The Christian Science Monitor (США): Путин уйдет, а путинизм останется? Мнения русских разделились - «Политика» » «Новости Дня»
Edgarpo
Опубликовано: 15:32, 23 февраля 2019
Политика

The Christian Science Monitor (США): Путин уйдет, а путинизм останется? Мнения русских разделились - «Политика»

С самого распада СССР, где было заидеологизировано абсолютно всё от внешней политики до личной жизни, часть русских сбилась с ног в поисках новой национальной идеи. Автор американской газеты анализирует статью Владислава Суркова о нынешнем президенте, не забывая использовать антироссийскую риторику. По мнению журналиста, «после публикации статьи русские спорят, что же такое "путинизм" и существует ли он вообще».
The Christian Science Monitor (США): Путин уйдет, а путинизм останется? Мнения русских разделились - «Политика»
© РИА Новости, Михаил Климентьев | Перейти в фотобанкС самого распада СССР, где было заидеологизировано абсолютно всё от внешней политики до личной жизни, часть русских сбилась с ног в поисках новой национальной идеи. Автор американской газеты анализирует статью Владислава Суркова о нынешнем президенте, не забывая использовать антироссийскую риторику. По мнению журналиста, «после публикации статьи русские спорят, что же такое "путинизм" и существует ли он вообще».

Когда говорит идеолог Кремля, пусть и бывший, люди обычно прислушиваются. На прошлой неделе он заявил, что структура власти, выстроенная Путиным, переживет своего создателя. Теперь русские спорят, что же такое «путинизм» и существует ли он вообще.


Для русских первостепенное значение в политическом дискурсе играет идеология.


С самого распада СССР, где было заидеологизировано абсолютно всё от внешней политики до личной жизни, часть русских сбилась с ног в поисках новой национальной идеи, которая бы сплотила их народ и наполнила смыслом его существование. Другие же, напротив, противятся любым попыткам насадить официальную идеологию — для них это бич российской истории.


Владислав Сурков, некогда ведущий идеолог Кремля, на прошлой неделе заявил, что созданный Владимиром Путиным политический режим представляет собой завершенную идеологию — «путинизм» — который выстоит любые испытания, включая потерю ее вождя.


Своей статьей господин Сурков разжег среди ведущих российских интеллектуалов жаркую полемику о судьбе России и ее историческом пути, а также о том, переживет ли путинский режим — безусловно, доказавший свою живучесть — своего создателя.


Даже многочисленные противники Суркова, не принимающие его доводов, согласны: эта статья имеет принципиальное значение.


«Сурков раньше считался ведущим идеологом Кремля. Его работы всегда интересны и увлекательны. Он — тот, кто разрабатывает политические системы», — объясняет Николай Петров, политолог Высшей школы экономики в Москве. «Поэтому немудрено, что многие восприняли его статью не как личное мнение, а как сигнал свыше. Люди убеждены: он получил инструкции сверху. Ну или как минимум отмашку на публикацию».


«Глубинный народ» России


Статья Суркова вышла в эпоху социальных противоречий и сомнений, что же будет, когда Путин сойдет со сцены, и потому неминуемо стала поводом для пересудов. Сам политический ландшафт путинской эры сформировали грандиозные замыслы Суркова, беззастенчиво искажая представления россиян о демократическом выборе.



Сурков прославился как архитектор так называемой управляемой демократии, куда вошел ряд прокремлевских политических партий на разные политические вкусы. Их Сурков и предложил избирателям как иллюзию сложного демократического выбора. В сурковскую трактовку демократии западного образца вошли даже элементы гражданского общества — например, молодежное движение «Наши» — и Гражданская палата, своего рода параллельный парламент общественных групп. Однако место в Кремле он потерял несколько лет назад — вероятно, Путин попросту устал от его интриг. Но его не раз возвращали для решения щекотливых задач. В последнее время он был ведущим специалистом по урегулированию российско-украинского кризиса.


Стержневая идея его статьи под названием «Долгое государство Путина» заключается в том, что Путин разработал форму правления, которая соединяет волю лидера с волей народа, минуя посредников — таких, как парламент и государственный аппарат. В путинизме, утверждает он, российское государство обрело редкую гармонию с вечным русским народом, и оно выражает его волю, не нуждаясь в выборах, опросах общественного мнения или других атрибутах западной демократии, которые он презрительно называет «трюками» и «миражами».


«Стресс-тесты, которые оно [новое государство] прошло и проходит, показывают, что именно такая, органически сложившаяся модель политического устройства явится эффективным средством выживания и возвышения российской нации на ближайшие не только годы, но и десятилетия, а скорее всего и на весь предстоящий век», — пишет Сурков.


И если западная демократия не может жить без скрытого «глубинного государства», которое неизбежно встает у руля, какой бы выбор не сделал капризный электорат, пишет Сурков, то в России есть «глубинный народ», которая живет в гармонии со своими вождями.


«Государство у нас не делится на глубинное и внешнее, оно строится целиком, всеми своими частями и проявлениями наружу», — пишет он. «Умение слышать и понимать народ, видеть его насквозь, на всю глубину и действовать сообразно — уникальное и главное достоинство государства Путина».



© AP Photo, Ivan SekretarevВоздушные шары над головами участников первомайской демонстрации в МосквеСвоей статьей Сурков снискал насмешки ведущих интеллектуалов страны, которые зачастую симпатизируют оппозиции. Многие из них решили, что статья откровенно написана с одной целью, чтобы польстить одному единственному человеку — самому Путину.

Но главный предмет споров — существует ли путинизм или нет.


Глеб Павловский, который работал в Кремле с Сурковым в первые путинские годы, считает, что Сурков заблуждается, приняв относительную стабильность путинских лет за некую непреходящую формулу социальной гармонии.


«В постсоветской России настоящего государства мы, увы, не создали», — сообщил господин Павловский изданию «Бизнес-онлайн». «Наша система — система поведения власти, исключающая значение нормы. И такая модель поведения является общей для элит и для населения России».


Хотя Путин ввел в обиход ряд механизмов для общения с простыми россиянами через чиновничество — к примеру регулярные прямые линии другие впечатляющие нововведения в области «цифровой демократии» — ничего из этого еще не говорит в пользу некой мистической связи между лидером и народом, отмечают эксперты.


«Путинизм мы можем понимать лишь как конкретный режим, который доказал свою прочность и гибкость, хотя их еще предстоит объяснить», — отозвался господин Петров. «Но это не идеология. Это лишь циничная и прагматическая манипуляция властью, постоянная погоня за поддержкой большинства — пусть и доселе ей сопутствовал успех. Ни одну из идей Суркова, изложенных в статье, нельзя воспринимать всерьез. Ее надо рассматривать лишь как отражение настоящего момента со всеми его сложностями и неопределенностью».


Упрощенное протофашистское государство?


Другие же, напротив того, усматривают в путинизме явную идеологию. На Западе ученые вроде Тимоти Снайдера (Timothy Snyder) считают, что Сурков и Путин черпают идеи у христианско-фашистского русского философа-эмигранта 20-го века Ивана Ильина в попытке создать современное корпоративистское государство в духе Муссолини.


Но западные критики, похоже, слишком много уделяют внимание случайным отсылкам Путина к другим мыслителям. В какой-то момент журнал «Форин Полиси» (Foreign Policy) объявил «мозгом Путина» российского националиста-евразйца Александра Дугина. Однако господин Дугин, уволенный с университетской должности несколько лет назад, слывет критиком Путина, и всякую связь с российским лидером отрицает.


Андрей Колесников, политолог московского Карнеги-центра, утверждает, что Путин, опираясь на Суркова, строит из уже известных элементов государство фашистского типа.


«Сурков представляет взгляды очень влиятельных групп в Кремле и спецслужбах, и поэтому анализировать их крайне важно», — говорит он. «Это упрощение социальной реальности. По сути, его взгляды можно назвать фашистскими или протофашистскими. Это пробный шар — он проверяет, как отреагируют либералы и другая публика».


Господин Колесников определяет путинизм как «смесь национализма, империализма, дирижизма (государственного регулирования в экономике) и антизападной риторики». Это авторитаризм, подстраивающийся под демократию. Он далеко не уникален, и Сурков его потенциал преувеличивает. Но момент серьезный, отмечает Колесников.


Ольга Крыштановская, ведущий российский социолог и знаток российской элиты, считает, что Сурков пытается сохранить актуальность по мере того, как темой для обсуждения все чаще становится жизнь после Путина.


«Все эти идеи Суркова я слышала еще десять лет назад», — говорит она. «Думаю, он пытается убедить общественное мнение в стабильности нынешнего положения. В такие времена возникает беспокойство, страх будущего, и люди начинают ругать власти. Так вот, его посыл такой: успокойтесь, все будет хорошо».


© РИА Новости, Михаил Климентьев | Перейти в фотобанкС самого распада СССР, где было заидеологизировано абсолютно всё от внешней политики до личной жизни, часть русских сбилась с ног в поисках новой национальной идеи. Автор американской газеты анализирует статью Владислава Суркова о нынешнем президенте, не забывая использовать антироссийскую риторику. По мнению журналиста, «после публикации статьи русские спорят, что же такое "путинизм" и существует ли он вообще».Когда говорит идеолог Кремля, пусть и бывший, люди обычно прислушиваются. На прошлой неделе он заявил, что структура власти, выстроенная Путиным, переживет своего создателя. Теперь русские спорят, что же такое «путинизм» и существует ли он вообще. Для русских первостепенное значение в политическом дискурсе играет идеология. С самого распада СССР, где было заидеологизировано абсолютно всё от внешней политики до личной жизни, часть русских сбилась с ног в поисках новой национальной идеи, которая бы сплотила их народ и наполнила смыслом его существование. Другие же, напротив, противятся любым попыткам насадить официальную идеологию — для них это бич российской истории. Владислав Сурков, некогда ведущий идеолог Кремля, на прошлой неделе заявил, что созданный Владимиром Путиным политический режим представляет собой завершенную идеологию — «путинизм» — который выстоит любые испытания, включая потерю ее вождя. Своей статьей господин Сурков разжег среди ведущих российских интеллектуалов жаркую полемику о судьбе России и ее историческом пути, а также о том, переживет ли путинский режим — безусловно, доказавший свою живучесть — своего создателя. Даже многочисленные противники Суркова, не принимающие его доводов, согласны: эта статья имеет принципиальное значение. «Сурков раньше считался ведущим идеологом Кремля. Его работы всегда интересны и увлекательны. Он — тот, кто разрабатывает политические системы», — объясняет Николай Петров, политолог Высшей школы экономики в Москве. «Поэтому немудрено, что многие восприняли его статью не как личное мнение, а как сигнал свыше. Люди убеждены: он получил инструкции сверху. Ну или как минимум отмашку на публикацию». «Глубинный народ» России Статья Суркова вышла в эпоху социальных противоречий и сомнений, что же будет, когда Путин сойдет со сцены, и потому неминуемо стала поводом для пересудов. Сам политический ландшафт путинской эры сформировали грандиозные замыслы Суркова, беззастенчиво искажая представления россиян о демократическом выборе. Сурков прославился как архитектор так называемой управляемой демократии, куда вошел ряд прокремлевских политических партий на разные политические вкусы. Их Сурков и предложил избирателям как иллюзию сложного демократического выбора. В сурковскую трактовку демократии западного образца вошли даже элементы гражданского общества — например, молодежное движение «Наши» — и Гражданская палата, своего рода параллельный парламент общественных групп. Однако место в Кремле он потерял несколько лет назад — вероятно, Путин попросту устал от его интриг. Но его не раз возвращали для решения щекотливых задач. В последнее время он был ведущим специалистом по урегулированию российско-украинского кризиса. Стержневая идея его статьи под названием «Долгое государство Путина» заключается в том, что Путин разработал форму правления, которая соединяет волю лидера с волей народа, минуя посредников — таких, как парламент и государственный аппарат. В путинизме, утверждает он, российское государство обрело редкую гармонию с вечным русским народом, и оно выражает его волю, не нуждаясь в выборах, опросах общественного мнения или других атрибутах западной демократии, которые он презрительно называет «трюками» и «миражами». «Стресс-тесты, которые оно _

Следующая похожая новость...
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)

      
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика