Европа в панике: джихадисты возвращаются из Сирии - «Военное обозрение» » «Новости Дня»
Higgins
Опубликовано: 21:35, 11 марта 2019
Военные действия

Европа в панике: джихадисты возвращаются из Сирии - «Военное обозрение»

Возвращение джихадистов в Европу несет большую угрозу безопасности, и лидеры ЕС не знают, как поступить с ними, боятся судить их по всей строгости законов. При этом в Ираке уже казнили сотни боевиков ИГИЛ*. Естественно, международные гуманитарные организации вспомнили о «правах человека» и потребовали «гуманного суда», который возможен только в Европе.
Европа в панике: джихадисты возвращаются из Сирии - «Военное обозрение»

Возвращение джихадистов в Европу несет большую угрозу безопасности, и лидеры ЕС не знают, как поступить с ними, боятся судить их по всей строгости законов. При этом в Ираке уже казнили сотни боевиков ИГИЛ*. Естественно, международные гуманитарные организации вспомнили о «правах человека» и потребовали «гуманного суда», который возможен только в Европе.


На Юго-Востоке Сирии завершается операция по ликвидации последних оплотов ИГИЛ*. Арабо-курдские отряды «Сирийских демократических сил» ведут ожесточенные бои вокруг селения Багуз на границе с Ираком, ликвидируя последние очаги сопротивления джихадистов. Тысячи игиловцев попали в плен, оставшиеся пытаются вырваться из окружения, используя взятки, помощь местных суннитов и другие доступные средства. Всего, по данным ООН, в Ираке и Сирии остается от 14 до 18 тысяч джихадистов, среди которых сотни, а вероятно и тысячи лиц с европейскими паспортами. Возвращение игиловцев в Европу несет большую угрозу безопасности, и лидеры ЕС не знают, как поступить с ними: лишить гражданства, судить или просто разрешить въезд, если они не совершали преступлений.


Президент США Дональд Трамп обратился к странам Европы с призывом репатриировать из Сирии и отдать под суд свыше 800 европейских джихадистов, которые были захвачены в плен в ходе последних боев. Речь идет о боевиках ИГИЛ из Европы, которые находятся в плену у курдских ополченцев. Трамп предупредил европейцев, что джихадисты намерены внедриться в Европе и продолжить свою подрывную деятельность. В том случае, если им удастся избежать суда, под угрозу будет поставлена безопасность Европы. Одновременно глава британской внешней разведки МИ-6 Алекс Янгер заявил, что, несмотря на военное поражение в Сирии, боевики ИГИЛ реорганизуются и готовы совершить новые теракты. Это особенно опасно с учетом того, что они приобрели в Сирии чрезвычайно «опасный» опыт и контакты. На скорейшей репатриации и передаче под суд пленных боевиков настаивают также представители курдских ополчений, которые не хотят брать на себя организацию судов и содержание пленных. Речь идет не только о боевиках, но и членах их семей — женах и детях.


Сколько джихадистов может вернуться в страны Евросоюза? По данным Международного исследовательского центра по радикальным организациям при Королевском колледже Лондона (Kings College), всего около 6 тысяч человек из Франции, Германии и Великобритании уехали в Сирию и Ирак, чтобы сражаться в рядах «Исламского государства». Вернулось в Западную Европу порядка 1 765 человек. Источники в Европарламенте исходят из того, что в Германию и Бельгию уже вернулось около трети уехавших джихадистов, во Францию — 12%. Обычно речь идет о выходцах из стран Ближнего Востока и Северной Африки, которые родились либо долго жили в странах Европы и имеют европейские паспорта.


Страны ЕС имеют различный подход к проблеме возвращающихся джихадистов с учетом оценки рисков, возможности их перевоспитания и реинтеграции в обществе. Также нет единого подхода по поводу того, что делать с детьми европейских джихадистов, которые родились в Сирии и Ираке после 2012 года. Президент Франции Эмманюэль Макрон заявил, что боевики должны предстать перед судом в странах, где они совершали преступления. Однако все понимают, что суд в арабских странах гораздо жестче, и признанные виновными будут с большой долей вероятности казнены.


Курдские отряды из состава «Сирийских демократических сил» проявляют гораздо больше гуманизма по отношению к пленным игиловцам, хотя те совершали страшные зверства на их территориях. В последние дни свыше тысячи пленных игиловцев и 4 тысячи членов их семей были переданы курдскими ополчениями властям Ирака. Среди них — 80 граждан Великобритании, а также десятки боевиков из США, Франции и Германии. Иракский закон достаточно жесток, здесь уже казнили сотни боевиков ИГИЛ, так как принадлежность к этой организации предполагает смертную казнь. Естественно, международные гуманитарные организации вспомнили о «правах человека» и потребовали «гуманного суда», который возможен только в Европе. Тем не менее уже сейчас Ирак намерен судить на своей территории по иракскому закону 13 французских игиловцев, которые сражались в Сирии и Ираке. Об этом заявил президент Ирака Бархам Салих — представитель Патриотического союза Курдистана.


Ирак принял это решение в связи с тем, что Париж так и не определился, отдавать под суд во Франции своих игиловцев или нет. Германия также не хочет судить боевиков ИГИЛ у себя дома. Министр иностранных дел Хайко Маас прямо сказал, что «требование Трампа крайне тяжело выполнить». Глава баварского МВД Йоахим Херманн заявил, что, хотя эти джихадисты имеют немецкие паспорта, пускать их в Германию нельзя, а доказательную базу их преступлений невозможно собрать.


Сирийские демократические силы (СДС) подвергают резкой критике позицию европейских государств. Представитель СДС Абдель Карим Омар заявил, что его движение сражается с терроризмом и «Исламским государством» вместе с международной коалицией, однако Европа не проявляет солидарности с курдскими отрядами, которые несут в одиночку бремя по содержанию тысяч пленных — бойцов ИГИЛ и членов их семей.


Почему европейцы не ходят отдавать под суд игиловцев в своих странах? Очевидно, что лидеры Западной Европы проявляют свою обычную неолиберальную осторожность. Они боятся судить джихадистов по всей строгости законов, опасаясь протестов со стороны арабо-мусульманского населения, особенно во Франции, где мусульман официально насчитывается около 6 миллионов человек, а в действительности намного больше. Вот почему Дональд Трамп призвал колеблющихся европейцев действовать со всей решительностью и предать их суду. Тем не менее, небольшие «подвижки» по этой проблеме есть: на днях бельгийский суд признал виновным французского джихадиста Мехди Неммуша, который убил в мае 2014 года четырех человек в Еврейском музее Брюсселя. Это был первый теракт в Европе, совершенный боевиком ИГИЛ. Неммуш сражался на Ближнем Востоке в рядах этой организации с января 2013 по февраль 2014 года.


Комментаторы немецкого журнала «Шпигель» (Der Spiegel) напоминают, что европейские джихадисты — продукт ультралиберальной западноевропейской цивилизации. Они выросли и сформировались в Германии, Франции и других странах Западной Европы, здесь они посещали мечети, здесь примкнули к исламистским организациям. Европа сама создала условия для радикализации своих мусульман. Одна из главных причин популяризации этих движений — выход исламистской пропаганды в виртуальное пространство. Если раньше исламистские проповедники вели пропаганду в мечетях и на закрытых собраниях, то теперь интернет предоставил им практически неограниченную аудиторию.


Еще в 2015 году сотрудники французского МВД сообщали о 15-20 тысячах активных исламистов во Франции. Тысячи молодых джихадистов из Франции и других стран Европы отправились воевать за ИГИЛ в Сирию и Ирак. По подсчетам британской медиа-корпорации Би-би-си (BBC), за время войны в Ирак и Сирию прибыло свыше 40 тысяч иностранных джихадистов из 110 стран мира, большинство из них влилось в ряды ИГИЛ. Из них — свыше 2 тысяч французов, тысяча немцев и 800 британцев, большие группы из Бельгии, Нидерландов, Австрии и скандинавских стран, а также из балканского региона.


Особое беспокойство вызывает судьба женщин и детей, привезенных в «Исламское государство». В данное время в плену у курдов находятся тысячи женщин и детей, сопровождавших боевиков ИГИЛ, среди них 270 женщин и детей только с немецкими паспортами. Почти все женщины утверждают, что были вывезены на Ближний Восток силой и не имеют к ИГИЛ никакого отношения. Но очень многие наблюдатели в этом сомневаются. «Фильтрацию» в военно-полевом режиме проводит уголовный суд в Багдаде: более 40 иностранок были приговорены к смертной казни, десятки — к пожизненному заключению. Суровость приговора объясняется и тем, что иракцы пережили сильнейшую психологическую травму, а игиловцы совершили в стране массу зверских преступлений. В этой связи население требует возмездия. Британская «Гардиан» (The Guardian) приводит мнение жителей Багдада: «Они не заслуживают пощады, женщины в том числе».


Практически единственным исключением в этом сложном вопросе стала Россия. По инициативе президента Чечни Рамзана Кадырова из Ирака в РФ была репатриирована группа женщин и детей, вывезенных в свое время в «Исламское государство». Эта инициатива не получила одобрения российских спецслужб. Директор ФСБ Александр Бортников заявил на заседании Национального антитеррористического комитета, что «возвращение в Россию бывших участников незаконных вооруженных формирований из стран Ближнего Востока представляет для страны огромную опасность». По данным чеченской правозащитницы Хеды Саратовой, в Сирии и Ираке остаются более двух тысяч женщин и детей с Северного Кавказа и из других регионов России.


Дмитрий Добров


* ИГИЛ (ИГ, «Исламское государство») — запрещенная в России террористическая организация


  • Источник

Возвращение джихадистов в Европу несет большую угрозу безопасности, и лидеры ЕС не знают, как поступить с ними, боятся судить их по всей строгости законов. При этом в Ираке уже казнили сотни боевиков ИГИЛ*. Естественно, международные гуманитарные организации вспомнили о «правах человека» и потребовали «гуманного суда», который возможен только в Европе. На Юго-Востоке Сирии завершается операция по ликвидации последних оплотов ИГИЛ*. Арабо-курдские отряды «Сирийских демократических сил» ведут ожесточенные бои вокруг селения Багуз на границе с Ираком, ликвидируя последние очаги сопротивления джихадистов. Тысячи игиловцев попали в плен, оставшиеся пытаются вырваться из окружения, используя взятки, помощь местных суннитов и другие доступные средства. Всего, по данным ООН, в Ираке и Сирии остается от 14 до 18 тысяч джихадистов, среди которых сотни, а вероятно и тысячи лиц с европейскими паспортами. Возвращение игиловцев в Европу несет большую угрозу безопасности, и лидеры ЕС не знают, как поступить с ними: лишить гражданства, судить или просто разрешить въезд, если они не совершали преступлений. Президент США Дональд Трамп обратился к странам Европы с призывом репатриировать из Сирии и отдать под суд свыше 800 европейских джихадистов, которые были захвачены в плен в ходе последних боев. Речь идет о боевиках ИГИЛ из Европы, которые находятся в плену у курдских ополченцев. Трамп предупредил европейцев, что джихадисты намерены внедриться в Европе и продолжить свою подрывную деятельность. В том случае, если им удастся избежать суда, под угрозу будет поставлена безопасность Европы. Одновременно глава британской внешней разведки МИ-6 Алекс Янгер заявил, что, несмотря на военное поражение в Сирии, боевики ИГИЛ реорганизуются и готовы совершить новые теракты. Это особенно опасно с учетом того, что они приобрели в Сирии чрезвычайно «опасный» опыт и контакты. На скорейшей репатриации и передаче под суд пленных боевиков настаивают также представители курдских ополчений, которые не хотят брать на себя организацию судов и содержание пленных. Речь идет не только о боевиках, но и членах их семей — женах и детях. Сколько джихадистов может вернуться в страны Евросоюза? По данным Международного исследовательского центра по радикальным организациям при Королевском колледже Лондона (Kings College), всего около 6 тысяч человек из Франции, Германии и Великобритании уехали в Сирию и Ирак, чтобы сражаться в рядах «Исламского государства». Вернулось в Западную Европу порядка 1 765 человек. Источники в Европарламенте исходят из того, что в Германию и Бельгию уже вернулось около трети уехавших джихадистов, во Францию — 12%. Обычно речь идет о выходцах из стран Ближнего Востока и Северной Африки, которые родились либо долго жили в странах Европы и имеют европейские паспорта. Страны ЕС имеют различный подход к проблеме возвращающихся джихадистов с учетом оценки рисков, возможности их перевоспитания и реинтеграции в обществе. Также нет единого подхода по поводу того, что делать с детьми европейских джихадистов, которые родились в Сирии и Ираке после 2012 года. Президент Франции Эмманюэль Макрон заявил, что боевики должны предстать перед судом в странах, где они совершали преступления. Однако все понимают, что суд в арабских странах гораздо жестче, и признанные виновными будут с большой долей вероятности казнены. Курдские отряды из состава «Сирийских демократических сил» проявляют гораздо больше гуманизма по отношению к пленным игиловцам, хотя те совершали страшные зверства на их территориях. В последние дни свыше тысячи пленных игиловцев и 4 тысячи членов их семей были переданы курдскими ополчениями властям Ирака. Среди них — 80 граждан Великобритании, а также десятки боевиков из США, Франции и Германии. Иракский закон достаточно жесток, здесь уже казнили сотни боевиков ИГИЛ, так как принадлежность к этой организации предполагает смертную казнь. Естественно, международные гуманитарные организации вспомнили о «правах человека» и потребовали «гуманного суда», который возможен только в Европе. Тем не менее уже сейчас Ирак намерен судить на своей территории по иракскому закону 13 французских игиловцев, которые сражались в Сирии и Ираке. Об этом заявил президент Ирака Бархам Салих — представитель Патриотического союза Курдистана. Ирак принял это решение в связи с тем, что Париж так и не определился, отдавать под суд во Франции своих игиловцев или нет. Германия также не хочет судить боевиков ИГИЛ у себя дома. Министр иностранных дел Хайко Маас прямо сказал, что «требование Трампа крайне тяжело выполнить». Глава баварского МВД Йоахим Херманн заявил, что, хотя эти джихадисты имеют немецкие паспорта, пускать их в Германию нельзя, а доказательную базу их преступлений невозможно собрать. Сирийские демократические силы (СДС) подвергают резкой критике позицию европейских государств. Представитель СДС Абдель Карим Омар заявил, что его движение сражается с терроризмом и «Исламским государством» вместе с международной коалицией, однако Европа не проявляет солидарности с курдскими отрядами, которые несут в одиночку бремя по содержанию тысяч пленных — бойцов ИГИЛ и членов их семей. Почему европейцы не ходят отдавать под суд игиловцев в своих странах? Очевидно, что лидеры Западной Европы проявляют свою обычную неолиберальную осторожность. Они боятся судить джихадистов по всей строгости законов, опасаясь протестов со стороны арабо-мусульманского населения, особенно во Франции, где мусульман официально насчитывается около 6 миллионов человек, а в действительности намного больше. Вот почему Дональд Трамп призвал колеблющихся европейцев действовать со всей решительностью и предать их суду. Тем не менее, небольшие «подвижки» по этой проблеме есть: на днях бельгийский суд признал виновным французского джихадиста Мехди Неммуша, который убил в мае 2014 года четырех человек в Еврейском музее Брюсселя. Это был первый теракт в Европе, совершенный боевиком ИГИЛ. Неммуш сражался на Ближнем Востоке в рядах этой организации с января 2013 по февраль 2014 года. Комментаторы немецкого журнала «Шпигель» (Der Spiegel) напоминают, что европейские джихадисты — продукт ультралиберальной западноевропейской цивилизации. Они выросли и сформировались в Германии, Франции и других странах Западной Европы, здесь они посещали мечети, здесь примкнули к исламистским организациям. Европа сама создала условия для радикализации своих мусульман. Одна из главных причин популяризации этих движений — выход исламистской пропаганды в виртуальное пространство. Если раньше исламистские проповедники вели пропаганду в мечетях и на закрытых собраниях, то теперь интернет предоставил им практически неограниченную аудиторию. Еще в 2015 году сотрудники французского МВД сообщали о 15-20 тысячах активных исламистов во Франции. Тысячи молодых джихадистов из Франции и других стран Европы отправились воевать за ИГИЛ в Сирию и Ирак. По подсчетам британской медиа-корпорации Би-би-си (BBC), за время войны в Ирак и Сирию прибыло свыше 40 тысяч иностранных джихадистов из 110 стран мира, большинство из них влилось в ряды ИГИЛ. Из них — свыше 2 тысяч французов, тысяча немцев и 800 британцев, большие группы из Бельгии, Нидерландов, Австрии и скандинавских стран, а также из балканского региона. Особое беспокойство вызывает судьба женщин и детей, привезенных в «Исламское государство». В данное время в плену у курдов находятся тысячи женщин и детей, сопровождавших боевиков ИГИЛ, среди них 270 женщин и детей только с немецкими паспортами. Почти все женщины утверждают, что были вывезены на Ближний Восток силой и не имеют к ИГИЛ никакого отношения. Но очень многие наблюдатели в этом сомневаются. «Фильтрацию» в военно-полевом режиме проводит уголовный суд в Багдаде: более 40 иностранок были приговорены к смертной казни, десятки — к пожизненному заключению. Суровость приговора объясняется и тем, что иракцы пережили сильнейшую психологическую травму, а игиловцы совершили в стране массу зверских преступлений. В этой связи население требует возмездия. Британская «Гардиан» (The Guardian) приводит мнение жителей Багдада: «Они не заслуживают пощады, женщины в том числе». Практически единственным исключением в этом сложном вопросе стала Россия. По инициативе президента Чечни Рамзана Кадырова из Ирака в РФ была репатриирована группа женщин и детей, вывезенных в свое время в «Исламское государство». Эта инициатива не получила одобрения российских спецслужб. Директор ФСБ Александр Бортников заявил на заседании Национального антитеррористического комитета, что «возвращение в Россию бывших участников незаконных вооруженных формирований из стран Ближнего Востока представляет для страны огромную опасность». По данным чеченской правозащитницы Хеды Саратовой, в Сирии и Ираке остаются более двух тысяч женщин и детей с Северного Кавказа и из других регионов России. Дмитрий Добров * ИГИЛ (ИГ, «Исламское государство») — запрещенная в России террористическая организация Источник

Следующая похожая новость...
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)

      
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика