Либерализм и консерватизм – возможен ли компромисс? » «Новости Дня»
Edgarpo
Опубликовано: 00:15, 01 апреля 2022
Новости без фото (кратко)

Либерализм и консерватизм – возможен ли компромисс?

Либеральная демократия предполагает свободу образа бытия и мышления, равенство прав людей и социальных групп в выборе их ценостей и ориентаций
Либерализм и консерватизм – возможен ли компромисс?
Либерализм и консерватизм – возможен ли компромисс?

Фото: Unsplash.


Голос сердца и голос разума



По нынешним временам узнать человека, вступить с ним в разговор это значит прежде всего определить, из какого лагеря он смотрит на мир и людей.



В плюралистическом обществе либерализм и консерватизм — наиболее наглядные проявления мировоззрения. Согласно опросам, 36% американцев считают себя консерваторами, 25 либералами, остальные — умеренные, чьи взгляды варьируются между двумя полюсами.



Известна поговорка «Если в молодости ты не либерал, у тебя нет сердца, если в старости не консерватор, нет ума». Но при взгляде на нынешнюю геронтологию во власти возрастные различия между либералами и консерваторами незаметны.



Мировоззрение связано с партийной принадлежностью. Около 50% демократов считают себя либералами, 38% — умеренными, 14% — консерваторами. Среди республиканцев 75% консерваторы, 20% умеренные, всего 4% либералы (Pew).



Большинство демократов придерживаются левых убеждений: за социальную справедливость в распределении доходов, усиление роли государства в социальной помощи гражданам. Большинство республиканцев — правые: защита частной собственности, усиление роли рынка и уменьшение роли государства, личная ответственность. Четверть американцев считают себя левыми, около 40% правыми, остальные — умеренные. Левизна ассоциируется у большинства с социализмом, риторика Сандерса и прогрессистов порой греет душу, но доверия не вызывает.



Политическая борьба усилила идеологическое размежевание. 92% республиканцев видят себя справа от среднего демократа, 94% демократов — слева от среднего республиканца. При этом треть в обеих партиях считает оппонентов «угрозой национальному благосостоянию». 98% правых голосовали за Трампа, один процент за Байдена, у демократов — с точностью до наоборот.



Религиозные группы в основном консервативны и к радикальным видениям и акциям относятся негативно. Но при этом христианская мораль во многом совпадает с провозглашенными моральными принципами социализма — неверием в праведность богатства, умеренностью в потреблении, помощью бедным и угнетенным.



Либерализм нашел много сторонников среди белых, поддерживающих права расовых меньшинств, иммигрантов, реформу правосудия. Но немало и консерваторов, отстаивающих устои и традиции, культурное наследие, семейные ценности и нравственные нормы.



В черной общине около 70% придерживаются либерально-демократической ориентации, но вместе с тем при широкой поддержке государтва уделяется большое внимание афроамериканской истории и культуре. «Национальная ассоциация цветных» и «Гарлем Ренессанс» избрали фараона Тутанхамона символом своей культуры, более древней, чем европейская.



Наиболее консервативны мусульманская община, азиаты, евангелисты. Евреи-ортодоксы заметны на улице, но в общине их только 8% и их влияние несопоставимо меньше, чем евреев-либералов.



Центральные СМИ перестали быть независимыми информационными источниками и стали корпоративными организациями и партийно-пропагандистскими ячейками, где либерализм доминирует. Включишь ТВ, раскроешь газету — сразу видны принадлежность и интересы. У консерваторов силы значительно меньше, но популярные радио-ток-шоу у них в руках. Знакомый редактор сказала: «Я ни с кем не согласна, но всех печатаю». Такая свобода дорого стоит: ни спонсоров, ни богатых рекламодателей.



Программы обучения в школах подчинены либеральной идеологии. Учителей консервативной ориентации менее 10%. В вузах либерализм доминирует и часто проявляется в агрессивном подавлении инакомыслия. Более 60% студентов и преподавателей, считающих себя консерваторами, говорят, что они не могут высказать свое мнение.



