«Братство» Павла Лунгина: как воспоминания экс-директора ФСБ стали антивоенным фильмом - «Политика» » «Новости Дня»
Oldman
Опубликовано: 15:32, 05 мая 2019
Политика

«Братство» Павла Лунгина: как воспоминания экс-директора ФСБ стали антивоенным фильмом - «Политика»

 10 мая на экраны выходит новый фильм Павла Лунгина «Братство», посвященный афганской войне. Фильм, основанный на воспоминаниях экс-главы ФСБ Николая Ковалева, чуть было не лишился прокатного удостоверения из-за критики политиков. Некоторые из них посчитали, что он искажает правду о войне и показывает советских...
«Братство» Павла Лунгина: как воспоминания экс-директора ФСБ стали антивоенным фильмом - «Политика»
«Братство» Павла Лунгина: как воспоминания экс-директора ФСБ стали антивоенным фильмом - «Политика»

 10 мая на экраны выходит новый фильм Павла Лунгина «Братство», посвященный афганской войне. Фильм, основанный на воспоминаниях экс-главы ФСБ Николая Ковалева, чуть было не лишился прокатного удостоверения из-за критики политиков. Некоторые из них посчитали, что он искажает правду о войне и показывает советских воинов «неправдоподобно», так как те «совершают воинские преступления». В итоге фильм все же выйдет, но в коротком прокате — с 10 по 12 мая. На закрытом показе в екатеринбургском Ельцин Центре Павел Лунгин представил фильм первым зрителям, а также рассказал о спорах вокруг картины.



1989 год, советские войска готовятся уйти из Афганистана. Солдаты ждут дембеля, офицеры с тревогой размышляют о приближении мирной жизни: на родине-то происходит непонятно что — Союз разваливается, все слушают рок-музыку, девушки носят колготки в сетку. Сотрудничающие с Советами афганцы не представляют, как будут жить после ухода союзника. Все пытаются заработать напоследок и привезти домой какие-нибудь сувениры — кто японский магнитофон, кто дубленку, кто афганский нож. Во время боевого вылета американским «стингером» сбивают советский самолет, из которого успевает катапультироваться летчик Александр — сын командующего советской группировкой войск (Виталий Кищенко). Афганцы берут летчика в плен. Вызволить сына генерал отправляет полковника КГБ (Кирилл Пирогов), больше похожего на советника ЦРУ из американских фильмов про Вьетнам: в джинсах, с легкомысленной прической и пацифистскими взглядами («Нужно не воевать, а договариваться»). Параллельно стоит задача как-то провести советские войска через перевал Саланг, который контролируется одним из афганских полевых командиров. 



Новый фильм Павла Лунгина родился с подачи генерала армии Николая Ковалева. Ковалев, работавший в Афганистане по линии КГБ, сам вышел на режиссера и попросил экранизировать его воспоминания, которые ранее публиковались в «профильных» чекистских журналах. В процессе съемок Лунгин и Ковалев подружились, и неудивительно, что герой фильма — кагэбэшник Николай Дмитриевич, прототипом которого стал Ковалев, — выглядит исключительно симпатичным персонажем. 



По просьбе самого Ковалева фильм сначала показали депутатам Госдумы, которые, по словам Лунгина, в целом оценили картину положительно, в том числе и председатель комитета по культуре Елена Ямпольская. Затем о своем показе попросил и Совет Федерации. Там картину приняли намного хуже. «Люди пришли уже какие-то заряженные», — рассказал Лунгин. По его словам, после того как включился свет, «в зале раздался чей-то жирный бас: „Морды надо бить за такие фильмы! В тюрьму надо сажать!“». Звучали даже угрозы «разобраться с Ковалевым», но этого сделать у сенаторов уже не получилось: 5 апреля 2019 года генерал армии скончался от рака.



В день похорон Ковалева Минкульт выдал фильму прокатное удостоверение, но затем отозвал его. Организовали еще один просмотр и обсуждение. Для защиты картины Лунгину пришлось подключить собственных «лоббистов» — например, вдову Александра Солженицына Наталью Дмитриевну, а также «несколько генералов и Героев России». Фильм удалось отстоять.



В общем-то понятно, почему сенаторам-«патриотам» страны, регулярно участвующей в военных конфликтах, не понравился фильм. После него совершенно не хочется воевать. Фильм, и об этом говорит сам Лунгин, получился антивоенным. Впрочем, и пропагандой пацифизма его не назвать. Это просто неоднозначная и довольно убедительная история о последних днях Афгана. Война в фильме не парадна и не героична, все устали от нее и уже давно не понимают, за что собственно воюют. Здесь есть место и подвигам, но совершившие их солдаты обычно испытывают такой страх от происходящего вокруг, что назвать их героями язык не поворачивается. А самые отчаянные вылазки предпринимаются не для спасения товарищей, а за редким трофеем, который очень уж хочется привезти домой. 



На этой войне можно увидеть все: и предательство, и низость, и жадность, но также и дружбу, радость, смех. Поэтому фильму веришь. И еще это исключительно мужской мир — в ленте вообще нет женских персонажей. На фоне бушующего в Голливуде феминизма это кажется необычным, но честным.



Помимо прочего, это еще и необычайно зрелищный фильм, по сути боевик. В нем много стреляют и взрывают, есть и традиционная драка в баре. А сцена зачистки афганского кишлака, озвученная песней «Все идет по плану», — одно из самых сильных изображений боевых действий в кино последних лет. Это вовсе не артхаусный фильм для высоколобых кинокритиков: его по-настоящему интересно смотреть.



еще, как ни странно, этот фильм о войне и смерти получился вовсе не тяжелым. Более того, в нем много по-настоящему смешных моментов. Да и показанные в «Братстве» советские солдаты и офицеры — в основном симпатичные люди. Не всегда смелые, не всегда идеальные, не всегда героические, но зато объемные и живые. И то, что некоторые из них под конец десятилетней войны больше думают о конкретных двухкассетных магнитофонах, чем о выполнении абстрактного «интернационального долга», не делает их хуже. Таковы люди.



Не выглядят плоскими и их противники — моджахеды. У каждого тут своя правда: кто-то сражается за Родину, кто-то за семью, кто-то за Аллаха, кто-то за деньги. А у кого-то просто «так получилось». Но все понимают, что «войну начать легко, а как закончить — никто не знает». Это, наверное, и есть главная мысль фильма, которую Лунгин старается высказать не столько про прошлое, сколько про настоящее и будущее. 


10 мая на экраны выходит новый фильм Павла Лунгина «Братство», посвященный афганской войне. Фильм, основанный на воспоминаниях экс-главы ФСБ Николая Ковалева, чуть было не лишился прокатного удостоверения из-за критики политиков. Некоторые из них посчитали, что он искажает правду о войне и показывает советских воинов «неправдоподобно», так как те «совершают воинские преступления». В итоге фильм все же выйдет, но в коротком прокате — с 10 по 12 мая. На закрытом показе в екатеринбургском Ельцин Центре Павел Лунгин представил фильм первым зрителям, а также рассказал о спорах вокруг картины. 1989 год, советские войска готовятся уйти из Афганистана. Солдаты ждут дембеля, офицеры с тревогой размышляют о приближении мирной жизни: на родине-то происходит непонятно что — Союз разваливается, все слушают рок-музыку, девушки носят колготки в сетку. Сотрудничающие с Советами афганцы не представляют, как будут жить после ухода союзника. Все пытаются заработать напоследок и привезти домой какие-нибудь сувениры — кто японский магнитофон, кто дубленку, кто афганский нож. Во время боевого вылета американским «стингером» сбивают советский самолет, из которого успевает катапультироваться летчик Александр — сын командующего советской группировкой войск (Виталий Кищенко). Афганцы берут летчика в плен. Вызволить сына генерал отправляет полковника КГБ (Кирилл Пирогов), больше похожего на советника ЦРУ из американских фильмов про Вьетнам: в джинсах, с легкомысленной прической и пацифистскими взглядами («Нужно не воевать, а договариваться»). Параллельно стоит задача как-то провести советские войска через перевал Саланг, который контролируется одним из афганских полевых командиров. Новый фильм Павла Лунгина родился с подачи генерала армии Николая Ковалева. Ковалев, работавший в Афганистане по линии КГБ, сам вышел на режиссера и попросил экранизировать его воспоминания, которые ранее публиковались в «профильных» чекистских журналах. В процессе съемок Лунгин и Ковалев подружились, и неудивительно, что герой фильма — кагэбэшник Николай Дмитриевич, прототипом которого стал Ковалев, — выглядит исключительно симпатичным персонажем. По просьбе самого Ковалева фильм сначала показали депутатам Госдумы, которые, по словам Лунгина, в целом оценили картину положительно, в том числе и председатель комитета по культуре Елена Ямпольская. Затем о своем показе попросил и Совет Федерации. Там картину приняли намного хуже. «Люди пришли уже какие-то заряженные», — рассказал Лунгин. По его словам, после того как включился свет, «в зале раздался чей-то жирный бас: „Морды надо бить за такие фильмы! В тюрьму надо сажать!“». Звучали даже угрозы «разобраться с Ковалевым», но этого сделать у сенаторов уже не получилось: 5 апреля 2019 года генерал армии скончался от рака. В день похорон Ковалева Минкульт выдал фильму прокатное удостоверение, но затем отозвал его. Организовали еще один просмотр и обсуждение. Для защиты картины Лунгину пришлось подключить собственных «лоббистов» — например, вдову Александра Солженицына Наталью Дмитриевну, а также «несколько генералов и Героев России». Фильм удалось отстоять. В общем-то понятно, почему сенаторам-«патриотам» страны, регулярно участвующей в военных конфликтах, не понравился фильм. После него совершенно не хочется воевать. Фильм, и об этом говорит сам Лунгин, получился антивоенным. Впрочем, и пропагандой пацифизма его не назвать. Это просто неоднозначная и довольно убедительная история о последних днях Афгана. Война в фильме не парадна и не героична, все устали от нее и уже давно не понимают, за что собственно воюют. Здесь есть место и подвигам, но совершившие их солдаты обычно испытывают такой страх от происходящего вокруг, что назвать их героями язык не поворачивается. А самые отчаянные вылазки предпринимаются не для спасения товарищей, а за редким трофеем, который очень уж хочется привезти домой. На этой войне можно увидеть все: и предательство, и низость, и жадность, но также и дружбу, радость, смех. Поэтому фильму веришь. И еще это исключительно мужской мир — в ленте вообще нет женских персонажей. На фоне бушующего в Голливуде феминизма это кажется необычным, но честным. Помимо прочего, это еще и необычайно зрелищный фильм, по сути боевик. В нем много стреляют и взрывают, есть и традиционная драка в баре. А сцена зачистки афганского кишлака, озвученная песней «Все идет по плану», — одно из самых сильных изображений боевых действий в кино последних лет. Это вовсе не артхаусный фильм для высоколобых кинокритиков: его по-настоящему интересно смотреть. еще, как ни странно, этот фильм о войне и смерти получился вовсе не тяжелым. Более того, в нем много по-настоящему смешных моментов. Да и показанные в «Братстве» советские солдаты и офицеры — в основном симпатичные люди. Не всегда смелые, не всегда идеальные, не всегда героические, но зато объемные и живые. И то, что некоторые из них под конец десятилетней войны больше думают о конкретных двухкассетных магнитофонах, чем о выполнении абстрактного «интернационального долга», не делает их хуже. Таковы люди. Не выглядят плоскими и их противники — моджахеды. У каждого тут своя правда: кто-то сражается за Родину, кто-то за семью, кто-то за Аллаха, кто-то за деньги. А у кого-то просто «так получилось». Но все понимают, что «войну начать легко, а как закончить — никто не знает». Это, наверное, и есть главная мысль фильма, которую Лунгин старается высказать не столько про прошлое, сколько про настоящее и будущее.

Следующая похожая новость...
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)

      
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика