«Многие уже летают». Как футболист-ампутант учит хоккею особенных детей - «Спорт»
У спортсменов уже есть первые успехи. / Дмитрий Удалов / Из архива героя публикации
Мы встретились с Дмитрием Удаловым на очередной тренировке, где он обучал азам следж-хоккея подопечных. Как заслуженный мастер спорта России, игрок сборной страны по футболу (среди ампутантов) и следж-хоккею, чемпион мира и Европы решил взять на себя столь тяжёлый груз ответственности за развитие необычного вида спорта на Алтае, с какими трудностями ему приходится сталкиваться и как он их преодолевает, Дмитрий Андреевич рассказал корреспонденту altai.aif.ru.
Досье
Дмитрий Удалов родился в Горьком (ныне - Нижний Новгород) в 1984 году. В 1993 году потерял ногу - попал под поезд. После школы поступил в специальное училище для инвалидов на специальность, где познакомился с футболом для ампутантов. Играл за профессиональные клубы Нижнего Новгорода, Барнаула и Турции. Сейчас игрок футбольного клуба «Динамо» (Барнаул). Заслуженный мастер спорта России. Игрок сборных России по футболу (ампутанты) и следж-хоккею. Дважды признавался лучшим футболистом планеты, трёхкратный чемпион мира и двукратный чемпион Европы, учится в Великолукской государственной академии физической культуры на тренера.
В Сочи не попал из-за травмы
Анатолий Медведев, altai.aif.ru: Дмитрий, с чего всё началось?
Дмитрий Удалов: Я сам познакомился со следж-хоккеем в 2009 году. У нас многие футболисты-ампутанты перешли в этот вид спорта, когда спортивное руководство страны приняло решение создать команду на Паралимпийские игры в Сочи в 2014 году. К сожалению, я туда не попал, потому что буквально за три месяца до начала получил травму.
Но всё-таки хоккей решил не оставлять, и возникло такое желание открыть секцию в Барнауле для ребятишек с ограниченными возможностями здоровья. Тем более, что в феврале этого года в Барнауле побывала представительная делегация во главе с моей хорошей знакомой Анастасией Борадочёвой, президентом федерации адаптивного хоккея России. Они ездят по стране и проводят тренировочные сборы с целью популяризации следж-хоккея. Я приглашал на эти показательные тренировки по всем своим каналам ребятишек и их родителей, чтобы они познакомились с этим видом спорта. Желающих набрал в группу, и мы начали заниматься.
- Где нашли деньги на стартап?
- В федерации же адаптивного хоккея нам подсказали подать заявку на грантовую поддержку. И нам удалось выиграть миллион рублей. Кроме того, помогли спонсоры: ортопедическая компания, крупная торговая сеть, спортивный магазин и Александр Ерохин, футболист из «Зенита» (Санкт-Петербург), мой друг и уроженец Барнаула.
Редкие свободные минуты Дмитрий уделяет супруге и дочери. Фото: Из архива героя публикации/ Дмитрий Удалов
Благодаря этой помощи нам удалось оплатить аренду льда до апреля 2024 года, приобрести сани и хоккейную амуницию на полноценный состав команды из 12 спортсменов. На это ушли практически все деньги от гранта и спонсорской помощи.
Прогресс налицо
- Когда прошла первая тренировка?
- Мы провели первые тренировки на льду в середине сентября этого года. Мне помогает Игорь Кузнецов из организации для инвалидов «Инваспорт».
- Сколько желающих к вам записалось?
- В расширенном списке у нас 28 человек. Кто-то приходит с тяжёлой формой заболевания, они понимают, что не могут заниматься. Но мы всё равно никого не бросаем, они у нас в группе. Если куда-то поедем, мы их обязательно возьмём с собой. А так стабильно, человек 15 у нас приходит на тренировки. По субботам - аншлаг.
В шестой раз. Как барнаульские футболисты-ампутанты стали чемпионами России
Подробнее
- Какой возраст у ваших подопечных?
- От 10 до 15 лет. Но это не значит, что детям помладше к нам путь закрыт. Мы приглашаем ребятишек от семи лет, и всех рады видеть.
- Как успехи у ребят?
- Несмотря на короткий период с начала занятий, прогресс налицо. У них уже получается с катанием - это базовый элемент. Конечно, часовых тренировок не хватает, но всё равно стараемся выжать максимум: подсказать, передать свой многолетний опыт. Следующая задача - наладить игру с шайбой, владением клюшками (в следж-хоккее их две, чтобы не только вести шайбу, но и удерживать равновесие. - Прим. ред.).
По сравнению с началом, конечно, многие уже летают. Но ещё есть к чему стремиться. Это дело не одного года. Сезон уйдёт только на то, чтобы они только более-менее кататься на санках научились. Этому упражнению и уделяется наибольшее время.
Глоток воздуха
- Какие у вас ближайшие и далеко идущие планы?
- Основная задача - подготовить команду к фестивалю следж-хоккея в Сочи в апреле 2024 года. В ближайших планах - товарищеский матч в Новосибирске, куда мы хотим съездить одним днём, посмотреть их уровень, обменяться опытом, как тренерским, так и игровым. Чтобы ребята тоже увидели, что это такое. В марте нас пригласили в Омск, там будет проходить Кубок Сибири, в котором примут участие команды из Красноярска, Омска, Новосибирска. То есть два подготовительных турнира перед Сочи у нас есть, чтобы получить полноценную игровую практику.
- Сколько денег потребуется для поездок на турниры, и какие идеи, где их взять?
- 500-600 тысяч рублей точно надо. Ищем везде, где придется, и будем благодарны любой помощи. Родителям точно не потянуть. Не каждая семья, тем более с ребёнком с ограниченными возможностями сможет найти такие деньги. Им и так много вкладывать приходится. Большинству из детей необходимо присутствие сопровождающего лица, без него, например, тот же колясочник не справится с бытовыми проблемами.
Головная боль - не только организация выездов на турниры. Мы хотели бы заниматься на льду в круглогодичном режиме, естественно, с перерывом на пару летних месяцев. А это тоже стоит немалых денег. Хотелось бы и в межсезонье занять ребят, в оздоровительном лагере провести сборы по общей физической подготовке и ЛФК.
Женское дело. В Барнауле 20-летняя девушка судит мужчин на футбольном поле
Подробнее
- О чём ещё болит голова?
- Главное - чтобы у нас никто из игроков не «отклеился». Чтобы нас заметили и не бросали на полпути. Потому что родители на нас смотрят с надеждой, искренне благодарят, очень довольны, что дети заняты интересным и полезным делом.
Раз мы взялись, будем продолжать это. Для ребятишек это - глоток воздуха. Это и физическое развитие, так необходимое для реабилитации и эмоциональная разгрузка, потому что они выходят с тренировки уставшие, но им по кайфу эта усталость. Это настоящий спорт. Это динамика, физиологическое укрепление организма. У больных ДЦП ребятишек и корпус, и ножки-ручки слабые, а на тренировках это всё укрепляется. Получается, что у нас и реабилитационный процесс идёт параллельно. Даже пока больше реабилитационный, чем спортивный. Я до поры никого не нагружаю максимально, больше в щадящем режиме.
Плюс новые знакомства, друзья, круг общения, социализация. Для них же кроме четырёх стен особо ничего не было. А тут всё сразу - и зарядка, и общение, и развлечение, и стимул развиваться, преодолевать себя, и путь спортивных достижений. Это ведь командный вид спорта, где ты сплачиваешься с другими людьми, где ты должен нести ответственность за каждого. Один за всех и все за одного.
Девушка на ринге. Барнаульская спортсменка в 18 лет стала чемпионкой по ММА
Подробнее
- Ну и последний вопрос, который напрашивается: Зачем тебе все это надо? Успешному, действующему на два фронта (футбол, хоккей), учащемуся на тренера…
- Может, это прозвучит банально, но без этой спортивной суеты жить не могу!
Следующая похожая новость...