Самоцензура часто оказывается сильнее права на свободу слова. Согласно данным Института Катона, 62% американцев «боятся высказывать свои политические взгляды», более всех республиканцы — 72%. В нашей общине плюрализма и терпимости никогда не было, сегодня еще хуже: выскажись как думаешь, беды не оберешься. Но и в других общинах высказать необщее мнение часто рискованно.



Больше всех боятся высказаться белые, черные — меньше всех. И мужчины боятся больше, чем женщины. У кого привилегии, чьи права дискриминируют?! Чудны дела твои, господи...



Мы новый мир построим



Каким образом Америка, пуританская страна суровых нравов, восприняла либеральную идеологию, определяющую внутреннюю и внешнюю политику?



Хотя либерализм ослабил влияние религии, но в своем облике не потерял связь с библейским учением: «Возлюби ближнего, как самого себя». Либерализм ассоциируется с гуманизмом, состраданием, альтруизмом, общечеловеческими ценностями. Как философское направление он сформировался три века назад в эпоху крушения абсолютизма и оказал большое влияние на отцов-основателей Джефферсона, Мэдисона, Гамильтона.



Философия либерализма провозглашает жизнь, права и свободы человека высшими ценностями. На этой основе должны формироваться общественное устройство и законы, определяться пути развития. В теории либералы за священное право на собственность, но, дойдя до нынешнего беспрецедентного имущественного неравенства, они сегодня добиваются усиления контроля и регулирования со стороны государства.



Но в культуре и образе жизни свобода без берегов: однополые браки, аборты, наркотики, проституция, отрицание нравственных норм, право на помощь в самоубийстве. Глобализм и мультикультура — в этом либералы видят будущее человечества.



В последние десятилетия, когда в условиях либерального воспитания выросли поколения американцев, существенную роль играет чувство вины за изгнание и экспроприацию земель индейцев — коренных жителей, за столетия рабства и дискриминацию черных.



Чувство вины побуждало не только к покаянию, но и к практическим мерам. Индейцы оказались в резервациях, где пособия и льготы мало помогают интеграции и закрепляют их отчуждение. Безработица, уровень образования, алкоголизм, наркомания, суицид, заболеваемость здесь намного выше, а продолжительность жизни ниже, чем в других общинах.



Правительственые меры мало помогли черным в преодолении бедности, преступности, наркомании, распада семей. В такой атмосфере постоянно росли требования и активизм черной общины и им сочувствующих. Чувство вины дошло до поражающих воображение сцен: белые на коленях моют ноги черным.



Либерализм ставит благие цели, но мало учитывает природу человека. Библия не создает иллюзий: «Велико развращение человека на земле, и все помышления сердца были зло во всякое время». Но в воображении либералов господствуют прекраснодушные утопии.



«Какое мне дело до законов природы... если эти законы мне не нравятся», говорил герой «Записок из подполья». Достоевский видел в либерализме разрушительную силу. «Горы сравнять хорошая мысль... Все к одному знаменателю, полное равенство... И все вдруг начинают поедать друг друга»; «Мы пустим пьянство, сплетни, донос, мы пустим неслыханный разврат», — обещает герой «Бесов». Пересмотрел бы писатель-консерватор свои взгляды, ознакомившись с достижениями либеральной демократии? Или укрепился бы в своем прогнозе?



Принципами не поступимся, страну не отдадим



Консерватизм утверждает приверженность традициям и моральным нормам, преемственность, стабильность, личную ответственность, прагматизм и здравый смысл, уважение к историческому наследию, национальной культуре, отвергает радикализм и революции, быстрые решения. Частная собственность — залог свободы и сохранения цивилизации.



Признание несовершенства человека предполагает необходимость реалистического взгляда на построение общества, законы и управление. «Консерватор признает существующее зло в отличие от либералов, которые хотят заменить его другим»; «Дьявол, которого я знаю, лучше незнакомого дьявола».



Отцом неоконсервативного движения был Билл Кристол, редактор The Weekly Standard, автор многих консервативных работ. В 60-е годы некоторые либералы примкнули к неоконам, и те и другие были озабочены ростом радикализма и социалистических настроений и потерей влияния Америки в мире.



Неоконы требовали уменьшения налогов, большей свободы корпорациям, жестких мер в борьбе с преступностью, социалистическим влиянием. Особое внимание они уделяли продвижению демократии, смене авторитарных режимов, приоритету американских интересов. Неоконы сыграли большую роль в инициировании войны в Ираке и последующих военных акций за рубежом.



Сегодня самая заметная фигура в американском консервативном движении — Стивен Бэннон. В свою бытность главой «Брейтбарта» он опубликовал статью, в которой утверждалось, что «Дип стейт» — союз бюрократов, технократов и плутократов — пытается лишить американцев свободы. Он был главным советником Трампа по стратегическим вопросам. Когда он стал проблемой для Трампа, ему пришлось уйти и он занялся созданием международного союза за спасение Западной цивилизации. Бэннон с уважением относится к евразийским идеям Александра Дугина, сторонника национального государства и авторитарного управления.



Но вскоре Бэннон опять занялся Америкой, сосредоточив внимание на местном управлении и укреплении позиций Республиканской партии. Базой служат «МAGA» («Сделаем Америку великой опять») и евангелисты — «Один народ под властью Бога». В глазах либералов Бэннон — дьявол во плоти, и в общественном мнении он тоже фигура одиозная.



Но среди консерваторов есть и респектабельные организации и представители. Например, «Общество федералистов», пять членов Верховного суда были его членами. Судья Кларенс Томас олицетворяет хранителя консервативных устоев. Хотя большинство черных поддерживают либералов, он республиканец и твердо отстаивает свои убеждения и принципы.



В России консерватизм всегда опирался но тоталитарную власть и ортодоксальную церковь. Неудивительно, что самый строгий приговор либерализму вынес Федор Достоевский. В «Великом инквизиторе» (главе романа «Братья Карамазовы») писатель поставил вечные вопросы, от которых не уйти и поныне.



...Христос возвращается к людям, его узнают и приветствуют, но по приказу Великого инквизитора арестовывают. «Ты идешь в мир с голыми руками, с каким-то обетом свободы, которого они, в простоте своей и прирожденном бесчинстве своем не могут и осмыслить, которого боятся и страшатся, ибо ничего и никогда не было для человека и для человеческого общества невыносимее свободы». «Люди малосильны, порочны, ничтожны, бунтовщики... Вечно неблагодарное людское племя... Свобода приведет людей к взаимному уничтожению».



Человеку и человечеству нужно еще много думать и работать, чтобы одолеть пороки и соблазны, чтобы научиться жить и пользоваться свободой для себя и другим во благо. Пока ни либералы, ни консерваторы с этой задачей не справились.


"
,

,

,

Фото: Unsplash. Голос сердца и голос разума По нынешним временам узнать человека, вступить с ним в разговор это значит прежде всего определить, из какого лагеря он смотрит на мир и людей. В плюралистическом обществе либерализм и консерватизм — наиболее наглядные проявления мировоззрения. Согласно опросам, 36% американцев считают себя консерваторами, 25 либералами, остальные — умеренные, чьи взгляды варьируются между двумя полюсами. Известна поговорка «Если в молодости ты не либерал, у тебя нет сердца, если в старости не консерватор, нет ума». Но при взгляде на нынешнюю геронтологию во власти возрастные различия между либералами и консерваторами незаметны. Мировоззрение связано с партийной принадлежностью. Около 50% демократов считают себя либералами, 38% — умеренными, 14% — консерваторами. Среди республиканцев 75% консерваторы, 20% умеренные, всего 4% либералы (Pew). Большинство демократов придерживаются левых убеждений: за социальную справедливость в распределении доходов, усиление роли государства в социальной помощи гражданам. Большинство республиканцев — правые: защита частной собственности, усиление роли рынка и уменьшение роли государства, личная ответственность. Четверть американцев считают себя левыми, около 40% правыми, остальные — умеренные. Левизна ассоциируется у большинства с социализмом, риторика Сандерса и прогрессистов порой греет душу, но доверия не вызывает. Политическая борьба усилила идеологическое размежевание. 92% республиканцев видят себя справа от среднего демократа, 94% демократов — слева от среднего республиканца. При этом треть в обеих партиях считает оппонентов «угрозой национальному благосостоянию». 98% правых голосовали за Трампа, один процент за Байдена, у демократов — с точностью до наоборот. Религиозные группы в основном консервативны и к радикальным видениям и акциям относятся негативно. Но при этом христианская мораль во многом совпадает с провозглашенными моральными принципами социализма — неверием в праведность богатства, умеренностью в потреблении, помощью бедным и угнетенным. Либерализм нашел много сторонников среди белых, поддерживающих права расовых меньшинств, иммигрантов, реформу правосудия. Но немало и консерваторов, отстаивающих устои и традиции, культурное наследие, семейные ценности и нравственные нормы. В черной общине около 70% придерживаются либерально-демократической ориентации, но вместе с тем при широкой поддержке государтва уделяется большое внимание афроамериканской истории и культуре. «Национальная ассоциация цветных» и «Гарлем Ренессанс» избрали фараона Тутанхамона символом своей культуры, более древней, чем европейская. Наиболее консервативны мусульманская община, азиаты, евангелисты. Евреи-ортодоксы заметны на улице, но в общине их только 8% и их влияние несопоставимо меньше, чем евреев-либералов. Центральные СМИ перестали быть независимыми информационными источниками и стали корпоративными организациями и партийно-пропагандистскими ячейками, где либерализм доминирует. Включишь ТВ, раскроешь газету — сразу видны принадлежность и интересы. У консерваторов силы значительно меньше, но популярные радио-ток-шоу у них в руках. Знакомый редактор сказала: «Я ни с кем не согласна, но всех печатаю». Такая свобода дорого стоит: ни спонсоров, ни богатых рекламодателей. Программы обучения в школах подчинены либеральной идеологии. Учителей консервативной ориентации менее 10%. В вузах либерализм доминирует и часто проявляется в агрессивном подавлении инакомыслия. Более 60% студентов и преподавателей, считающих себя консерваторами, говорят, что они не могут высказать свое мнение. Самоцензура часто оказывается сильнее права на свободу слова. Согласно данным Института Катона, 62% американцев «боятся высказывать свои политические взгляды», более всех республиканцы — 72%. В нашей общине плюрализма и терпимости никогда не было, сегодня еще хуже: выскажись как думаешь, беды не оберешься. Но и в других общинах высказать необщее мнение часто рискованно. Больше всех боятся высказаться белые, черные — меньше всех. И мужчины боятся больше, чем женщины. У кого привилегии, чьи права дискриминируют?! Чудны дела твои, господи. Мы новый мир построим Каким образом Америка, пуританская страна суровых нравов, восприняла либеральную идеологию, определяющую внутреннюю и внешнюю политику? Хотя либерализм ослабил влияние религии, но в своем облике не потерял связь с библейским учением: «Возлюби ближнего, как самого себя». Либерализм ассоциируется с гуманизмом, состраданием, альтруизмом, общечеловеческими ценностями. Как философское направление он сформировался три века назад в эпоху крушения абсолютизма и оказал большое влияние на отцов-основателей Джефферсона, Мэдисона, Гамильтона. Философия либерализма провозглашает жизнь, права и свободы человека высшими ценностями. На этой основе должны формироваться общественное устройство и законы, определяться пути развития. В теории либералы за священное право на собственность, но, дойдя до нынешнего беспрецедентного имущественного неравенства, они сегодня добиваются усиления контроля и регулирования со стороны государства. Но в культуре и образе жизни свобода без берегов: однополые браки, аборты, наркотики, проституция, отрицание нравственных норм, право на помощь в самоубийстве. Глобализм и мультикультура — в этом либералы видят будущее человечества. В последние десятилетия, когда в условиях либерального воспитания выросли поколения американцев, существенную роль играет чувство вины за изгнание и экспроприацию земель индейцев — коренных жителей, за столетия рабства и дискриминацию черных. Чувство вины побуждало не только к покаянию, но и к практическим мерам. Индейцы оказались в резервациях, где пособия и льготы мало помогают интеграции и закрепляют их отчуждение. Безработица, уровень образования, алкоголизм, наркомания, суицид, заболеваемость здесь намного выше, а продолжительность жизни ниже, чем в других общинах. Правительственые меры мало помогли черным в преодолении бедности, преступности, наркомании, распада семей. В такой атмосфере постоянно росли требования и активизм черной общины и им сочувствующих. Чувство вины дошло до поражающих воображение сцен: белые на коленях моют ноги черным. Либерализм ставит благие цели, но мало учитывает природу человека. Библия не создает иллюзий: «Велико развращение человека на земле, и все помышления сердца были зло во всякое время». Но в воображении либералов господствуют прекраснодушные утопии. «Какое мне дело до законов природы. если эти законы мне не нравятся», говорил герой «Записок из подполья». Достоевский видел в либерализме разрушительную силу. «Горы сравнять хорошая мысль. Все к одному знаменателю, полное равенство. И все вдруг начинают поедать друг друга»; «Мы пустим пьянство, сплетни, донос, мы пустим неслыханный разврат», — обещает герой «Бесов». Пересмотрел бы писатель-консерватор свои взгляды, ознакомившись с достижениями либеральной демократии? Или укрепился бы в своем прогнозе? Принципами не поступимся, страну не отдадим Консерватизм утверждает приверженность традициям и моральным нормам, преемственность, стабильность, личную ответственность, прагматизм и здравый смысл, уважение к историческому наследию, национальной культуре, отвергает радикализм и революции, быстрые решения. Частная собственность — залог свободы и сохранения цивилизации. Признание несовершенства человека предполагает необходимость реалистического взгляда на построение общества, законы и управление. «Консерватор признает существующее зло в отличие от либералов, которые хотят заменить его другим»; «Дьявол, которого я знаю, лучше незнакомого дьявола». Отцом неоконсервативного движения был Билл Кристол, редактор The Weekly Standard, автор многих консервативных работ. В 60-е годы некоторые либералы примкнули к неоконам, и те и другие были озабочены ростом радикализма и социалистических настроений и потерей влияния Америки в мире. Неоконы требовали уменьшения налогов, большей свободы корпорациям, жестких мер в борьбе с преступностью, социалистическим влиянием. Особое внимание они уделяли продвижению демократии, смене авторитарных режимов, приоритету американских интересов. Неоконы сыграли большую роль в инициировании войны в Ираке и последующих военных акций за рубежом. Сегодня самая заметная фигура в американском консервативном движении — Стивен Бэннон. В свою бытность главой «Брейтбарта» он опубликовал статью, в которой утверждалось, что «Дип стейт» — союз бюрократов, технократов и плутократов — пытается лишить американцев свободы. Он был главным советником Трампа по стратегическим вопросам. Когда он стал проблемой для Трампа, ему пришлось уйти и он занялся созданием международного союза за спасение Западной цивилизации. Бэннон с уважением относится к евразийским идеям Александра Дугина, сторонника национального государства и авторитарного управления. Но вскоре Бэннон опять занялся Америкой, сосредоточив внимание на местном управлении и укреплении позиций Республиканской партии. Базой служат «МAGA» («Сделаем Америку великой опять») и евангелисты — «Один народ под властью Бога». В глазах либералов Бэннон — дьявол во плоти, и в общественном мнении он тоже фигура одиозная. Но среди консерваторов есть и респектабельные организации и представители. Например, «Общество федералистов», пять членов Верховного суда были его членами. Судья Кларенс Томас олицетворяет хранителя консервативных устоев. Хотя большинство черных поддерживают либералов, он республиканец и твердо отстаивает свои убеждения и принципы. В России консерватизм всегда опирался но тоталитарную власть и ортодоксальную церковь. Неудивительно, что самый строгий приговор либерализму вынес Федор Достоевский. В «Великом инквизиторе» (главе романа «Братья Карамазовы») писатель поставил вечные вопросы, от которых не уйти и поныне. .Христос возвращается к людям, его узнают и приветствуют, но по приказу Великого инквизитора арестовывают. «Ты идешь в мир с голыми руками, с каким-то обетом свободы, которого они, в простоте своей и прирожденном бесчинстве своем не могут

Следующая похожая новость...
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)

      
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика