Начало аннексии, удар по Зеленскому или поиск мигрантов: что стоит за решением Путина по Донбассу (Європейська правда, Украина) - «Политика»
Указ Владимира Путина о раздаче паспортов жителям оккупированной части украинского Донбасса не стал большой неожиданностью для тех, кто следит за заявлениями и действиями российской верхушки. Готовиться к этому Москва начала еще задолго до первого тура [президентских выборов на Украине] — еще в марте источники утверждали, что решение уже принято и будет утверждено при любом исходе президентских выборов.
Более того, первый шаг в этом направлении датируется еще 2017 годом: тогда Россия объявила, что отныне признает силу документов, выданных «властями» Л/ДНР. Далее процесс на время притормозился, потому что у России хватало оппонентов, но в начале этого года, как утверждают собеседники «Европейской правды», решение о паспортизации было окончательно принято.
Единственной неожиданностью можно считать разве что дату указа Путина: через три дня после победы Зеленского на выборах. И это — не случайность. Одновременно из Москвы поступают и другие сигналы, адресованные будущему президенту Украины.
Битва Запада за Зеленского
Накануне выборов одними из самых популярных аргументов в медиа и соцсетях против избрания Владимира Зеленского на пост президента были подозрения в его связях с РФ. Эта теория постоянно подпитывалась слухами и «сливом» компромата о якобы финансировании Зеленского из России, а также открытой поддержкой кандидата одиозными персонами из РФ и представителями бывшей украинской власти.
Избранная «Зе-командой» тактика молчания дополнительно усиливала подозрения противников Зеленского. Примечательно, что сам Зеленский несколько раз отрицал эту версию, но его редких интервью было явно недостаточно, чтобы снять все подозрения. Не появилось окончательной ясности в этом вопросе и после выборов — в конце концов, свою команду будущий президент не представил до сих пор. Однако события стали развиваться не в пользу России. Поддержка будущего президента Украины со стороны западных партнеров поражала. Трамп, который позвонил Зеленскому вскоре после завершения голосования, когда ЦИК еще только начинал считать голоса, словно пробил дыру в плотине. После него «Зе-победителя» захлестнула волна поздравлений. Дуда, Макрон, Столтенберг, Туск, Меркель, Мэй, Пенс, Нетаньяху лично позвонили будущему президенту. Другие — обнародовали приветственные письма или сообщили, что поздравляют Зеленского. И все это — еще до объявления его победы. Создавалось впечатление, что Запад хочет «взять под крыло» украинского лидера, завоевать его доверие и приверженность быстрее, чем кое-кто другой. И было очевидно, что этим «другим» является Россия, хотя она и не называлась.
Ответ России
В Кремле, в отличие от западных партнеров, не спешили поздравлять победителя украинских выборов. Более того, представитель Путина еще в понедельник заявил, что «легитимность выборов — под вопросом». Да и в целом в России на победу Зеленского отреагировали довольно сдержанно. Там хорошо помнят свою ошибку 2016 года, когда в МИД РФ открыто радовались проигрышу Хиллари Клинтон в борьбе за пост президента США, рассчитывая, что Дональд Трамп окажется дружественным по отношению Москве или даже пророссийским политиком. Но под давлением обстоятельств произошло обратное — при Трампе санкции против России неоднократно усиливались, поддержка Украины только увеличилась, и в конце концов США начали поставлять на Украину летальное вооружение.
Похоже, в Кремле всерьез предполагали, что с якобы «пророссийским» президентом Украины эта история может повториться. Поэтому вместо поздравлений из Москвы прозвучало сразу несколько ультиматумов и предупреждений. Первое появилось еще накануне второго тура (когда победитель, по сути, уже был известен). Правительство РФ объявило об усилении экономических мер против Украины. Далее настал черед российских законодателей. В среду утром комиссия верхней палаты парламента РФ на специально созванном открытом заседании о нарушении прав журналистов выдвинула условие для потепления отношений с украинской властью: Киев должен освободить арестованного за государственную измену пропагандиста Кирилла Вышинского (срок его ареста, к слову, истекает 24 мая).
Участники заседания пришли к выводу, что отношение к делу Вышинского станет одним из важных показателей, по которому в Москве будут судить о позициях и намерениях президента Зеленского. Другой критерий - создание нормальных условий для работы росс. журналистов на Украине.
— Алексей Пушков (@Alexey_Pushkov) April 24, 2019
И, наконец, во второй половине дня в игру вступил Кремль. Владимир Путин подписал указ об упрощенном порядке получения российского гражданства для жителей оккупированных районов Донецкой и Луганской областей. Чтобы подпадать под особую процедуру, достаточно предъявить украинский паспорт с пропиской на неподконтрольной украинскому правительству территории Донецкой или Луганской областей, либо документ, выданный оккупационной администрацией. Паспорт РФ таким гражданам выдается в срок, «не превышающий трех месяцев», без какой-либо проверки с украинской стороны и без выполнения условия о выходе из украинского гражданства (а до сих пор эта процедура была в правилах, хотя и были лазейки, как ее избежать). По сути, речь идет о быстрой раздаче российских паспортов на оккупированных территориях — пусть даже для их получения дончанам придется съездить в Россию.
Альтернатива аннексии
В Кремле заявили, что это решение принято Путиным «в целях защиты прав и свобод человека и гражданина», на основании «общепризнанных принципов и норм международного права». Там даже предусмотрительно избежали упоминаний терминов «ДНР» и «ЛНР», чтобы уменьшить нарекания, что указ Путина — это шаг к признанию «республик». Киев сразу призвал ЕС дать решительный ответ на поступок Путина, но на момент написания этой статьи никакой «решимости» не было заметно.
Да, нас сразу поддержали балтийские страны. Да, наверное, скоро отреагируют другие друзья Украины, такие как Великобритания. Ждем резкого заявления из Вашингтона. Не исключены даже предостережения из Берлина и Парижа. Но вряд ли к их возмущению присоединится, например, Венгрия, которая сама раздает паспорта по другую сторону украинской границы. И единственным, что может подтолкнуть ЕС к тому, чтобы дать более четкий ответ россиянам, станет реакция другого игрока. Речь идет о Владимире Зеленском. Для него наступает время, когда он должен определиться, согласен ли он играть в сценарий, навязанный Москвой. И определяться придется еще до инаугурации. Времени на раскачку россияне не оставляют. Принять решение особенно сложно ввиду того, что Украина просто не способна остановить раздачу паспортов. Но определить позицию придется, потому что на этот раз молчание будет истолковано всем миром как согласие.
И самое главное: о мотивах Кремля. Россия не впервые прибегает к практике раздачи паспортов на территориях, которые она контролирует или планирует контролировать. В конце концов, это было один из элементов, годами готовившим Крым к аннексии. А на фактически оккупированных Россией территориях раздача паспортов — это вообще скорее правило. У всех желающих в Приднестровье есть паспорта России (в дополнение к паспорту Молдавии и часто — и Украины тоже). Абхазия и Южная Осетия паспортизованы чуть ли не на 100%, и в осетинском случае именно это стало формальным основанием для армии РФ для открытого военного вторжения на территорию Грузии — якобы «для защиты своих граждан».
Теперь настала очередь Донбасса. Но так же, как и в вышеперечисленных случаях, о формальном присоединении оккупированных территорий к РФ речь не идет. Российские журналисты, в том числе вхожие в высокие кабинеты, также утверждают: для аннексии сейчас не время. Российский бюджет, подкошенный аннексией Крыма, «не переварит» разрушенную в боях территорию ОРДЛО. Не менее серьезный аргумент против — новые санкции, которые непременно будут введены в случае открытой аннексии.
Поэтому стратегия Кремля остается неизменной — контролировать Донбасс без аннексии; дестабилизировать линию соприкосновения, чтобы постоянно держать украинскую армию «в тонусе» и одновременно — дестабилизировать Украину путем продолжающейся, изнурительной, бесконечной позиционной войны, которая уносит жизнь за жизнью, но не приносит видимого результата.
При этом паспортизация дончан и луганчан нужна России для решения другой, не связанной с войной проблемы. В России — жесткий демографический кризис, который со временем будет только нарастать. Рабочих рук не хватает во всех отраслях, и исследования показывают, что это только начало. Попытки стимулировать рождаемость не дают быстрого результата. Единственный вариант — приток мигрантов. Желательно — русскоязычных. Желательно — славян, чтобы не создавать дополнительной напряженности.
Обескровленный украинский Донбасс был выбран, очевидно, наилучшим донором. Ведь идея заключается в том, что, получив паспорта и неограниченное право на трудоустройство в России, дончане и луганчане, не имея работы дома, поедут туда. А кто-то — поедет, чтобы уже не вернуться. Не имея возможности забрать украинскую землю, россияне убили промышленность, часть заводов — вывезли на территорию России, а теперь намерены «аннексировать» людей.
Обновлено: Когда текст был уже написан, появилось письменное заявление команды Зеленского. К счастью — написанное в позитивном ключе. «Российская Федерация признала свою ответственность в качестве государства-оккупанта. Эти действия — еще одно наглядное подтверждение для мирового сообщества настоящей роли России как государства-агрессора, ведущего войну против Украины», — заявили в «Зе-команде». Но тем временем ждем личного заявления будущего президента Украины.
Следующая похожая новость...