Кто такой Эли Коэн? | История | Общество - «Политика»
Коэн начал работу в «Моссаде» в 1960 году. Он сумел внедриться в верхний эшелон сирийской власти и с начала 1962 года передавал в Израиль сотни телеграмм с важной информацией стратегического характера. После разоблачения сирийские власти публично его казнили.
В апреле этого года российский спецназ вернул Израилю из Сирии останки погибшего в Первую Ливанскую войну израильского сержанта Захарии Баумеля. По словам президента России Владимира Путина, место его захоронения российские военные нашли вместе с сирийскими коллегами.
Что известно о Коэне?
Эли Коэн родился 26 декабря 1924 года в египетском городе Александрии в ортодоксальной семье, эмигрировавшей в Египет из сирийского города Алеппо (Халеб). Его отец был мелким предпринимателем, продавал галстуки из французского шелка.
Коэн с отличием окончил еврейскую школу, а потом продолжил учебу во французском колледже. С детства он проявлял интерес к иудаизму, и родители отправили его после колледжа изучать Талмуд в школе Маймонида в Каире. Затем он продолжил учебу в центре изучения Талмуда в Мидраш Рамбам. Заинтересовавшись математикой и физикой, Эли решил поступить на электротехнический факультет Университета имени короля Фарука. За год до получения диплома его отчислили за сионистскую деятельность. После случившегося семья Коэнов переехала в Израиль, но Эли решил остаться в Египте чтобы продолжить дальнейшую учебу.
Статья по теме
Моссад и его влияние. Самые яркие факты из истории израильской разведки
Вскоре после отъезда родителей его арестовали по подозрению в сотрудничестве с израильскими агентами. На допросе он стал доказывать полиции, что лишь помогал снимать квартиры израильским рабочим. Не найдя против него никаких улик, полиция отпустила его на свободу.
Через год после того, как Эли тайно в 1955 году посетил Израиль, власти Египта выслали его из страны как неблагонадежного. Переехав в Израиль, он попытался устроиться в службу внешней разведки «Моссад», но получил отказ из-за своего акцента. После долгих поисков работы он устроился работать бухгалтером в одно из отделений сети универмагов «Машбир ле-цархан» в Бат-Яме.
Спустя некоторое время Эли заинтересовались сотрудники военной разведки «Агаф ха-Модиин» и предложили ему сотрудничать с ними, но Коэн отказался, мотивируя тем, что он женился и поэтому не готов работать в разведке. В 1960 году, потеряв работу, он решил воспользоваться предложением и поступил на службу. После интенсивного курса по подготовке агентов для работы во вражеской стране он был переведен из военной разведки в «Моссад». Коэну предстояло внедриться в околоправительственные круги Сирии, изображая богатого сирийского предпринимателя, унаследовавшего от отца значительное состояние. Чтобы не вызвать никаких подозрений, израильская разведка сначала оправила его Аргентину. В Буэнос-Айрес он прибыл в начале 1961 года под видом сирийского бизнесмена Камала Амина Тавата. Там за короткое время ему удалось войти в доверие к сирийским дипломатам и предпринимателям, а также познакомиться с майором Амином аль-Хафезом Асадом, который был военным атташе Сирии в Аргентине. Пробыв в Аргентине менее года, Эли посетил на короткое время Израиль, где получил указание прибыть через Египет в Ливан, а оттуда уже проникнуть в Сирию для выполнения основного задания.
Статья по теме
MI6, Моссад и ГРУ. Реальные истории «киношных» спецслужб
В 1962 году он перебрался в Дамаск и поселился недалеко от генерального штаба и дворца президента. Наблюдая за генштабом, он собирал секретную информацию, а также завязывал знакомства среди людей, близких к членам правительства. Среди его друзей было много высших правительственных чиновников и представителей армейской элиты. Также он пользовался большим доверием у Амина аль-Хафеза Асада, который в 1963 году принял участие в военном перевороте, привел партию «Баас» в Сирии к власти и был назначен командующим ВВС. После прихода к власти он даже предлагал Коэну пост заместителя министра обороны страны. В Сирии агенту израильской разведки удалось зарекомендовать себя как горячего патриота страны. Он был щедр на дорогие подарки, давал деньги взаймы, устраивал у себя дома приемы для видных общественных деятелей и знакомых, которые после переворота заняли важные посты в правительстве. Благодаря таким встречам Коэну удалось внедриться в высшие военные и правительственные круги, он без проблем получал достоверную информацию из первых рук.
Находясь в Сирии, Коэн смог дослужился до полковника сил безопасности Сирии. Он всегда был желанным гостем в президентском дворце. Пользуясь своим положением, он регулярно выходил на связь с израильской разведкой из своего элитного дома. Полученную информацию он передавал «Моссаду» с помощью портативного радиопередатчика. В Израиль им было передано сотни телеграмм стратегического характера, в частности, он передал сведения о бункерах, в которых сирийцы хранили полученное из СССР оружие, а также стратегические планы, касающиеся захвата территорий на севере Израиля. Под подозрение он попал после того, как сотрудники индийского посольства, которое находилось вблизи его дома, стали жаловаться на сложности при передаче радиограмм на родину. Контрразведка Сирии с помощью новейшего советского пеленгатора смогла его вычислить после того, как он резко увеличил частоту и продолжительность радиосеансов. При обыске у него был найден радиопередатчик и фотопленки с фотографиями особо секретных объектов.
Статья по теме
Блицкриг по-израильски. Хроники Шестидневной войны
После ареста он три месяца находился в тюрьме и подвергался пыткам. Руководители военной разведки (АМАН) Израиля всячески пытались освободить его. Представители Израиля пытались обменять Коэна на похищенных сирийцев, выкупить его при посредничестве французов. Для его освобождения подключали многих значимых персон, а также глав французского, бельгийского и канадского правительств. Помощи просили даже у папы римского Павла VI. Но власти Сирии в лице Хафеза Асада не пошли ни на какие уговоры и просьбы. Сирийский лидер не мог простить того, что человек из его близкого окружения оказался израильским шпионом. В феврале 1965 года Коэна приговорили к смертной казни. 18 мая 1965 года в Дамаске на площади Мардх его публично казнили.
После казни сирийские власти отказались передать Израилю его тело. Спустя пять лет сотрудники израильской разведки пытались выкрасть тело Коэна, чтобы перезахоронить его в Израиле, но операция провалилась, после чего сирийцы переместили его останки в бункер глубиной 30 метров, находящийся на территории военной части в Дамаске.
После смерти все личные вещи Коэна находились в распоряжении сирийского правительства. В прошлом году после специальной операции «Моссаду» удалось вернуть его наручные часы. Некоторое время они хранились в штаб-квартире «Моссада», а в праздник Рош ха-Шана были переданы семье разведчика.
Следующая похожая новость...