Dunya Bulteni (Турция): исламофобия в пяти вопросах - «Политика» » «Новости Дня»
Edgarpo
Опубликовано: 06:48, 18 марта 2019
Политика

Dunya Bulteni (Турция): исламофобия в пяти вопросах - «Политика»

Обычно, говоря о росте исламофобии, мы принимаем за точку отсчета теракты 11 сентября 2001 года, пишет автор. Но мы знаем, что и до этого события исламофобия была жива и сильна как в США, так и в Европе. Вместе с тем после 11 сентября 2001 года произошел определенный перелом, и по сравнению с прежним периодом исламофобия стала сопровождаться новыми, ранее не происходившими событиями, говорится в статье.
Dunya Bulteni (Турция): исламофобия в пяти вопросах - «Политика»
© AP Photo, Francois MoriОбычно, говоря о росте исламофобии, мы принимаем за точку отсчета теракты 11 сентября 2001 года, пишет автор. Но мы знаем, что и до этого события исламофобия была жива и сильна как в США, так и в Европе. Вместе с тем после 11 сентября 2001 года произошел определенный перелом, и по сравнению с прежним периодом исламофобия стала сопровождаться новыми, ранее не происходившими событиями, говорится в статье.

1. Что следует понимать под «исламофобией» сегодня?


Понятие «исламофобия», которое является достаточно проблемным, образовалось от слов «ислам» и «фобос» (в переводе с греческого «страх»). Оно возникло в результате соединения слов «ислам» и «фобия». Последнее использовалось в психиатрии для объяснения расстройств, обусловленных иррациональным страхом. И хотя некоторые определяют исламофобию как иррациональный страх в отношении ислама и / или мусульман, такое определение далеко не полностью охватывает тот смысл, которым нагружено это понятие сегодня. Под «исламофобией» необходимо понимать следующее: это понятие, обозначающее такие состояния, как предубеждение, ненависть, враждебность и [безрассудный] страх, испытываемые по отношению к исламу и / или мусульманам, а также вызванные этими состояниями уничижительная, демонизирующая риторика и действия дискриминирующего характера. Речь идет не только о состояниях, выражаемых вербально. Это понятие обозначает и чувства нетерпимости, враждебности и ненависти, которые выражаются путем дискриминации мусульман в профессиональной жизни или ситуациях пользования услугами, совершения насильственных преступлений, причинения ущерба мечетям и другим мусульманским объектам, вытеснения мусульман из жизни общества и международных отношений. Между социологами по сей день идут споры об адекватности понятия «исламофобия». Но после доклада, опубликованного в 1997 году в Великобритании центром «Раннимид траст» (Runnymede Trust), это понятие стало часто используемым и общепринятым.


Понятие «исламофобия» в том виде, в котором мы попытались определить его выше, объясняет в большей степени ситуации на локальном и микроуровне. Если посмотреть на это явление с более широкой точки зрения, исламофобия как состояние, которое с 1990-х годов, после окончания холодной войны стало доминировать прежде всего в западном мире по отношению к исламу и мусульманам, по теории, функциям и целям выступает как идеологический феномен. С его помощью становится постоянным и устойчивым приписывание негативных смыслов мусульманам и исламу. Этот идеологический феномен принял свою окончательную форму после распада Советского Союза, и благодаря этому с помощью распространения полных ненависти стереотипов в отношении мусульман преследовалась цель представить легитимным и нормальным установление американской мировой гегемонии.


Еще одна важная сторона этого идеологического феномена заключается в том, что он предстает перед нами как форма расизма. Есть целевая группа, и другим людям прививается ненависть в ее отношении. Расизм уже проявляется не только через биологическое превосходство, а через совокупность элементов религиозных верований, культурных традиций, этнической идентичности. Конструирование образа мусульман посредством таких понятий, как «нецивилизованный», «варварский», «авторитарный», «деспотический», «репрессивный», «нетерпимый», «непристойный», «склонный к насилию», при уничижении этнорелигиозной принадлежности добавляет явлению исламофобии расистский характер.


2. Утверждения о том, что в наши дни исламофобия растет, подтверждают и некоторые опросы общественного мнения. В каких факторах следует искать причины этого роста?


На самом деле иногда уместно говорить не об одной, а о нескольких разных исламофобиях. Иными словами, исламофобия — это многогранное явление. Порой бывает сложно обобщить все отличающиеся друг от друга ситуации. Например, в то время как в Европе одна из граней исламофобии — это рост числа мигрантов, в США мусульмане не являются частью спора о мигрантах. В Америке при упоминании проблемы миграции первыми на ум приходят латиноамериканцы и в частности выходцы из Мексики. Учитывая это, мы также можем сказать, что, прежде чем говорить об исламофобии, необходимо иметь в виду следующий факт: и в США, и в Европе исламофобия — это не вновь возникшее явление, напротив, у нее весьма прочные корни.


Еще одно важное обстоятельство заключается в том, что в наши дни, говоря о росте исламофобии, мы, как правило, принимаем за точку отсчета теракты 11 сентября 2001 года. Но мы знаем, что и до этого события как в США, так и в Европе исламофобия была жива и сильна. Вместе с тем после 11 сентября 2001 года произошел определенный перелом, и по сравнению с прежним периодом исламофобия стала сопровождаться новыми, ранее не происходившими событиями. Рассмотрим эти события, что в то же время позволит объяснить и рост исламофобии в наши дни.


1. Риторика о «зеленой угрозе», возникшая в период после холодной войны и опиравшаяся в большей степени на восприятие внешней угрозы, уступила место риторике «воинствующий ислам как внутренняя угроза и демографический взрыв мусульманского населения». В США при задействовании всех ресурсов издательской деятельности стали культивироваться предположения о том, что мусульмане, представляющие в большей степени профессиональные круги среднего класса, захватят систему изнутри. А в Европе риторика о мусульманской угрозе, сформулированная как «евробия», была в большей степени сфокусирована на демографии.


2. В центре как финансовых, так и интеллектуальных усилий по распространению исламофобии находились прежде всего произраильские круги.


3. Проводимая правительствами в США и Европе политика и принимавшиеся законы, которые делали ставку на укрепление безопасности и в целом брали на прицел мусульман, окончательно сформировали у граждан этих стран убеждение в том, что они сталкиваются с серьезной опасностью и угрозой, усилили и распространили уже и так существующие антимусульманские настроения.


4. В США рождение индустрии исламофобии, в которой вращаются миллионы долларов, и непрерывная смазка колес этой машины, обеспечиваемая построенной данным сектором сетью сотрудничества с частными лицами / фондами и созданной правительством новой структуры безопасности, сделали постоянным сильное присутствие исламофобской риторики и действий.


5. Политики своей риторикой и действиями лили воду на мельницу исламофобии. Более того, особенно в США исламофобия, игравшая эффективную роль в легитимации внешних вмешательств государства и нового комплекса «безопасность — разведка — промышленность», на который тратились триллионы долларов, в зависимости от ситуации как открыто применялась на практике, так и поддерживалась, поощрялась.


6. Исламофобские элементы в разных странах, создавая сети сотрудничества, стали продолжать свои усилия на международном уровне.
Под влиянием вышеперечисленных факторов исламофобия постепенно стала мейнстримом практически во всех западных странах.


Наряду с тем, что представленная выше точка зрения признает влияние и таких причин, как рост числа мигрантов, проблемы их адаптации или то, что некоторые мусульмане прибегают к насилию, они расцениваются больше как второстепенные факторы.


3. Если говорить о корнях исламофобии, можно ли установить связь между причинами исламофобии в наши дни и мышлением времен крестовых походов?


В понятии «исламофобия» акцент делается не просто на страхе, а на иррациональном или безрассудном страхе, и на самом деле, как мы отмечали выше, с дополнительными смыслами, которые содержит в себе это понятие, оно обрело более комплексное содержание. В этой связи в качестве эквивалентных понятий в турецком языке, возможно, правильнее будет употребить «ненависть к исламу» или «антагонизм исламу».


Да, явление, которое мы называем «исламофобией», имеет глубокие корни, которые восходят еще к предшествовавшим крестовым походам временам, и более ранним контактам мусульман с христианами в процессе стремительной экспансии еще в первые периоды мусульманской истории. Понимание ислама и мусульман в качестве пугающего монолита, восприятие ислама сексистской и женоненавистнической религией, представления о том, что мусульманское мышление лишено рациональности, ислам по своей сути превозносит насилие, мусульмане обязательно живут под управлением деспотических или тиранических режимов и ислам скорее политичен, чем религиозен, — все это восходит еще к периоду первых контактов мусульман с христианами.


Но утверждения о том, что на Западе и / или в христианском мире всегда существовал стабильный негативный образ ислама, далеки от реальности. Также бывали периоды, когда наряду с негативным взглядом имел место и позитивный взгляд, который порой даже перевешивал. В этой связи нашим отправным тезисом не должно быть утверждение о том, что неизбежной формой отношений мусульман с другими является конфликт. К тому же, очевидно, исторические факты не подтверждают это утверждение, и оно принадлежит исламофобским кругам.


4. Можно ли рассматривать риторику о «зеленой угрозе» в период после холодной войны в контексте исламофобии?



На самом деле изображение ислама или мусульман в качестве угрозы сегодня можно трактовать как возвращение в русло ранее сформированных представлений. Риторика времен холодной войны, выработанная западным блоком в 1950-х годах против «безбожных коммунистических Советов», является отражением риторики, существовавшей в отношении мусульман во времена крестоносцев: советский коммунизм, дескать, так же, как ислам, стремится к экспансии, ставит целью мировое господство, представляет опасность для мирного сосуществования и угрозу западной цивилизации. Как выразился французский социолог Жюль Моннеро (Jules Monnerot) в 1940-е годы, коммунизм — это «новый ислам», потому что и то, и другое — по своей природе тоталитарная, в теории равноправная, но на практике репрессивная религия, которая делает индивида полностью контролируемым объектом. С точки зрения Бернарда Льюиса (Bernard Lewis), и коммунизм, и ислам представляют собой тоталитарные доктрины с единственными и безальтернативными ответами на все вопросы на небе и земле. По его словам, мусульмане и коммунисты имеют абсолютное сходство по ненависти к индивидуализму.


С окончанием холодной войны США при раскинувшихся по всему миру военных базах, оружейной промышленности, огромном оборонном бюджете, подпитывающем чиновников Пентагона, и воспитанном на традиции исключительности дипломатическом подходе обрели привилегированное положение в мировом балансе сил.


Но вокруг не было ни бросающей вызов США, ни способной выступить против них региональной силы. В тот период тип врага, в котором США так нуждались, Сэмюэль Хантингтон (Samuel Huntington), разработавший впоследствии концепцию «столкновения цивилизаций», определил следующим образом: «Идеальный враг Америки должен исповедовать идеологию, которая противоречит американской, отличаться от США расово и культурно, обладать военной силой, способной представлять убедительную угрозу американской безопасности».


Ирак, против которого была начата война в 1991 году, в значительной степени соответствовал этому описанию. Кроме того, Ирак был не единственной проблемой в регионе. По-прежнему были живы в памяти иранская революция и последовавший за ней кризис с заложниками. В этот список можно добавить Каддафи (Kaddafi) и рост исламских движений в регионе, и таким образом оказалось возможным заполнить «вакуум угрозы», образовавшийся после ухода СССР с исторической сцены. Между тем авторитарные режимы Ближнего Востока тоже убеждают американскую администрацию в наличии серьезной исламистской угрозы в регионе.


В начале 1990-х годов, когда по итогам многопартийного эксперимента в Алжире исламисты обрели подавляющее превосходство, литература о «зеленой угрозе» получила вторую жизнь. За ней последовали работы Бернарда Льюиса «Корни исламского гнева» и Сэмюэля Хантингтона «Столкновение цивилизаций». Кроме того, один из бывших руководителей ЦРУ Джеймс Вули (James Wooley) в 1994 году назвал ислам новой угрозой, свалившейся на голову Запада после коммунизма.


Такие теоретики, как Льюис и Хантингтон, стали практически идеологами периода после терактов 11 сентября. Это тоже было неспроста. Между 1990-ми годами и периодом после 11 сентября 2001 года прослеживается преемственность, и получается, что исламофобия возникла не как творение периода после терактов. Как мы отметили ранее, исламофобская литература 1990-х годов выполнила функцию строительства идеологии, которая заполнила вакуум угрозы.


5. Кому в мире выгоден рост исламофобии и маргинализация ислама? Кто и почему подпитывает исламофобию?


В долгосрочной перспективе это невыгодно никому, потому что от конфликта никто не извлекает пользу. В мире, в котором мы живем, нужен не конфликт, а понимание друг друга. Но в краткосрочной перспективе это, однозначно, служит чьим-то интересам. При ответе на другие вопросы мы уже говорили о том, какую функцию исламофобия как идеологический феномен выполняет на макроуровне. Кроме того, для того чтобы понять, кто еще может извлечь выгоду, следует обратить внимание на тех, кто входит в союз по нагнетанию исламофобии в русле расистской риторики: это произраильские неоконсерваторы; жесткие, непримиримые сионистские круги — «ястребы»; бывшие мусульмане, которые в настоящее время или приняли другую религию, или представляют течение «неоатеизм»; ультраправые евангелистские круги, известные как христиане-сионисты. На мой взгляд, мы спокойно можем сказать, что бывшие мусульмане участвуют в этих усилиях ради экономической прибыли. Всплывшие документы о некоторых из них не оставляют никаких сомнений в этом. Примечательно, что часть из них разоблачил Израиль. А три другие группы участников этого проекта, можно сказать, единодушно сходятся во мнении о необходимости сделать Израиль незаменимым в глазах США и Европы.



© AP Photo, Francois MoriОбычно, говоря о росте исламофобии, мы принимаем за точку отсчета теракты 11 сентября 2001 года, пишет автор. Но мы знаем, что и до этого события исламофобия была жива и сильна как в США, так и в Европе. Вместе с тем после 11 сентября 2001 года произошел определенный перелом, и по сравнению с прежним периодом исламофобия стала сопровождаться новыми, ранее не происходившими событиями, говорится в статье. 1. Что следует понимать под «исламофобией» сегодня? Понятие «исламофобия», которое является достаточно проблемным, образовалось от слов «ислам» и «фобос» (в переводе с греческого «страх»). Оно возникло в результате соединения слов «ислам» и «фобия». Последнее использовалось в психиатрии для объяснения расстройств, обусловленных иррациональным страхом. И хотя некоторые определяют исламофобию как иррациональный страх в отношении ислама и / или мусульман, такое определение далеко не полностью охватывает тот смысл, которым нагружено это понятие сегодня. Под «исламофобией» необходимо понимать следующее: это понятие, обозначающее такие состояния, как предубеждение, ненависть, враждебность и _

Следующая похожая новость...
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)

      
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика