© РИА Новости, Алексей Дружинин/Антон Денисов/Пресс-служба президента РФ | Перейти в фотобанкМногие российские руководители, включая Владимира Путина, заявляют о существовании «русского мира». Имеется в виду, что среди бывших советских республик Россия занимает позицию центра развитой и самобытной русской цивилизации. Но что такое «русский мир» в подлинном смысле, размышляет сербскй автор.
Ясно, что концепция русского мира основана, прежде всего, на распространении русского языка как общего средства коммуникации между разными частями российской и советской империи. Однако важную роль в этой концепции играет и общая история, а также экономические взаимосвязи. Под понятием русского мира не обязательно подразумевается культурное доминирование русского этноса над всеми остальными. Эта идея охватывает, прежде всего, процесс политической и экономической интеграции, которая не затрагивает государственную, национальную и религиозную идентичность участников этого процесса. Русский мир также можно понимать как проект по защите русской нации на всем постсоветском пространстве. Однако такое партикулярное понимание этого понятия не вписывается в общую внешнеполитическую стратегию Кремля, направленную на интеграцию.
С этой объединяющей концепцией конфликтуют разные националистические движения в бывших советских республиках, которые стремятся к политической и экономической изоляции от России и сближению с западными центрами власти. Что касается Украины, Молдавии и Грузии, то они ориентированы еще и на азиатские центры власти, прежде всего на Турцию (в эту группу также, разумеется, входит Азербайджан) и Китай, к которому тяготеют все среднеазиатские государства, за исключением Туркменистана, государства закрытого типа наподобие Северной Кореи. Азиатские страны естественным образом ориентированы на расширение сотрудничества с исламским миром, а также Дальним Востоком, и поэтому им концепция русского мира может казаться колонизаторской. Открытым остается вопрос о включении в этот проект Украины и Белоруссии как восточно-европейского ядра русского интеграционного блока. Российский интеграционный проект является евразийским, то есть расширяется в направлении китайского востока и европейского запада, однако сейчас западный вектор переживает глубокую стагнацию, и поэтому, что логично, преобладает восточное азиатское направление.
Какое место в этой парадигме, объединяющей разные нации, религии и государства, занимает коллективная национальная и религиозная идентичность? Можно ли говорить о появлении особого русского мультикультурализма? Или это всего лишь прикрытие, за которым все равно скрываются многочисленные националистические движения и религиозный фундаментализм?
Присоединяйтесь к нам в Facebook и будьте в курсе важнейших событий дня.
© РИА Новости, Алексей Дружинин/Антон Денисов/Пресс-служба президента РФ | Перейти в фотобанкМногие российские руководители, включая Владимира Путина, заявляют о существовании «русского мира». Имеется в виду, что среди бывших советских республик Россия занимает позицию центра развитой и самобытной русской цивилизации. Но что такое «русский мир» в подлинном смысле, размышляет сербскй автор.Ясно, что концепция русского мира основана, прежде всего, на распространении русского языка как общего средства коммуникации между разными частями российской и советской империи. Однако важную роль в этой концепции играет и общая история, а также экономические взаимосвязи. Под понятием русского мира не обязательно подразумевается культурное доминирование русского этноса над всеми остальными. Эта идея охватывает, прежде всего, процесс политической и экономической интеграции, которая не затрагивает государственную, национальную и религиозную идентичность участников этого процесса. Русский мир также можно понимать как проект по защите русской нации на всем постсоветском пространстве. Однако такое партикулярное понимание этого понятия не вписывается в общую внешнеполитическую стратегию Кремля, направленную на интеграцию. С этой объединяющей концепцией конфликтуют разные националистические движения в бывших советских республиках, которые стремятся к политической и экономической изоляции от России и сближению с западными центрами власти. Что касается Украины, Молдавии и Грузии, то они ориентированы еще и на азиатские центры власти, прежде всего на Турцию (в эту группу также, разумеется, входит Азербайджан) и Китай, к которому тяготеют все среднеазиатские государства, за исключением Туркменистана, государства закрытого типа наподобие Северной Кореи. Азиатские страны естественным образом ориентированы на расширение сотрудничества с исламским миром, а также Дальним Востоком, и поэтому им концепция русского мира может казаться колонизаторской. Открытым остается вопрос о включении в этот проект Украины и Белоруссии как восточно-европейского ядра русского интеграционного блока. Российский интеграционный проект является евразийским, то есть расширяется в направлении китайского востока и европейского запада, однако сейчас западный вектор переживает глубокую стагнацию, и поэтому, что логично, преобладает восточное азиатское направление. Какое место в этой парадигме, объединяющей разные нации, религии и государства, занимает коллективная национальная и религиозная идентичность? Можно ли говорить о появлении особого русского мультикультурализма? Или это всего лишь прикрытие, за которым все равно скрываются многочисленные националистические движения и религиозный фундаментализм?Присоединяйтесь к нам в Facebook и будьте в курсе важнейших событий дня.
Следующая похожая новость...