Как США захватывают экономику России - «Новости Дня»
Российский алюминиевый гигант «Русал» инвестирует 200 млн долларов в строительство крупнейшего в США завода, который займётся прокатыванием российских алюминиевых слябов для американского автопрома. Ещё недавно подобное было сложно себе представить, однако теперь Вашингтон не только ставит под контроль эту отрасль в России, но и будет пользоваться её благами.
Если говорить о последних перипетиях в жизни крупнейшей в России алюминиевой компании «Русал», нужно иметь в виду, что она и ранее не была в полном смысле слова российской. Компания входит в офшорный холдинг En+, зарегистрированный на острове Джерси. Теперь же компания не принадлежит России совершенно, так как ключевые кандидатуры в совете директоров холдинга утверждаются Минфином США, а олигарх Олег Дерипаска почти полностью лишился в ней контроля по условиям сделки с Вашингтоном ради снятия санкций с компании.
Делами в En+ заправляет британский лорд Грегори Баркер, а ведь холдинг владеет также крупнейшими энергетическими активами в Сибири, компанией «Евросибэнерго». Теперь американскому совету директоров подконтрольны и они.
Российский Минфин, между тем, уже пытался «спасти» «Русал» и другие компании олигарха от санкций. Правительство то озвучивало амбициозные планы по поддержке алюминиевой отрасли страны, сделав приоритетной закупку алюминия у «Русала», то согласовывало предоставление преференций для «Группы ГАЗ» при госзакупках. Однако нередко при правильной постановке вопросов возникали проблемы: вывод из-под санкций «Русала», как и холдинга En+ вместе с входящими в него российскими энергетическими и автомобилестроительными активами, всякий раз означал тяжёлые удары по другим предприятиям и смежным отраслям. Никаких действенных шагов с апреля 2018 года, по сути, предпринято не было.
И вот мы получили то, что получили. «Русал» стал американской компанией и, что совершенно логично, начинает соответствующим образом себя вести.
15 апреля стало известно, что «Русал» готов совершить крупнейшую инвестицию в американскую экономику. Как написало деловое издание Wall Street Journal, компания выделит 200 млн долларов на строительство в США завода по переработке алюминиевых слябов — прокатки из них листов. Об этом также сообщила сама компания в заявлении, распространённом на Гонконгской бирже.
«Российский алюминиевый гигант «Русал» планирует инвестировать 200 млн долларов в прокатный стан в штате Кентукки, который станет крупнейшим алюминиевым заводом, построенным в США почти за четыре десятилетия», — пишет Wall Street Journal.
Проектом занимается стартап Braidy Industries Inc, вложивший в него 1,7 млрд долларов. Цель — обеспечить прокатным алюминием из России американскую автомобильную промышленность. Wall Street Journal отмечает, что открытие прокатного завода в США станет поворотным моментом. Введение Вашингтоном 10-процентных пошлин на импортный алюминий сказалось на стоимости сырья для производителей. Теперь же алюминиевые слябы из России могут быть превращены в тонкие листы для автопрома и других целей.
«После десятилетий стагнации продаж алюминиевого листа для банок и других основных продуктов прокатные компании в США стремятся к производству высококачественного листа для кузовов автомобилей. Автопроизводители всё чаще заменяют сталь на алюминий, потому что он легче. Рост пошлин повысил и стоимость алюминия иностранного производства, что привело к более высокой ценовой политике на рынке, где производственные мощности уже ограничены», — пишет газета.
«Русал» является вторым по величине в мире производителем необработанного алюминия. Как сообщила компания Braidy, компания будет поставлять на новый завод до 200 тыс. метрических тонн алюминия иностранного производства в год. В основном поставки пойдут с Тайшетского алюминиевого завода, который сейчас строится в Сибири.
«Мы считаем, что такого рода партнёрство мы могли бы воспроизвести по всему миру», — приводит издание заявление лорда Грегори Баркера.
В планах — заключение десятилетнего контракта на поставку алюминия для переработки в США. Такое соглашение сделало бы «Русал» крупнейшим поставщиком необработанного алюминия в США, где у компании нет своего производства. «Русалу» будет принадлежать 40% акций дочерней компании Braidy, эксплуатирующей комбинат. Сделка пока находится на рассмотрении и должна быть одобрена членами совета директоров в Braidy и En+.
Значение для США
Казалось бы, «российская» компания расширяет, таким образом, своё присутствие на зарубежном рынке. Тем более в условиях колоссального затоваривания собственных складов непроданным алюминием. Этому можно только радоваться? Нет. И дело тут в той добавленной стоимости, которую в США получит российский (на этот раз без кавычек) алюминий, и которой он не получит в России.
Вместо того чтобы строить заводы по переработке алюминия в нашей стране, такое предприятие появится в США. И добавленная стоимость будет именно там, будет развивать американскую экономику, а не российскую. Для США это тем важнее, чем к более серьёзным последствиям приведут повышенные пошлины на сталь и алюминий (25% и 10% соответственно), которые в 2018 году ввёл президент США Дональд Трамп.
Он заявлял тогда, что постановка барьера для импорта стали и алюминия будет стимулировать создание в США новых предприятий вместо закупки уже переработанного алюминия за рубежом. Это привело к началу войны пошлин США с Европой, которая решила ответить на эти действия Вашингтона.
Последствия оказались не такими уж радужными — пошлины США привели к росту цен на внутреннем рынке. Необходимо было искать выход, и его нашли. Стоило захватить у России «Русал», чтобы получать алюминий напрямую и перерабатывать его уже в США. Wall Street Journal недаром так помпезно пишет об инвестиции «Русала» как о краеугольном камне снижения цен на алюминий для американских автопроизводителей. Учитывая потребности американской промышленности, включая потребности того же Boeing в российском алюминии, можно смело сказать, что эффект будет мультипликативным. Ниже стоимость сырья, ниже стоимость переработки и закупочные цены для потребителей в Америке.
Последний прокатный стан, построенный в США, был открыт в Логане (тот же штат Кентукки) аж в 1983 году. В планах стартапа Braidy — произвести в США алюминиевую революцию. Планируется закупить эффективное оборудование для производства листов из алюминия, чтобы затем сделать завод Braidy самым дешёвым производителем на рынке как минимум на пять лет.
Растущий спрос со стороны автомобильной промышленности неизбежно привлечёт другие компании для инвестирования в новое производство. Это может в конечном итоге привести к переизбытку и снизить цены на алюминиевые автопокрышки. Особенно если в ближайшие годы произойдёт спад автопроизводства или автомобильные компании столкнутся с давлением, чтобы машины были более экономичными за счёт уменьшения их веса. Словом, всё взаимосвязано.
В проекте участвует и штат Кентукки — он инвестировал 15 млн долларов и предложил ещё 15 в качестве стимулов экономического развития. Ожидается, что завод даст 1,5 тыс. рабочих мест, а постоянно на предприятии будут трудиться около 600 сотрудников. Завод может быть запущен уже в 2020 году.
А что у нас?
Первое и самое главное — всё вышеописанное возможно лишь благодаря «Русалу» и российскому (в отличие от юрисдикции компании) алюминию. Все «танцы с бубнами», которые предпринимало российское правительство, ни к чему не привели. Точнее, привели к тому, что судьбу «Русала» и российского алюминия теперь решают в Вашингтоне. Что же случилось, если смотреть на произошедшее не только через призму экономики?
«Русал» — хорошо структурированная компания с большими активами не только в России, но и по всему миру. Но её очень легко атаковать. Достаточно было запретить компаниям перевозить грузы для «Русала» под угрозой вторичных санкций, и всё начало рассыпаться. То есть американцы, на их взгляд, отработали очень успешно технологию, которую можно масштабировать на другие компании, на другие рынки, и не только российские», — рассказал президент Центра системного прогнозирования Дмитрий Митяев.
По его мнению, США развязали против России войну за доступ на глобальные рынки, которые Вашингтон считает своими. И переход «Русала» в американские руки стал следствием перераспределения этих рынков, в том числе между США и Великобританией. Вспомним Грегори Баркера, бывшего министра энергетики Великобритании, который пока ещё контролирует En+.
В совете директоров En+ раньше был один из Ротшильдов, а банк Ротшильдов, кстати, участвовал в отрешении «Русала» от России по так называемому «плану Баркера». Ротшильд в совете директоров не подружился с Дерипаской, оттого последнему и не повезло.
«Россию начали давить превентивно. Речь идёт именно о том, чтобы в этот пресловутый слепой траст Минфина США забирать всё, что клиент готов отдать. И это у них может получиться, судя по заявлениям нашего министра финансов, который конструктивно взаимодействует с Западом, даже не обсуждая», — считает Митяев.
Первый вице-премьер и министр финансов России Антон Силуанов, действительно, ранее даже хвастался планом, который позволил вывести «Русал» из-под санкций. Он считает, что аналогично можно работать с «Группой ГАЗ» Дерипаски, а переговоры об этом с Минфином США уже идут.
В итоге мы видим то, что в самую пору назвать термином «вашингтонский заговор». Потому что в нём участвуют многие российские олигархи, которые не хотят терять свои компании и прибыль полностью, и поэтому, как Дерипаска, будут согласны отдать львиную долю контроля в руки Минфина США. Именно поэтому новый завод «Русала», который будет давать не алюминий, а его прокат, построят в США, а не в России.
Также происходящее можно смело назвать «ползучей оккупацией». Рейдерский захват «Русала» американцами носит прецедентный характер. По этой же схеме можно прибрать к рукам и другие крупные российские предприятия и банки. В целом эта «оккупация» означает, что Россия может превратиться в сырьевой придаток Запада, а всё производство и добавленная стоимость будут там. Сейчас же американцам начинает служить огромная и важнейшая отрасль российской промышленности — алюминиевая.
Следующая похожая новость...