«Заборные» технологии для челябинской экологии - «Культура»
Жители Металлургического района города задыхаются от вредных выбросов предприятия, которое по бумагам закрыто
Кабинет пресс-службы министерства экологии Челябинской области в день приезда в регион и.о. губернатора Алексея Текслера напоминал растревоженный улей. Ее руководитель Марина Дымова эмоционально говорила то с одним, то с другим собеседником, телефоны ее практически не умолкали.
Нечто подобное мы и ожидали увидеть в кабинетах регионального экологического ведомства, специально прилетев в город в день появления здесь нового областного главы. Тем более, что перед командировкой Текслера в Челябинск президент напутствовал назначенца напоминанием о большом количестве экологических проблем в Челябинской области.
Бывший мэр Норильска, знающий об экологии не понаслышке, обещал не откладывать решение этих задач в долгий ящик.
«Подняли над медведем квадрокоптеры»
Между тем, телефонная активность в отвечающем за экологию министерстве, как выяснилось, была связана вовсе не с приездом в регион нового руководителя, а с… проснувшимся от зимней спячки медведем в засекреченном городе Снежинске.
Косолапый стал героем youtube в декабре прошлого года.
Несмотря на то, что город закрытый, обнесен заграждениями и охраняется вооруженной охраной, мишка непостижимым образом прошел все кордоны спецслужб, соорудил себе недалеко от котельной нечто похожее на «гнездо» из веток, и залег в спячку. К чести местных властей, они не поддались на предложения охотников ликвидировать косолапого диверсанта, а выставили возле хозяина снежинского леса круглосуточную охрану.
И вот, в марте, не иначе, как почуяв приезд нового «хозяина» региона, перезимовавший под объективами видеокамер медведь проснулся. К его пробуждению в Снежинске подготовились: поставили перед берлогой большую клетку с приманкой. Но когда мишка начал шевелиться, вдруг вспомнили, что для отлова зверя нужно официальное разрешение.
Марина Дымова в наш приезд как раз и занималась медвежьим вопросом.
- Подняли над медведем квадрокоптеры, ведем наблюдение по всему периметру!.. - слышался из трубки пресс-секретаря взволнованный голос заместителя главы администрации Снежинска.
Документы на отлов зверя в министерстве экологии подготовили, но отдавать их приехавшему мэру Снежинска наотрез отказались.
- Вам нужно прислать в Челябинск специального человека с охотничьим билетом и заплатить госпошлину в 650 рублей, - терпеливо объясняла Марина Валерьевна наседавшим на нее по телефону самым разным снежинским чиновникам, «курировавшим», каждый по своему ведомству, косолапого гостя города.
Мы подробно описали проходившую операцию по спасению мишки для того, чтобы показать, как сложно порой российским чиновникам выполнять свои должностные обязанности и не нарушать при этом букву закона. И это без всякой иронии.
- У меня только на мобильный звонят по десять раз в день, - тяжело вздохнула Марина Дымова, когда у нее выдалась, наконец, свободная минута. – Не всегда и не все мы можем решить, тем более сразу. У нас, к примеру по одному из заводов сейчас идут несколько тяжб. Три разных предприятия арендовали у него территорию, и каждый сам по себе коптит небо, и на них идут жалобы. А мы не можем туда зайти, потому что владелец завода говорит: я ничего не произвожу, производят они.
Марина Валерьевна, сама того еще не ведая, описывала ситуацию, ради которой мы и приехали в Челябинск. И, кстати, тоже прихватили с собой в командировку квадрокоптер. На встречу с медведем мы, конечно, не рассчитывали, но по опыту предыдущей поездки в Челябинск знали, что иного способа заглянуть, что происходит за высокими заборами заводов, кроме как с помощью летающей камеры, нет.
«Завод не заповедник, чтобы его показывать»!
Побывав здесь в начале февраля, мы опубликовали статью о предприятии, производящем из асбеста, нефраса и других крайне вредных веществ материалы для изготовления огнеупорных прокладок. Наше внимание обратил на себя прежде всего тот факт, что руководитель предприятия и, судя по всему, его совладелец Александр Стародумов https://www.rusprofile.ru/person/starodumov-aa-745302061902 рекламирует себя как очень успешный бизнес-коуч, прошедший обучение в зарубежных университетах. Он даже активно проводит тренинги для коллег-предпринимателей и представителей органов власти, о чем с гордостью рассказывает у себя в Фейсбуке и ВКонтакте. Тренинги проходят под названием «Как создать успешный бизнес».
И при этом, согласно решению Советского суда по делу № 2-528/2018 от 25 января прошлого года, его компания ООО «Техно проф» занималась, по сути, нелегальным производством, не имея разрешительных документов и нарушая экологические нормы. Вот такой был создан «успешный бизнес»!
«Ответчиком осуществляется выброс вредных и загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарным источником без разрешения, выданного территориальным органом в области охраны окружающей среды, - указала в своем решении судья Л.В. Хабарова. – Предприятием не проведена инвентаризация стационарных источников и выбросов вредных и загрязняющих веществ в атмосферный воздух; не разработан и не утвержден в установленном порядке проект нормативов ПДВ, отсутствует паспорт на пылегазоулавливающие установки на промышленную площадку»…
К слову сказать, в Европе вообще запрещено любое производство с использованием асбеста. Даже с применением новых технологий, нейтрализующих вред от этого вещества. Согласитесь, при таких методах ведения бизнеса нужно обладать достаточным цинизмом, чтобы бравировать перед коллегами и чиновниками своими зарубежными дипломами и учить их бизнесу. Если твоя фирма травит жителей выхлопами от асбестовой смеси и по ночам завозит бензин, чтобы не уличили в нарушении правил безопасности, то не нужно хотя бы изображать из себя Илона Маска!
Об этой, мягко говоря, забавной истории мы узнали из федеральных СМИ и собирались упомянуть о ней в челябинском репортаже мимоходом, как пример демагогии сегодняшних «продвинутых» менеджеров. Но обратили внимание, что, судя по информации в Интернете, продолжали продавать продукцию из асбеста и паронита, несмотря на решение суда о приостановлении производства.
Мы позвонили в компанию с просьбой прокомментировать ситуацию и показать, что у них изменилось за прошедший год.
«Завод не заповедник, чтобы его показывать»! – ответил нам человек, заявивший, что он уполномочен говорить от имени руководства предприятия. Сотрудник назвался Михаилом, но не назвал ни фамилию, ни должность. На просьбу дать электронный адрес, по которому можно было бы направить редакционные вопросы, «Михаил» посоветовал послать письмо «Почтой России».
Получив такие, мягко говоря, уклончивые ответы, мы решили не отступать. Случай продолжить расследование представился через полтора месяца, когда в Челябинской области поменялся руководитель. В числе причин отставки предыдущего губернатора Бориса Дубровского назывались в том числе и нерешенные за пять лет вопросы в экологической сфере. Как известно, Челябинск вместе с Магнитогорском попал в майские указы президента с поручением до 2024 года снизить здесь загрязнение атмосферы на 20%.
Но дело продвигалось ни шатко ни валко. Дошло до того, что руководство региона обвинили в саботаже экологического поручения Путина и жонглированием цифр: вместо требуемого сокращения загрязнения минимум на 20% в результате реализации плана, согласно намеченным мерам, получалось снизить выбросы только на 4%. При этом на мероприятия область должна была получить из федерального бюджета десятки миллиардов рублей.
На примере конкретного предприятия, попавшего в поле зрения редакции, мы решили попытаться показать, насколько сложно придется Владимиру Путину и Алексею Текслеру делать чище уральский воздух…
«Пишите письма!»
- У меня должно быть указание от исполняющего обязанности министра взять ваше дело в работу, - сказала нам пресс-секретарь Марина, когда мы предложили ей поучаствовать вместе с нами в проверке того, как исполняется решение суда предприятием, незаконно занимавшимся асбестовым производством. Тем более, что министерство экологии, как говорилось в материалах Советского районного суда, также участвовало в мониторинге предприятия и помогало готовить прокуратуре Металлургического района исковое заявление. Казалось бы, это профильное министерство должно было поставить вопрос на контроль и убедиться, что угроза экологии ликвидирована.
– Пишите письмо на имя нашего министра, чтобы я получила полномочия вами заниматься, - посоветовала нам Марина Дымова. – После этого мы напишем письмо в прокуратуру, в течение месяца получим ответ…
В общем, не спешат в Челябинске заниматься экологией. Бюрократия пока сильнее забот о природе и чистом воздухе. Между тем, в прокуратуре Металлургического района московского корреспондента согласились принять без всяких предварительных писем. Гостей из столицы встретил сам прокурор Павел Диденко.
- Организация, которая там работала, свою деятельность прекратила, мы проверяли это место последний раз прошлым летом, там ничего не дымилось, все было закрыто, - заверил нас Павел Викторович.
По словам прокурора Металлургического района, ООО «Техно проф» якобы производило продукцию на улице Аджарская, 2, но было зарегистрировано на улице Потребительской, 32 б, расположенной в Советском районе города. Именно этим обстоятельством объяснялось то, что ведомство подало в суд другого района - Советского. Кроме того, как выяснилось на Потребительской улице было расположено еще одно производство этой компании.
Сайта фирмы ООО «Техно Проф» в интернете не найти. Зато отыскался красивый портал компании со сходным названием «Техно Драйв». На сайте говорится, что именно эта организация «серийно производит» и продает в Челябинске продукцию из асбеста и паронита. При этом сертификат соответствия на «продукцию из паронита марок ПОН, ПМБ, ПМБ-1, ПК, ПА, ПЭ, ПОН-А, ПОН-Б, ПОН-В и прокладок из него» за №1604039 был почему-то выдан на ООО «ТД Актив». Причем срок действия сертификата, как можно было с трудом рассмотреть на этом документе из-за его мелкого размера, закончился еще 25 января 2018 года.
Выходит, что судилась с органами прокуратуры и министерством экологии Челябинской области за несоблюдение природоохранных требований компания «Техно Проф», а вот получала сертификаты соответствия на изготовленную незаконным образом продукцию уже фирма «ТД Актив»? В свою очередь, торговало этой продукцией, выдавая ее за свою, ООО «Техно Драйв»?
Погуглив в интернете, мы обнаружили, что объединяет все эти три фирмы то, что их соучредителем и генеральным директором значится, по данным ЕГРЮЛ, некто – «Александр Стародумов».
«Я предприниматель с многолетним стажем, - прочитали мы самопрезентацию Александра в его аккаунте ВКонтакте. - Учредитель крупной производственной компании «Техно Драйв», занимающей треть рынка своей ниши в России и СНГ. Я профессиональный коуч «Ericsson College Internationale» (Канада), ученик Роберта Дилтса «Dilts Strategy Group», окончил MBA The Open University; сертифицированный специалист по Agile. Пройдя все эти обучения, я понял одну неочевидную вещь, которая мне позволила сделать настоящий рывок в личной жизни и достичь финансовых показателей в бизнесе, о которых я раньше мог только мечтать».
Как пишет Александр, в свое обучение он вложил более 5 миллионов рублей, зато теперь зарабатывает более одного миллиона рублей в месяц.
Поскольку запись была датирована мартом этого года, мы никак не могли понять, как же предприятию удается занимать «треть рынка своей ниши в России и СНГ», если в прошлом году основное производство по решению суда было приостановлено, а организация, по информации прокурора Металлургического района, свою деятельность прекратила?
И мы поехали на улицу Аджарская – своими глазами посмотреть на закрытое производство.
«Кто сказал, что завод закрыли?»
По адресу, который нам дали в прокуратуре, находились добротные каменные здания, обнесенные высоким металлическим забором. По виду место напоминало хорошо укрепленную крепость. Вначале забор был высотой до двух метров, но недавно его высоту увеличили, нарастив их новыми металлическими листами – на это указывает их более «свежий» цвет.
На «парадных» воротах висели таблички «Общество с ограниченной ответственностью УЛИХ», «Посторонним вход воспрещен», «Внимание: ведется видеонаблюдение». В дверь был встроен кнопочный замок, и пройти за ворота можно было, лишь набрав нужное сочетание цифр. Мы позвонили, из-за «крепостной стены» доносился шум автомобильного мотора и разговоры людей, но в «спикер» нам никто не ответил. Неприятный резкий запах указывал на то, что закрытое по бумагам предприятие на самом деле продолжало коптить челябинское небо. Буквально в трех сотнях метров располагались жилые дома. Мы заметили у калитки одного из жильцов и подошли.
- Кто вам сказал, что завод закрыли? Как работал, так и работает, - удивленно пожал плечами местный житель.
По его словам, остановка производства длилась не более двух недель. Но сейчас работа кипит и днем, и ночью. Другие жители это подтвердили, предупредив, что без полиции на территорию предприятия нам не войти.
- Они открывают только своим, - со знанием дела объяснил здешний активист Архан Маратович Миргалеев. – Когда поднялся шухер, они тут же сменили вывеску, поменяли название. Подняли забор, поставили камеры. Говорят, секретное производство!
А по сведениям еще одного местного жителя, Александра Шваля, все выбросы в атмосферу с вредоносного производства происходят через систему вытяжных труб. В итоге жильцам близлежащих домов во время вредных выхлопов нечем дышать, у многих – проблемы со здоровьем.
- Я однажды чуть не зарыдал, прямо голову сносит, когда дует ветер в нашу сторону. А летом что будет? Окошки вообще не открыть. Крематорий натуральный! - пожаловался Александр Шваль.
Здешние жители говорят, что отчаялись: не помогают ни жалобы, ни заявления. По словам руководителя депутатского центра Металлургического района Валентины Кабировой, от жителей поселка Першино, где живут более тысячи жителей, поступило уже несколько десятков жалоб.
Мы посмотрели в открытых источниках информацию о создании компании ООО «Улих». Оказалось, что зарегистрирована она была 22 февраля 2018 года, то есть через месяц после судебного решения Советского районного суда, приостановившего деятельность производственных объектов ООО «Техно Проф». Причем, компания оказалась зарегистрирована не в Челябинске, а в одном из районных центров Башкортостана. Это тот самый случай, о котором нас предупреждала Марина Дымова из министерства экологии: ее ведомство может проверять только предприятия, зарегистрированные в регионе. Да и судиться тем же надзорным органам, если будет необходимость, предстоит по месту регистрации фирмы – в Башкортостане.
Так что, получается, что ушлые предприниматели, козыряя корочками канадских университетов, переигрывают и экологическое министерство, и прокуратуру, и даже нового и.о. губернатора Текслера. Да и президента, если разобраться, «черные» производственники тоже игнорируют, полагая, видимо, что им все сойдет с рук. Однако, как известно, отечественная надзорная машина хоть и долго запрягает, зато потом быстро едет. И если предприниматели намереваются нажиться на временной нерасторопности местной и федеральной властей, то совершают большую ошибку. Бывшему вороватому столичному министру Абызову не удалось схорониться от закона даже в солнечной Италии. А вот в Челябинске, видимо, решили, что за высокими заборами на улице Аджарской они не только надежно укрыты от прокуроров и судов, но и могут себе позволить и дальше нарушать законодательство, как ни в чем ни бывало, продолжая свой незаконный бизнес.
В заключение этой, конечно, еще не оконченной истории следует добавить, что председатель Комитета по экологии Госдумы РФ Владимир Бурматов избирался от того самого Металлургического района Челябинска, где и забаррикадировалось вредное производство. Удивительно, что с такими законодательными ресурсами Челябинская область до сих пор не может справиться с проблемой, которая по нынешним принципиальным временам должна решаться в два счета.
Следующая похожая новость...