени Моссовета Муравьева проработала 17 лет. Собственно, тогда были сняты и все фильмы, в которых она сыграла звездные роли в кино.



- Когда я поняла, что моя театральная жизнь забуксовала, а время идет, то совершила очередной побег - на этот раз в Малый театр, где работаю, кстати, уже четверть века. Я наконец-то сыграла роли, о которых мечтала, будучи еще школьницей: в пьесах по Чехову, Островскому, Толстому. Сейчас у нас по известному сюжету идет музыкальный спектакль, поставленный в этом году, - «Всегда зовите Долли». Моя роль - сваха. А молодежь танцует, поет... Как будто замкнулся круг и я снова оказалась в детском театре. Подумала: Господи, это уже конец? Мы снова, как в ЦДТ, все счастливые, беззаботные и какие-то безответственные... Эх, давайте я еще что-нибудь спою.




И спела. Не только беззаботные романсы, но и песни на стихи Окуджавы, с творчеством которого Ирину познакомил отец. «Папа работал с космонавтами как военный инженер, - рассказала актриса, - ездил на Балхаш, где проводили испытания, и оттуда привез магнитофонную запись. На бобине я услышала впервые «Синий троллейбус», «Шарик улетел»... Когда я оканчивала десятый класс, Окуджава был моим любимым поэтом. В сочинении на свободную тему я писала о его стихотворениях. Учительница поставила мне пятерку с рецензией: «Уважаю твое мнение, но не согласна с ним». Думаю, по прошествии стольких лет она со мной согласилась».



О родителях Муравьева говорила с необыкновенной теплотой. Папа, коренной москвич, после десятого класса ушел добровольцем на фронт. Воевал четыре года, но не получил ни одного ранения. Бабушка вшила ему в гимнастерку молитву «Живый в помощи Вышняго» - 90-й псалом.




- В кожаном футлярчике у меня до сих пор хранится, - поделилась актриса. - Маму, 16-летнюю, она родом из Белоруссии, немцы угнали в Германию. После войны они с папой познакомились и сразу поженились. Прожили вместе 62 года. Праздник 9 Мая для четырех поколений нашей семьи очень дорог. Когда объявляют минуту молчания, мы стоим и молчим - в память обо всех, кто погиб. В наших сердцах День Победы отзывается особо.


Цитирование статьи, картинки - фото скриншот - Rambler News Service.
Иллюстрация к статье - Яндекс. Картинки.
Есть вопросы. Напишите нам.
Общие правила  поведения на сайте.

На творческой встрече со зрителями в Евпатории актриса рассказала о том, как складывалась ее карьера на театральных подмостках и в кино. Общение проходило в евпаторийском театре имени А.С. Пушкина в рамках III Открытого фестиваля детского и семейного кино «Солнечный остров». Полтора часа буквально пролетели. Настолько эмоционально выступала Ирина Муравьева, что публика не хотела ее отпускать. кадр из фильма

Следующая похожая новость...
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)