Newsweek (США): я хочу, чтобы «Игра престолов» закончилась плохо, и вот почему - «Общество» » «Новости Дня»
Edgarpo
Опубликовано: 09:55, 14 апреля 2019
Общество

Newsweek (США): я хочу, чтобы «Игра престолов» закончилась плохо, и вот почему - «Общество»

Большинство фанатов «Игры престолов» наверняка надеются, что для оставшихся персонажей Вестероса все кончится хорошо. Но американский профессор уверен, что плохих концовок в кино должно быть больше, а у хэппи-эндов есть политические последствия. Ведь если человек верит в справедливость, он считает, что с хорошими людьми случается только хорошее, а плохие получают по заслугам.
Newsweek (США): я хочу, чтобы «Игра престолов» закончилась плохо, и вот почему - «Общество»
© Bighead Littlehead / HBO (2011 – ...)Большинство фанатов «Игры престолов» наверняка надеются, что для оставшихся персонажей Вестероса все кончится хорошо. Но американский профессор уверен, что плохих концовок в кино должно быть больше, а у хэппи-эндов есть политические последствия. Ведь если человек верит в справедливость, он считает, что с хорошими людьми случается только хорошее, а плохие получают по заслугам.

Сейчас, когда вот-вот начнется показ последнего сезона сериала «Игра престолов» телеканала HBO, большинство фанатов, я уверен, лелеют надежду, что для оставшихся персонажей Вестероса все кончится хорошо.


Отчасти я и сам на это надеюсь. Но другая часть моей личности — исследователь, который изучает влияние индустрии развлечений на политику, — выступает за то, чтобы в последнем сезоне творилась такая же чудовищная несправедливость, как и в первом. Она хочет, чтобы белые ходоки наводнили Север, убили Джона Сноу и Дейнерис, или чтобы после их победы над армией мертвецов этих героев предала Серсея, убирая с дороги своих конкурентов за Железный трон.


Исследование, которое я недавно провел со своими студентами на материале «Игры престолов», подкрепило мои мысли о плохих концовках, показав, что на телевидении и в кино их должно быть больше.

хорошим концом. Поэтому большинство сюжетов, рассчитанных на массовую аудиторию — будь то книги, фильмы или телесериалы, — обычно заканчиваются тем, что главный герой получает награду за хорошие поступки.

И у всех этих хэппи-эндов есть политические последствия, по крайней мере, по мнению одного исследователя.


Маркус Эппел (Markus Appel), специалист по коммуникативной психологии, показал в своем исследовании 2007 года, что чем более фантастические истории смотрят люди, тем вероятнее, что они считают мир справедливым.


Какое же это имеет отношение к политике? Что ж, если человек верит в справедливость мира, он склонен полагать, что с хорошими людьми случается только хорошее, а плохие получают по заслугам.



В результате такая картина мира влияет на то, какую политику он поддерживает. Например, тот, кто верит в справедливость мира, скорее всего будет считать, что бедняки заслужили быть бедными. Неудивительно, что носители такого мировоззрения менее охотно поддерживают программы по борьбе с бедностью и инициативы по восстановлению социальной справедливости. Также подобные взгляды обычно ассоциируют с негативным отношением к бедняками и авторитарной идеологией.


Вера в то, что мир справедлив, похоже, является психологической защитной реакцией на дискомфорт, который возникает у человека, если он сталкивается с жертвами насилия, преступности, экономических кризисов и войн. Вместо того, чтобы подтолкнуть человека к тому, чтобы справиться со сложными переживаниями, вызванными встречей с подобными случаями, эти представления работают как щит: зачем тратить нервы и силы на этих людей, если они заслуживают то, что получили?


В 2011 году, когда впервые вышла «Игра престолов», она не была похожа на другие сериалы.


Она не просто отошла от типичного сюжета, в котором протагонисты получают вознаграждение за хорошие поступки. Она зашла очень далеко в противоположном направлении, посадив зрителя на строгую диету бесконечной жестокости и несправедливости.


По мере развития сюжета молодой король-кровопийца обезглавил главного героя; безоружных гостей вырезали на свадьбе; юных девушек выдавали замуж без их согласия, а потом насиловали. Сериал учил зрителя не слишком привязываться к героям, ведь каждого из них мог ждать жестокий и несправедливый конец.


Мне стало интересно понять: если, согласно исследованию Эппела, фантастический нарратив со счастливым концом усиливал веру в справедливый мир, мог ли просмотр «Игр престолов», где царила несправедливость, дать обратный эффект и уменьшить тенденцию публики верить в справедливость мира?


Вместе со своими студентами мы начали работу над тем, как можно выявить этот эффект. В течение двух семестров мы разработали опросник и провели эксперимент, а затем я провел еще один эксперимент.


Для опроса и участия в эксперименте мы набрали участников через социальные сети. Я произвольным образом разделил добровольцев на три группы: одних я попросил посмотреть шесть серий «Игры престолов», других — шесть серий сериала «Настоящая кровь», в котором мир изображен как гораздо более справедливый, а участники из третьей группы просто заполнили опросник. Для второго эксперимента я произвольно раздал студентам из большой группы задание посмотреть либо пять серий «Игры престолов», либо фильм «Хоббит: Война пяти воинств».


В результате исследований выяснилось, что просмотр «Игры престолов» соответствовал (или становился причиной) более низкого уровня веры в справедливость мира. Интересно, что даже с учетом других характеристик респондентов, эти выводы оставались верными.


Другими словами, оказалось, что просмотр «Игры престолов» воздействует на зрителей скорее как новостные программы, чем как другие фантастические сюжеты.


Я надеюсь, что у «Игры престолов» не будет хэппи-энда, потому что плохие, грустные концовки подражают реальности. Я понимаю, что людям иногда необходимо отрешиться от уродства реального мира с помощью вымышленных миров, где все кончается хорошо. Но когда в мире средств массовой информации доминируют развлечения, важно иногда отрезвлять зрителей напоминанием о том, что в жизни не всегда все складывается так безоблачно.


Именно это я ценил в первых пяти сезонах «Игры престолов» — и поэтому я бы хотел, чтобы у этого сериала был плохой конец.


Энтони Джерзински — профессор и заведующий кафедрой политологии Вермонтского университета.


© Bighead Littlehead / HBO (2011 – .)Большинство фанатов «Игры престолов» наверняка надеются, что для оставшихся персонажей Вестероса все кончится хорошо. Но американский профессор уверен, что плохих концовок в кино должно быть больше, а у хэппи-эндов есть политические последствия. Ведь если человек верит в справедливость, он считает, что с хорошими людьми случается только хорошее, а плохие получают по заслугам.Сейчас, когда вот-вот начнется показ последнего сезона сериала «Игра престолов» телеканала HBO, большинство фанатов, я уверен, лелеют надежду, что для оставшихся персонажей Вестероса все кончится хорошо. Отчасти я и сам на это надеюсь. Но другая часть моей личности — исследователь, который изучает влияние индустрии развлечений на политику, — выступает за то, чтобы в последнем сезоне творилась такая же чудовищная несправедливость, как и в первом. Она хочет, чтобы белые ходоки наводнили Север, убили Джона Сноу и Дейнерис, или чтобы после их победы над армией мертвецов этих героев предала Серсея, убирая с дороги своих конкурентов за Железный трон. Исследование, которое я недавно провел со своими студентами на материале «Игры престолов», подкрепило мои мысли о плохих концовках, показав, что на телевидении и в кино их должно быть больше.хорошим концом. Поэтому большинство сюжетов, рассчитанных на массовую аудиторию — будь то книги, фильмы или телесериалы, — обычно заканчиваются тем, что главный герой получает награду за хорошие поступки. И у всех этих хэппи-эндов есть политические последствия, по крайней мере, по мнению одного исследователя. Маркус Эппел (Markus Appel), специалист по коммуникативной психологии, показал в своем исследовании 2007 года, что чем более фантастические истории смотрят люди, тем вероятнее, что они считают мир справедливым. Какое же это имеет отношение к политике? Что ж, если человек верит в справедливость мира, он склонен полагать, что с хорошими людьми случается только хорошее, а плохие получают по заслугам. В результате такая картина мира влияет на то, какую политику он поддерживает. Например, тот, кто верит в справедливость мира, скорее всего будет считать, что бедняки заслужили быть бедными. Неудивительно, что носители такого мировоззрения менее охотно поддерживают программы по борьбе с бедностью и инициативы по восстановлению социальной справедливости. Также подобные взгляды обычно ассоциируют с негативным отношением к бедняками и авторитарной идеологией. Вера в то, что мир справедлив, похоже, является психологической защитной реакцией на дискомфорт, который возникает у человека, если он сталкивается с жертвами насилия, преступности, экономических кризисов и войн. Вместо того, чтобы подтолкнуть человека к тому, чтобы справиться со сложными переживаниями, вызванными встречей с подобными случаями, эти представления работают как щит: зачем тратить нервы и силы на этих людей, если они заслуживают то, что получили? В 2011 году, когда впервые вышла «Игра престолов», она не была похожа на другие сериалы. Она не просто отошла от типичного сюжета, в котором протагонисты получают вознаграждение за хорошие поступки. Она зашла очень далеко в противоположном направлении, посадив зрителя на строгую диету бесконечной жестокости и несправедливости. По мере развития сюжета молодой король-кровопийца обезглавил главного героя; безоружных гостей вырезали на свадьбе; юных девушек выдавали замуж без их согласия, а потом насиловали. Сериал учил зрителя не слишком привязываться к героям, ведь каждого из них мог ждать жестокий и несправедливый конец. Мне стало интересно понять: если, согласно исследованию Эппела, фантастический нарратив со счастливым концом усиливал веру в справедливый мир, мог ли просмотр «Игр престолов», где царила несправедливость, дать обратный эффект и уменьшить тенденцию публики верить в справедливость мира? Вместе со своими студентами мы начали работу над тем, как можно выявить этот эффект. В течение двух семестров мы разработали опросник и провели эксперимент, а затем я провел еще один эксперимент. Для опроса и участия в эксперименте мы набрали участников через социальные сети. Я произвольным образом разделил добровольцев на три группы: одних я попросил посмотреть шесть серий «Игры престолов», других — шесть серий сериала «Настоящая кровь», в котором мир изображен как гораздо более справедливый, а участники из третьей группы просто заполнили опросник. Для второго эксперимента я произвольно раздал студентам из большой группы задание посмотреть либо пять серий «Игры престолов», либо фильм «Хоббит: Война пяти воинств». В результате исследований выяснилось, что просмотр «Игры престолов» соответствовал (или становился причиной) более низкого уровня веры в справедливость мира. Интересно, что даже с учетом других характеристик респондентов, эти выводы оставались верными. Другими словами, оказалось, что просмотр «Игры престолов» воздействует на зрителей скорее как новостные программы, чем как другие фантастические сюжеты. Я надеюсь, что у «Игры престолов» не будет хэппи-энда, потому что плохие, грустные концовки подражают реальности. Я понимаю, что людям иногда необходимо отрешиться от уродства реального мира с помощью вымышленных миров, где все кончается хорошо. Но когда в мире средств массовой информации доминируют развлечения, важно иногда отрезвлять зрителей напоминанием о том, что в жизни не всегда все складывается так безоблачно. Именно это я ценил в первых пяти сезонах «Игры престолов» — и поэтому я бы хотел, чтобы у этого сериала был плохой конец. Энтони Джерзински — профессор и заведующий кафедрой политологии Вермонтского университета.

Следующая похожая новость...
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)

      
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика