© РИА Новости, Алексей Витвицкий | Перейти в фотобанкАвтор статьи в датской газете весьма скептически пишет об истории Польши и ее влиянии на самосознание поляков сегодня. На примере одной выставки в Варшаве он рассуждает, что в Польше так и не возникла традиция мирного обмена мнениями. Поляки тяготеют к героизму, но вместе с тем они склонны к непримиримости и насилию. Они до сих пор предпочитают борьбу, а не мирный труд.
Варшава — Первая мировая война, которая закончилась чуть более 100 лет назад, была ужасным конфликтом. Она не принесла практически ничего, кроме смерти и разрушений. Но Финляндии, Чехословакии и Польше она все же дала и кое-что хорошее. После войны эти страны получили независимость.
Ни для кого, наверное, это не значило больше, чем для Польши, которую часто называют страной на колесах, потому что границы ее много раз передвигались то туда, то сюда. В XVIII веке страну делили трижды, и в один прекрасный момент она полностью прекратила свое существование, после того как русские, пруссаки, австрийцы и Наполеон каждый взяли себе то, что хотели. Так что по сравнению с Польшей история многих других народов напоминает милый семейный фильм.
Возможно, именно поэтому в Польше нет развитой традиции мирного обмена мнениями, и как в прошлом, так и сейчас нередко возникают конфликты. Иногда они приводят к насилию и смерти.
Убитые
Первый президент так называемой Второй Речи Посполитой Габриэль Нарутович (Gabriel Narutowicz) правил лишь пять дней, после чего его убили. Это случилось в 1922 году. Либерал Нарутович хотел стать посредником между разными политическими флангами, ненавидящими друг друга. Это вызвало к нему еще большую антипатию, его называли евреем, а в тогдашней Польше ничего хуже и придумать было нельзя. Нарутовича убил художник на лестнице в галерею, куда президент шел посмотреть художественную выставку.
А несколько недель назад еще одного либерала, мэра Гданьска Павла Адамовича (Pawel Adamowicz) убили на улице во время сбора денег для больных детей.
Убийца, должно быть, безумен, но Адамович много месяцев был объектом ненависти и издевательств со стороны националистов-консерваторов, в том числе и на телевидении, так что, возможно, именно это и запустило процесс. Зачем еще убивать человека, которого 20 лет неизменно демократическим путем выбирали главой одного из самых важных городов страны?
Мужество
Таким образом, история в этих краях — весьма драматическая концепция. Вот почему так смело со стороны Национального музея в Варшаве устраивать выставку об искусстве именно того период, когда Польша стала независимой. Выставка называется: «Krzyczac: Polska!», что переводится примерно как: «Выкрикивать: Польша!»
Название очень хорошо соответствует содержанию. Поляки, насколько их можно обобщить и представить как единое целое, охотно тяготеют к героизму, и это видно по многим из 300 собранных произведений.
Польша
Польша со своими 38 миллионами жителей — крупнейшая страна Восточной Европы. Она входит в НАТО с 1999 года и в ЕС с 2004 года.
Сегодня Польшей правит националистическая консервативная партия «Право и справедливость», которая критикует ЕС. В оппозицию входят, например, праволиберальная «Гражданская платформа» и новая леволиберальная партия «Весна» во главе с бывшим мэром Робертом Бидроном (Robert Biedron). В конце этого года в Польше пройдут парламентские выборы.
Мужество заключается в том, что все это показывается с иронией. Тема непривычная. Некоторые поляки считают, что это слишком серьезный вопрос, чтобы вот так просто пойти в атаку. Даже само здание, где проходит выставка, отягощено памятью о прошлом. Оно было введено в строй в 1938 году, а через год Польшу оккупировала нацистская Германия, миллионы людей погибли. Музей был сильно поврежден, особенно во время Варшавского восстания в 1944 году, когда немцы расквартировали там солдат, и они уничтожили и множество экспонатов, и большую часть здания.
«Культ вождя»
В начале выставки много внимания уделяется так называемым легионерам — вооруженным отрядам, которые воевали против России на стороне Австрии и Германии во время Первой мировой войны. Среди них было множество женщин и совсем молодых солдат, почти детей.
Легионеры действовали вплоть до 1930-х годов и Второй мировой войны, ведь полякам по-прежнему угрожали. Более того, некоторые из этих бойцов были евреями.
Центральная фигура выставки — маршал Юзеф Пилсудский (Jozef Pilsudski), этакий польский Хольгер Датчанин (датский легендарный персонаж, который спит, но должен проснуться и сокрушить врагов, когда Дании будет угрожать опасность, — прим. перев.) из реальной жизни. С 1918 и до самой своей смерти в 1935 году Пилсудский почти все время был настоящим правителем Польши. Он скептически относился к демократии и считал Россию самым сильным врагом нации. За последнее его едва ли можно осудить, ведь большой восточный сосед редко делал полякам добро.
В Национальном музее у Пилсудского есть свое постоянное место на полпути от огромной темной мраморной лестницы у входа. Здесь стоит его бюст 1938 года из патинированной бронзы, и он решительно смотрит на каждого посетителя. Но на выставке Пилсудскому не оказывают особых почестей. Ему посвящено одно большое помещение под названием «Культ вождя», где размещены 28 картин и скульптур и можно посмотреть несколько фильмов о маршале.
«Политическое наследие Пилсудского оказало глубокое и необратимое влияние» на страну, которая «быстро трансформировалась из парламентской демократии в авторитарное государство», говорится в буклете.
Провокация
Может, это послание нынешнему национал-консервативному президенту Польши Анджею Дуде (Andrzej Duda), покровителю выставки, а может, и кому-то еще. Все равно что подкапываться под Хольгера Датчанина. Полное безумие, если смотреть на выставку глазами национал-консерваторов.
Напротив бюста Пилсудского на лестнице расположилась инсталляция Петра Укланского (Piotr Uklanski), который в современном искусстве снискал мировую славу. Укланский обычно выставляется в таких местах, как Музей современного искусства в Нью-Йорке, где он сам живет, залы Цюриха или Страсбурга. Над входом в музей в Варшаве он повесил два больших изображения правых экстремистов во время «маршей независимости» в столице, которые они проводят каждый ноябрь. Марши сопровождаются драками, шумом и проявлениями почти нацистской ненависти. В прошлый раз это происходило при поддержке государства. Дуда выступил с речью, которую расценили как похвалу экстремистам.
Название выставки свидетельствует, что она совмещает два образа. Она не только о мужестве: Дуде с его людьми следует воспринять ее как провокацию.
В Польше такое приводит не только к дебатам и статьям в газетах, но и к увольнению директоров. Несколько лет назад в Гданьске появился новый музей о Второй мировой войне. Первый руководитель хотел показать, что конфликт принес жертвы обеим сторонам — например, в Германии пострадали дети. И поляки тоже не всегда поступали правильно с 1939 по 1945 год.
Это противоречило национал-консервативному представлению о том, что все поляки — герои и что войну было не выиграть без их мужественных усилий, а всех немцев, как и русских, надо презирать. Поэтому руководителя музея известного историка Павла Мачевича (Pawel Machcewicz) выгнали. Его сменил часто появляющийся на публике коллега, которого критиковали за поверхностность. Губернатор Адамович пытался этому помешать, но безрезультатно.
Отсутствие доверия
Профессор социологии Януш Чапинский (Janusz Czapinski) из Варшавского университета объясняет болезненную атмосферу в стране тем, что поляки, предположительно, относятся к числу наименее социально сознательных людей в Европе.
«В Дании 60% населения говорят, что доверяют друг другу, в Польше эта цифра составляет 10-12%», — сказал он несколько лет назад. Только в Болгарии все обстоит так же плохо.
Тогдашний министр иностранных дел страны старый профессор права Кшиштоф Скубишевский (Krzysztof Skubiszewski) вскоре после падения Берлинской стены выразил эту мысль по-другому. «Поляки, — сказал он, — готовы умирать за свою страну, но не работать ради нее».
Когда у власти были коммунисты, почти у каждого поляка — в отличие, например, от восточных немцев или чехов — всегда имелся объект ненависти, которую можно было и не скрывать. Теперь, когда настало время стабилизировать скучную демократию, никто не доверяет человеку, стоящему рядом в автобусе, особенно если у него другие политические убеждения.
Петра Рипсона (Piotr Rypson) уволили с поста директора Национального музея. Причины увольнения не называются, но именно он организовал выставку. Как и художник Укланский, он ориентируется на международную деятельность, преподавал в США и участвовал в проектах в Берлине и Париже. Может, все это взаимосвязано, как часто бывает в Польше?
Если ничего не случится, выставку можно посетить вплоть до 17 марта.
© РИА Новости, Алексей Витвицкий | Перейти в фотобанкАвтор статьи в датской газете весьма скептически пишет об истории Польши и ее влиянии на самосознание поляков сегодня. На примере одной выставки в Варшаве он рассуждает, что в Польше так и не возникла традиция мирного обмена мнениями. Поляки тяготеют к героизму, но вместе с тем они склонны к непримиримости и насилию. Они до сих пор предпочитают борьбу, а не мирный труд. Варшава — Первая мировая война, которая закончилась чуть более 100 лет назад, была ужасным конфликтом. Она не принесла практически ничего, кроме смерти и разрушений. Но Финляндии, Чехословакии и Польше она все же дала и кое-что хорошее. После войны эти страны получили независимость. Ни для кого, наверное, это не значило больше, чем для Польши, которую часто называют страной на колесах, потому что границы ее много раз передвигались то туда, то сюда. В XVIII веке страну делили трижды, и в один прекрасный момент она полностью прекратила свое существование, после того как русские, пруссаки, австрийцы и Наполеон каждый взяли себе то, что хотели. Так что по сравнению с Польшей история многих других народов напоминает милый семейный фильм. Возможно, именно поэтому в Польше нет развитой традиции мирного обмена мнениями, и как в прошлом, так и сейчас нередко возникают конфликты. Иногда они приводят к насилию и смерти. Убитые Первый президент так называемой Второй Речи Посполитой Габриэль Нарутович (Gabriel Narutowicz) правил лишь пять дней, после чего его убили. Это случилось в 1922 году. Либерал Нарутович хотел стать посредником между разными политическими флангами, ненавидящими друг друга. Это вызвало к нему еще большую антипатию, его называли евреем, а в тогдашней Польше ничего хуже и придумать было нельзя. Нарутовича убил художник на лестнице в галерею, куда президент шел посмотреть художественную выставку. А несколько недель назад еще одного либерала, мэра Гданьска Павла Адамовича (Pawel Adamowicz) убили на улице во время сбора денег для больных детей. Убийца, должно быть, безумен, но Адамович много месяцев был объектом ненависти и издевательств со стороны националистов-консерваторов, в том числе и на телевидении, так что, возможно, именно это и запустило процесс. Зачем еще убивать человека, которого 20 лет неизменно демократическим путем выбирали главой одного из самых важных городов страны? Мужество Таким образом, история в этих краях — весьма драматическая концепция. Вот почему так смело со стороны Национального музея в Варшаве устраивать выставку об искусстве именно того период, когда Польша стала независимой. Выставка называется: «Krzyczac: Polska!», что переводится примерно как: «Выкрикивать: Польша!» Название очень хорошо соответствует содержанию. Поляки, насколько их можно обобщить и представить как единое целое, охотно тяготеют к героизму, и это видно по многим из 300 собранных произведений. Польша Польша со своими 38 миллионами жителей — крупнейшая страна Восточной Европы. Она входит в НАТО с 1999 года и в ЕС с 2004 года. Сегодня Польшей правит националистическая консервативная партия «Право и справедливость», которая критикует ЕС. В оппозицию входят, например, праволиберальная «Гражданская платформа» и новая леволиберальная партия «Весна» во главе с бывшим мэром Робертом Бидроном (Robert Biedron). В конце этого года в Польше пройдут парламентские выборы. Мужество заключается в том, что все это показывается с иронией. Тема непривычная. Некоторые поляки считают, что это слишком серьезный вопрос, чтобы вот так просто пойти в атаку. Даже само здание, где проходит выставка, отягощено памятью о прошлом. Оно было введено в строй в 1938 году, а через год Польшу оккупировала нацистская Германия, миллионы людей погибли. Музей был сильно поврежден, особенно во время Варшавского восстания в 1944 году, когда немцы расквартировали там солдат, и они уничтожили и множество экспонатов, и большую часть здания. «Культ вождя» В начале выставки много внимания уделяется так называемым легионерам — вооруженным отрядам, которые воевали против России на стороне Австрии и Германии во время Первой мировой войны. Среди них было множество женщин и совсем молодых солдат, почти детей. Легионеры действовали вплоть до 1930-х годов и Второй мировой войны, ведь полякам по-прежнему угрожали. Более того, некоторые из этих бойцов были евреями. Центральная фигура выставки — маршал Юзеф Пилсудский (Jozef Pilsudski), этакий польский Хольгер Датчанин (датский легендарный персонаж, который спит, но должен проснуться и сокрушить врагов, когда Дании будет угрожать опасность, — прим. перев.) из реальной жизни. С 1918 и до самой своей смерти в 1935 году Пилсудский почти все время был настоящим правителем Польши. Он скептически относился к демократии и считал Россию самым сильным врагом нации. За последнее его едва ли можно осудить, ведь большой восточный сосед редко делал полякам добро. В Национальном музее у Пилсудского есть свое постоянное место на полпути от огромной темной мраморной лестницы у входа. Здесь стоит его бюст 1938 года из патинированной бронзы, и он решительно смотрит на каждого посетителя. Но на выставке Пилсудскому не оказывают особых почестей. Ему посвящено одно большое помещение под названием «Культ вождя», где размещены 28 картин и скульптур и можно посмотреть несколько фильмов о маршале. «Политическое наследие Пилсудского оказало глубокое и необратимое влияние» на страну, которая «быстро трансформировалась из парламентской демократии в авторитарное государство», говорится в буклете. Провокация Может, это послание нынешнему национал-консервативному президенту Польши Анджею Дуде (Andrzej Duda), покровителю выставки, а может, и кому-то еще. Все равно что подкапываться под Хольгера Датчанина. Полное безумие, если смотреть на выставку глазами национал-консерваторов. Напротив бюста Пилсудского на лестнице расположилась инсталляция Петра Укланского (Piotr Uklanski), который в современном искусстве снискал мировую славу. Укланский обычно выставляется в таких местах, как Музей современного искусства в Нью-Йорке, где он сам живет, залы Цюриха или Страсбурга. Над входом в музей в Варшаве он повесил два больших изображения правых экстремистов во время «маршей независимости» в столице, которые они проводят каждый ноябрь. Марши сопровождаются драками, шумом и проявлениями почти нацистской ненависти. В прошлый раз это происходило при поддержке государства. Дуда выступил с речью, которую расценили как похвалу экстремистам. Название выставки свидетельствует, что она совмещает два образа. Она не только о мужестве: Дуде с его людьми следует воспринять ее как провокацию. В Польше такое приводит не только к дебатам и статьям в газетах, но и к увольнению директоров. Несколько лет назад в Гданьске появился новый музей о Второй мировой войне. Первый руководитель хотел показать, что конфликт принес жертвы обеим сторонам — например, в Германии пострадали дети. И поляки тоже не всегда поступали правильно с 1939 по 1945 год. Это противоречило национал-консервативному представлению о том, что все поляки — герои и что войну было не выиграть без их мужественных усилий, а всех немцев, как и русских, надо презирать. Поэтому руководителя музея известного историка Павла Мачевича (Pawel Machcewicz) выгнали. Его сменил часто появляющийся на публике коллега, которого критиковали за поверхностность. Губернатор Адамович пытался этому помешать, но безрезультатно. Отсутствие доверия Профессор социологии Януш Чапинский (Janusz Czapinski) из Варшавского университета объясняет болезненную атмосферу в стране тем, что поляки, предположительно, относятся к числу наименее социально сознательных людей в Европе. «В Дании 60% населения говорят, что доверяют друг другу, в Польше эта цифра составляет 10-12%», — сказал он несколько лет назад. Только в Болгарии все обстоит так же плохо. Тогдашний министр иностранных дел страны старый профессор права Кшиштоф Скубишевский (Krzysztof Skubiszewski) вскоре после падения Берлинской стены выразил эту мысль по-другому. «Поляки, — сказал он, — готовы умирать за свою страну, но не работать ради нее». Когда у власти были коммунисты, почти у каждого поляка — в отличие, например, от восточных немцев или чехов — всегда имелся объект ненависти, которую можно было и не скрывать. Теперь, когда настало время стабилизировать скучную демократию, никто не доверяет человеку, стоящему рядом в автобусе, особенно если у него другие политические убеждения. Петра Рипсона (Piotr Rypson) уволили с поста директора Национального музея. Причины увольнения не называются, но именно он организовал выставку. Как и художник Укланский, он ориентируется на международную деятельность, преподавал в США и участвовал в проектах в Берлине и Париже. Может, все это взаимосвязано, как часто бывает в Польше? Если ничего не случится, выставку можно посетить вплоть до 17 марта.
Следующая похожая новость...