Raseef22 (Ливан): почему носы египетских статуй обычно разбиты и обезображены? - «Общество» » «Новости Дня»
Novosti-Dny
Опубликовано: 15:30, 20 апреля 2019
Общество

Raseef22 (Ливан): почему носы египетских статуй обычно разбиты и обезображены? - «Общество»

«Почему у статуй сломаны носы?» — такой вопрос чаще всего задают посетители музеев, интересующиеся египетской цивилизацией. Действительно, носы сломаны почти у всех египетских скульптур, кого бы они ни изображали. И это не случайность. В Древнем Египте некоторые проходили специальное обучение, чтобы обезображивать статуи. С какой целью, рассказывает «Расиф22».
Raseef22 (Ливан): почему носы египетских статуй обычно разбиты и обезображены? - «Общество»
© AP Photo, Uwe Lein«Почему у статуй сломаны носы?» — такой вопрос чаще всего задают посетители музеев, интересующиеся египетской цивилизацией. Действительно, носы сломаны почти у всех египетских скульптур, кого бы они ни изображали. И это не случайность. В Древнем Египте некоторые проходили специальное обучение, чтобы обезображивать статуи. С какой целью, рассказывает «Расиф22».

«Почему у статуй сломаны носы?» — такой вопрос чаще всего задают куратору Бруклинского музея Эдварду Блайбергу посетители, интересующиеся египетской цивилизацией.


От древних гробниц до великих пирамид: египетская цивилизация славится своими изысканными и точными скульптурами. Несмотря на то, что статуи изображают людей из разных слоев, у них можно найти кое-что общее — сломанные и обезображенные носы.


Случайность, вызванная природными явлениями, или преднамеренная порча?

© CC BY-SA 2.0, Hyspaosines | Перейти в фотобанкЕгипетская коллекция в Национальном археологическом музее Неаполя

В прошлом некоторые археологи полагали, что естественная эрозия сыграла главную роль в процессе обезображивания древних египетских скульптур и статуй из-за сильных ветров, водных потоков, изменений почвы и других факторов, которые могли нанести существенный ущерб частям тела, таким как руки, ноги и нос. Тем не менее, по словам Эдварда Блайберга, имели место политические, религиозные личные и преступные мотивы. Акты вандализма были преднамеренными и имели конкретную цель. Казалось, разбитые носы у объемных статуй — объяснимое явление, но, к удивлению исследователя, тот же дефект он обнаружил и у плоских экспонатов.


На самом деле древние египтяне полагали, что статуи являются местом обитания силы. По их представлениям, дух бога мог жить в его образе. Что касается людей, считалось, что часть души умершего человека может находиться в его скульптуре.


Как заключил Блайберг, акты вандализма были нацелены на нейтрализацию силы изображенного человека. Того же мнения придерживается Адела Оппенхайм, куратор отдела египетского искусства в Метрополитен-музее: «Если мы хотим подавить враждебные нам силы, лучший способ сделать это — сломать нос статуи».


Хотя древние египтяне не верили, что статуи способны вставать и передвигаться, ведь они сделаны из камня, и вели споры о том, дышат ли они воздухом через нос, считалось, что именно нос — источник их силы. Как следствие, если противники хотели устранить эту силу, они разрушали нос статуе, чтобы та перестала «дышать» и жить.


Лишение силы


Кладбища и храмы служили хранилищами большинства статуй и рельефов, изготовленных специально для проведения религиозных ритуалов. Было принято совершать ряд религиозных церемоний с использованием статуй, в том числе ритуал «открытия рта», который смазывали маслом, чтобы оживить статую и наделить ее необходимой силой.



Согласно Блайбергу, все религиозные ритуалы были связаны с экономикой, в основе которой лежали жертвоприношения сверхъестественным сущностям. Короли приносили жертвы богам, рассчитывая, что те позаботятся о Египте, поэтому статуи и рисунки представляли собой «место встречи сверхъестественных сил и реального мира». Во время ритуалов они становились обитаемыми, или завершенными, а разрушение статуй или игнорирование религиозных верований — факторы, которые могли нанести силе ущерб: «Поврежденная часть тела больше не может выполнять свою функцию. Без носа дух статуи не может жить, а значит, таким образом вандал может убить ее. А со сломанными ушами она не способна услышать молитвы».


В эпоху фараонов люди очень боялись египетских скульптур и статуй: даже воры, искавшие ценные предметы, опасались мести покойного, если его статуя не обезображена.


Что касается практики разрушения и осквернения изображений человека, то она восходит к началу египетской истории. Например, умышленное повреждение мумий в доисторическую эпоху связано с примитивной верой в то, что повреждение образа наносит вред человеку, которого он представляет. Вот почему фараоны издавать указы, налагающие суровые наказания на всех, кто осмеливался повредить изображающие их статуи.


Воинам, собирающимся в бой, предписывалось изготовить восковую куклу врага, а затем уничтожить ее.


Политические и культурные мотивы


Древние египтяне пытались принимать особые меры для защиты скульптур, помещая их в ямы внутри могил или храмов. Однако эти методы тоже не помогали, тем более что люди, которые занимались разрушением статуй, были не просто вандалами. Их специально обучали для этой цели. В эпоху фараонов на статуе обычно было выгравировано имя изображённого человека, а значит, человек, который обезображивал статую, умел читать.


© CC BY-SA 2.0, Anne Petersen | Перейти в фотобанкСтатуя царицы Хатшепсут в Метрополитен-музее

Как считает Эдвард Блайберг, масштабное уничтожение статуй на самом деле было политически мотивировано. В первую очередь это объясняется тем, что разрушение памятников помогало начинающим правителям переписывать историю в свою пользу. Наиболее ярким примером является уничтожение наследия цариц Хатшепсут и Нефертити, в результате чего связанные с ними символы визуальной культуры исчезли.


Наряду с политическим фактором огромную роль в изменении восприятия статуй с течением времени сыграл культурный аспект.


В раннехристианский период в Египте (между I и II веками нашей эры) боялись богов, якобы обитающих в статуях, их считали дьявольскими духами. Статуи, которым приносились жертвы, уродовали, чтобы искоренить язычество,.


После исламского вторжения в VII веке нашей эры исследователи заметили, что египтяне утратили чувство страха перед этими древними артефактами. В этот период каменные статуи регулярно разбивались на прямоугольники и использовались в строительстве.


© AP Photo, Uwe Lein«Почему у статуй сломаны носы?» — такой вопрос чаще всего задают посетители музеев, интересующиеся египетской цивилизацией. Действительно, носы сломаны почти у всех египетских скульптур, кого бы они ни изображали. И это не случайность. В Древнем Египте некоторые проходили специальное обучение, чтобы обезображивать статуи. С какой целью, рассказывает «Расиф22».«Почему у статуй сломаны носы?» — такой вопрос чаще всего задают куратору Бруклинского музея Эдварду Блайбергу посетители, интересующиеся египетской цивилизацией. От древних гробниц до великих пирамид: египетская цивилизация славится своими изысканными и точными скульптурами. Несмотря на то, что статуи изображают людей из разных слоев, у них можно найти кое-что общее — сломанные и обезображенные носы. Случайность, вызванная природными явлениями, или преднамеренная порча?© CC BY-SA 2.0, Hyspaosines | Перейти в фотобанкЕгипетская коллекция в Национальном археологическом музее Неаполя В прошлом некоторые археологи полагали, что естественная эрозия сыграла главную роль в процессе обезображивания древних египетских скульптур и статуй из-за сильных ветров, водных потоков, изменений почвы и других факторов, которые могли нанести существенный ущерб частям тела, таким как руки, ноги и нос. Тем не менее, по словам Эдварда Блайберга, имели место политические, религиозные личные и преступные мотивы. Акты вандализма были преднамеренными и имели конкретную цель. Казалось, разбитые носы у объемных статуй — объяснимое явление, но, к удивлению исследователя, тот же дефект он обнаружил и у плоских экспонатов. На самом деле древние египтяне полагали, что статуи являются местом обитания силы. По их представлениям, дух бога мог жить в его образе. Что касается людей, считалось, что часть души умершего человека может находиться в его скульптуре. Как заключил Блайберг, акты вандализма были нацелены на нейтрализацию силы изображенного человека. Того же мнения придерживается Адела Оппенхайм, куратор отдела египетского искусства в Метрополитен-музее: «Если мы хотим подавить враждебные нам силы, лучший способ сделать это — сломать нос статуи». Хотя древние египтяне не верили, что статуи способны вставать и передвигаться, ведь они сделаны из камня, и вели споры о том, дышат ли они воздухом через нос, считалось, что именно нос — источник их силы. Как следствие, если противники хотели устранить эту силу, они разрушали нос статуе, чтобы та перестала «дышать» и жить. Лишение силы Кладбища и храмы служили хранилищами большинства статуй и рельефов, изготовленных специально для проведения религиозных ритуалов. Было принято совершать ряд религиозных церемоний с использованием статуй, в том числе ритуал «открытия рта», который смазывали маслом, чтобы оживить статую и наделить ее необходимой силой. Согласно Блайбергу, все религиозные ритуалы были связаны с экономикой, в основе которой лежали жертвоприношения сверхъестественным сущностям. Короли приносили жертвы богам, рассчитывая, что те позаботятся о Египте, поэтому статуи и рисунки представляли собой «место встречи сверхъестественных сил и реального мира». Во время ритуалов они становились обитаемыми, или завершенными, а разрушение статуй или игнорирование религиозных верований — факторы, которые могли нанести силе ущерб: «Поврежденная часть тела больше не может выполнять свою функцию. Без носа дух статуи не может жить, а значит, таким образом вандал может убить ее. А со сломанными ушами она не способна услышать молитвы». В эпоху фараонов люди очень боялись египетских скульптур и статуй: даже воры, искавшие ценные предметы, опасались мести покойного, если его статуя не обезображена. Что касается практики разрушения и осквернения изображений человека, то она восходит к началу египетской истории. Например, умышленное повреждение мумий в доисторическую эпоху связано с примитивной верой в то, что повреждение образа наносит вред человеку, которого он представляет. Вот почему фараоны издавать указы, налагающие суровые наказания на всех, кто осмеливался повредить изображающие их статуи. Воинам, собирающимся в бой, предписывалось изготовить восковую куклу врага, а затем уничтожить ее. Политические и культурные мотивы Древние египтяне пытались принимать особые меры для защиты скульптур, помещая их в ямы внутри могил или храмов. Однако эти методы тоже не помогали, тем более что люди, которые занимались разрушением статуй, были не просто вандалами. Их специально обучали для этой цели. В эпоху фараонов на статуе обычно было выгравировано имя изображённого человека, а значит, человек, который обезображивал статую, умел читать. © CC BY-SA 2.0, Anne Petersen | Перейти в фотобанкСтатуя царицы Хатшепсут в Метрополитен-музее Как считает Эдвард Блайберг, масштабное уничтожение статуй на самом деле было политически мотивировано. В первую очередь это объясняется тем, что разрушение памятников помогало начинающим правителям переписывать историю в свою пользу. Наиболее ярким примером является уничтожение наследия цариц Хатшепсут и Нефертити, в результате чего связанные с ними символы визуальной культуры исчезли. Наряду с политическим фактором огромную роль в изменении восприятия статуй с течением времени сыграл культурный аспект. В раннехристианский период в Египте (между I и II веками нашей эры) боялись богов, якобы обитающих в статуях, их считали дьявольскими духами. Статуи, которым приносились жертвы, уродовали, чтобы искоренить язычество,. После исламского вторжения в VII веке нашей эры исследователи заметили, что египтяне утратили чувство страха перед этими древними артефактами. В этот период каменные статуи регулярно разбивались на прямоугольники и использовались в строительстве.

Следующая похожая новость...
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)

      
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика